г. Владивосток |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А59-2423/2019 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-4951/2019
на решение от 24.06.2019
судьи И.Н. Шестопала,
по делу N А59-2423/2019 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская больница" (ОГРН 1106501009218, ИНН 6501232250)
к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
о признании незаконными решений от 25.01.2019 N 074S19190001070, от 28.01.2019 N 074S19190001106, от 28.01.2019 N 074S19190001105, от 28.01.2019 N 074S19190001107, от 28.01.2019 N 074S19190001112, от 28.01.2019 N 074S19190001109, от 28.01.2019 N 074S19190001111, от 28.01.2019 N 074S19190001110, от 28.01.2019 N 074S19190001118 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части размера финансовой санкции,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная детская больница" (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, пенсионный фонд) о признании незаконными решений от 25.01.2019 N 074S19190001070, от 28.01.2019 N 074S19190001106, от 28.01.2019 N 074S19190001105, от 28.01.2019 N 074S19190001107, от 28.01.2019 N 074S19190001112, от 28.01.2019 N 074S19190001109, от 28.01.2019 N 074S19190001111, от 28.01.2019 N 074S19190001110, от 28.01.2019 N 074S19190001118 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части размера финансовой санкции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области, вынесенным в резолютивной форме 18.06.2019, заявленные требования учреждения удовлетворены. В пользу заявителя также взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 27 000 рублей.
24.06.2019 судом первой инстанции по ходатайству пенсионного фонда от 20.06.2019 составлено мотивированное решение, в котором арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", так как учреждение в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении, имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях, ошибок и несоответствий, реализовало свое право на представление органу пенсионного фонда дополняющих сведений по форме СЗВ-М.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.06.2019 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает, что на основании сверки управления о представленных форм СЗВ-М и форм РСВ-1 за 2016 год учреждение 09.10.2018 представило сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель - декабрь 2016 года о застрахованных лицах, ранее отсутствовавших в отчете по форме СЗВ-М "исходная".
Поскольку учреждением представлены дополняющие формы за апрель - декабрь 2016 года за пределом установленного законом срока и на лица, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, то это является основанием для применения к нему финансовых санкций.
Апеллянт считает, что необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, которой не предусмотрена возможность освобождения страхователя от ответственности за предоставление им дополняющих форм застрахованных лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись.
В установленный определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 срок заявитель не представил в материалы дела письменный отзыв на жалобу.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Из материалов дела следует, что управлением в отношении заявителя проведена сверка представленных данных отчетности по формам СЗВ-М и РСВ-1 за 2016 год, в ходе которой были выявлены расхождения в виде не отражения в СЗВ-М сведений за апрель 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц, за май 2016 года в отношении 21 застрахованного лица, за июнь 2016 года в отношении 19 застрахованных лиц, за июль 2016 года в отношении 26 застрахованных лиц, за август 2016 года в отношении 7 застрахованных лиц, за сентябрь 2016 года в отношении 7 застрахованных лиц, за октябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, за ноябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, за декабрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц.
09.10.2018 страхователь представил в адрес пенсионного фонда дополняющие сведения обо всех застрахованных лицах, в отношении которых были выявлены расхождения, по формам СЗВ-М за апрель - декабрь 2016 года.
По результатам камеральной проверки пенсионный фонд выявил правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По факту нарушения срока представления отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М с целью применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, управлением были составлены и вынесены:
- за апрель 2016 года акт от 19.12.2018 N 074S18180009447 и решение от 25.01.2019 N 074S19190001070 с требованием уплатить 6 500 рублей (13 застрахованных лиц * 500 рублей),
- за май 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009451 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001106 с требованием уплатить 10 500 рублей (21 застрахованное лицо * 500 рублей),
- за июнь 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009452 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001105 с требованием уплатить 9 500 рублей (19 застрахованных лиц * 500 рублей),
- за июль 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009453 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001107 с требованием уплатить 13 000 рублей (26 застрахованных лиц * 500 рублей),
- за август 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009454, и решение от 28.01.2019 N 074S19190001112 с требованием уплатить 3 500 рублей (7 застрахованных лиц * 500 рублей),
- за сентябрь 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009457 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001109 с требованием уплатить 3 500 рублей (7 застрахованных лиц * 500 рублей),
- за октябрь 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009458 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001111 с требованием уплатить 1 000 рублей (2 застрахованных лица * 500 рублей),
- за ноябрь 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009459 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001110 с требованием уплатить 1 000 рублей (2 застрахованных лица * 500 рублей),
- за декабрь 2016 года акт от 20.12.2018 N 074S18180009461 и решение от 28.01.2019 N 074S19190001118 с требованием уплатить 1 000 рублей (2 застрахованных лица * 500 рублей).
Считая указанные решения не законными и нарушающими права и законные интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код):
- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
Как следует из проанализированных актов и решений учреждение привлечено к ответственности за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за отчетные месяцы с апреля по декабрь 2016 года.
Однако из материалов дела следует, что учреждением представлены в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М (тип формы "исхд"):
- 04.05.2016 на 576 застрахованных лиц за апрель 2016 года,
- 01.06.2016 на 568 застрахованных лиц за май 2016 года,
- 01.07.2016 на 572 застрахованных лица за июнь 2016 года,
- 04.08.2016 на 580 застрахованных лиц за июль 2016 года,
- 11.08.2016 на 592 застрахованных лица за август 2016 года,
- 05.10.2016 на 593 застрахованных лица за сентябрь 2016 года,
- 01.11.2016 на 591 застрахованное лицо за октябрь 2016 года,
- 02.12.2016 на 584 застрахованных лиц за ноябрь 2016 года,
- 09.01.2017 на 579 застрахованных лиц за декабрь 2016 года.
Пенсионным фондом не оспаривается, что названные первоначальные отчетности исходной формы СЗВ-М за апрель-декабрь 2016 года направлены учреждением в управление с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и были приняты согласно имеющимся в материалах дела протоколам проверки отчетности.
09.10.2018 страхователь представил в адрес пенсионного фонда дополняющие сведения за апрель 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц, за май 2016 года в отношении 21 застрахованного лица, за июнь 2016 года в отношении 19 застрахованных лиц, за июль 2016 года в отношении 26 застрахованных лиц, за август 2016 года в отношении 7 застрахованных лиц, за сентябрь 2016 года в отношении 7 застрахованных лиц, за октябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, за ноябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, за декабрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Следовательно, в данном случае учреждение своевременно исполнило свою обязанность по представлению в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за апрель-декабрь 2016 года.
Представление дополняющей формы сведений с нарушением установленного срока не образует состава правонарушения по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что представление заявителем дополняющей формы сведений в отношении застрахованных лиц, которые не были указаны в исходных сведениях, нельзя признать скорректированными (уточненными), судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
В свою очередь статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.
Согласно пункту 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Представленные в материалы дела акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные месяца апрель-декабрь 2016 года датированы от 19.12.2018 и от 20.12.2018, то есть после того, как учреждение 09.10.2018 направило сведения по формам СЗВ-М с типом "доп".
Изучив довод пенсионного фонда о том, что документ, именуемый "Сверка представленных форм СЗВ-М и форм РСВ-1 ЗЛ есть в РСВ-1 и нет в СЗВ-М", был направлен учреждению ввиду обнаружения недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М или РСВ-1 за отчетные месяца апрель-декабрь 2016 года, и на основании него учреждение представило дополняющие сведения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений абзаца 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и пункта 37 Инструкции N 766н следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Однако из представленной сверки невозможно однозначно установить, какие именно ошибки и (или) несоответствия выявлены пенсионным фондом.
Кроме того, по форме документ, именуемый "Сверка представленных форм СЗВ-М и форм РСВ-1 ЗЛ есть в РСВ-1 и нет в СЗВМ", не соответствует уведомлению, форма которого утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 N 1058п "Об утверждении форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и о признании утратившим силу постановления Правления ПФР от 29.07.2016 N 684п".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в акте и в решении пенсионного фонда также нет сведений о направлении фонду страхования уведомления об исправлении ошибок.
Доказательства вручения именно уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий в отчетностях за апрель-декабрь 2016 года в материалах дела отсутствуют.
Однако в материалах дела имеется подтверждение отправки заявителю 05.10.2018, посредством электронного документооборота, сверки СЗВ-М и РСВ-1 за 2016 год, согласно которой необходимо в течение 5 рабочих дней представить достоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") или РСВ-1 за 2016 год.
Таким образом, судом установлено, что, реализуя свое право, предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N766н, учреждение, в течение пяти рабочих дней со дня получения документа под названием "Сверка представленных форм СЗВ-М и форм РСВ-1 ЗЛ есть в РСВ-1 и нет в СЗВМ" представило органу пенсионного фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М "доп" за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расценив направленную в адрес учреждения сверку, как уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено неверных выводов.
Указание на безусловное применение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда лицо в силу указанных норм, получив уведомление об устранении имеющихся в ранее представленных индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, действуя добросовестно в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, представило органу пенсионного фонда дополняющие сведения, не может расцениваться как наличие оснований для применения санкций, поскольку, как уже указано, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная правовая позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Таким образом, оспариваемые решения пенсионного фонда от 25.01.2019 N 074S19190001070, от 28.01.2019 N 074S19190001106, от 28.01.2019 N 074S19190001105, от 28.01.2019 N 074S19190001107, от 28.01.2019 N 074S19190001112, от 28.01.2019 N 074S19190001109, от 28.01.2019 N 074S19190001111, от 28.01.2019 N 074S19190001110, от 28.01.2019 N 074S19190001118, о привлечении учреждения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не соответствуют требованиям Закона N 27-ФЗ и нарушают законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, судом первой инстанции правомерно взысканы с управления судебные расходы по уплате заявителем государственной пошлины в размере 27 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.06.2019 по делу N А59-2423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2423/2019
Истец: ГБУЗ "Областная детская больница"
Ответчик: ГУ-УПФР в г.Южно-Сахалинске