г. Москва |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А40-8991/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
С.Л.Захарова, И.А.Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Бриолайт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.2019 по делу N А40-8991/19 (139-76), принятое судьей Е.А.Вагановой
по заявлению ООО "Бриолайт" (ОГРН: 5147746312225, ИНН: 7716789156)
к Московскому УФАС России (ОГРН 1037706061150, ИНН 7706096339)
третьи лица: 1) ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги СЗАО"; 2) Департамент города Москвы по конкурентной политике
о признании незаконным и отмене решения
при участии:
от заявителя: от ответчика: от третьих лиц: |
не явился, извещен; Мамедова И.А. по дов. от 15.04.2019; 1) не явился, извещен;2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бриолайт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве о признании недействительным решения от 19.10.2018 по делу N 2- 57-13031/77-18 о нарушении законодательства о закупках.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2019 в удовлетворении заявления ООО "Бриолайт" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Бриолайт" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Московское УФАС России считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
ООО "Бриолайт" и привлеченные в качестве третьих лиц ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги СЗАО", Департамент города Москвы по конкурентной политике явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена судом на основании статей 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.09.2018 N 0173200001418001081-3 ООО "Бриолайт" было признано победителем электронного аукциона.
Обществом в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, был направлен подписанный проект контракта и обеспечение его исполнения в виде банковской гарантии от 05.10.2018 N 3120-БГ/18, выданной ПАО АКБ "Металлинвестбанк".
Вместе с тем, указанная банковская гарантия не была принята Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Автомобильные дороги СЗАО" в качестве обеспечения, поскольку не представлен документ, подтверждающий полномочия доверенного лица на осуществление выдачи банковских гарантий от имени ПАО АКБ "Металлинвестбанк".
Антимонопольный орган не согласился с подобными действиями учреждения, и соответствующие выводы названного органа участвующими в деле лицами не оспариваются.
Между тем, формируя итоговый вывод о признании жалобы необоснованной в остальной части, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что банковская гарантии не отвечала п. 9.6 проекта контракта.
Отказывая в удовлетворении требования, суд исходил из положений статей 45, 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пришел к выводу об обоснованности действий заказчика по отказу в принятии упомянутой банковской гарантии по причине ее несоответствия требованиям аукционной документации. Суд расценил подачу Обществом заявки на участие в закупочной процедуре как безоговорочное согласие заявителя в контексте части 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ на условия, предложенные заказчиком, ввиду чего указал, что несоблюдение обществом этих условий свидетельствует о невозможности со стороны Учреждения принять представленную им банковскую гарантию по причине ее несоответствия требованиям заказчика.
Не согласившись с указанными выводами суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное толкование условий банковской гарантии и неполное выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств.
В этой связи полагает обжалуемое решение суда первой инстанции незаконным и, как следствие, настаивает на его отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Оценивая законность судебного акта, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации об аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к такому обеспечению.
Проект контракта является неотъемлемым элементом аукционной документации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 45 указанного Закона банковская гарантия должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Определение таких обязательств находится в исключительной компетенции заказчика как лица, обладающего большим объемом публично-правовых обязательств в рамках закупок для государственных и муниципальных нужд, а потому наиболее заинтересованного в надлежащем исполнении контракта либо предоставлении ему возможности получить обеспечение его исполнения в целях возмещения собственных убытков, понесенных в результате срыва государственного контракта.
Закон о контрактной системе не является единственным правовым регулятором правоотношений в сфере закупок и заказчик вправе устанавливать и раскрывать требования, предъявляемые к обеспечению, непосредственно в аукционной (конкурсной) документации.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Во исполнение пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе учреждением в пункте 9.6 проекта контракта предусмотрено, что обеспечение его исполнения распространяется на случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств, неуплаты подрядчиком неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных контрактом, а также убытков, понесенных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по контракту.
В то же время, согласно пункту 1 банковской гарантии от 05.10.2018 N 3120-БГ/18, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения в дальнейшем принципалом своих обязательств по контракту, гарант уплачивает бенефициару денежную сумму в порядке и на условиях, предусмотренных названной гарантией.
При этом согласно пункту 3 гарантии "обязанность гаранта уплатить сумму гарантии возникает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения принципалом своих обязательств по контракту".
Оценив буквальное содержание пунктов 1 и 3 гарантии от 05.10.2018, суд, на основании оценки и внутреннего убеждения, основанного на полном и всестороннем рассмотрении дела, пришел к выводу, что ее условия не отвечали требованиям пункта 9.6 проекта контракта, поскольку обязательства гаранта фактически ограничены случаями невыполнения или ненадлежащего выполнения принципалом своих обязательств, но не включают в себя случаи неуплаты подрядчиком неустоек (штрафов, пеней), а равным образом убытков, понесенных заказчиком.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся доказательства, соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Как верно указал суд, все условия п. 9.6 проекта контракта должны были быть буквально воспроизведены в банковской гарантии
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о соответствии условий банковской гарантии установленным заказчиком требованиям, о нарушении срока рассмотрения банковской гарантии и отказа от заключения контракта, были подробно рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Вопреки доводам Общества, недобросовестности в действиях заказчика апелляционный суд не усматривает.
Все доводы, изложенные в жалобе, были рассмотрены апелляционным судом и признаны подлежащими отклонению. Заявленные в жалобе доводы свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем деле совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2019 по делу N А40-8991/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8991/2019
Истец: ООО "БРИОЛАЙТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ