г. Самара |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А55-6195/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Кротова А.И. (доверенность от 21.09.2018),
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Кротова А.И. (доверенность от 02.10.2018),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Ротор" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 августа 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ротор"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2019 года по делу N А55-6195/2019 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротор" (ОГРН 1126316003351, ИНН 6316174100), г. Самара,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
с участием третьего лица:
Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ротор" (далее - заявитель, общество, ООО "Ротор") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области) N 04-13/41892 от 13.09.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2017 год по земельным участкам площадью (60 326 кв.м., 230 кв.м.) с применением кадастровой стоимости по ВРИ "для размещения гаражей" и ставки 0,3% в сумме 404 471 руб., штрафа в сумме 80 894 руб. и пени в размере 39 378 руб., и обязании произвести перерасчет земельного налога за 2017 года, штрафа и пени по земельным участкам, площадью: 60 326 кв.м., 230 кв.м., исходя из кадастровой стоимости по ВРИ "для сельскохозяйственного производства" с применением ставки 1,5% как для прочих земельных участков (л.д. 5-8).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - третье лицо, УФНС по Самарской области).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019 по делу N А55-6195/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 91-94).
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, которым требования ООО "Ротор" удовлетворить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что при построении системы исчисления и уплаты земельного налога именно на государстве лежит обязанность обеспечения достоверности предоставляемых налогоплательщику-организации сведений, необходимых ему для целей налогообложения. Налогоплательщик не должен нести бремя неблагоприятных налоговых последствий, вызванных как неопределенностью положений законодательства, так и ненадлежащим применением норм государственными и муниципальными органами. То есть какие-либо действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, которые повлекли включение в ЕГРН неактуальной, по мнению налогового органа, кадастровой стоимости, сами по себе не могут служить основанием для изменения порядка определения налоговой базы по земельному налогу и влечь доначисление налогоплательщику недоимки и пени, притом что он не совершал каких-либо действий, на уклонение от уплаты налога.
Арбитражным судом Самарской области не учтено, что ООО "Ротор" не обращалось в органы Росреестра с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0102163:509, 63:09:0102163:514.
Согласно решения Думы городского округа Тольятти N 1245 от 09.11.2016 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года, утвержденный постановлением Тольяттинской городской Думы от 09.07.2004 N 1190 были внесены изменения в Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области и утверждена карта (схема) функционального зонирования территории городского округа Тольятти в новой редакции.
Согласно этим изменениям земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0102163:509, 63:09:0102163:514 находятся в территориальной зоне ПК-4 (зона коммунально-складских объектов).
Однако, приведение в соответствие сведений ЕГРН с измененной территориальной зоной и видом разрешенного использования указанных земельных участков муниципальными органами не осуществлено (л.д. 99-102).
Налоговый орган и третье лицо апелляционную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа и третьего лица отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя налоговой инспекции и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 63:09:0102163:509 площадью 230 кв.м., 63:09:0102163:514 площадью 60326 кв.м. с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Данные участки указаны заявителем в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год в качестве объектов налогообложения, с них исчислен земельный налог, исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, используемых "для сельскохозяйственного производства".
29.01.2018 ООО "Ротор" представило в Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, результаты которой отражены в акте от 17.05.2018 N 04-11/53590 (л.д.10-21).
Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение N 04-13/41892 от 13.09.2018 о привлечении ООО "Ротор" к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее 0 НК РФ) в виде штрафа в размере 80 894 руб., обществу доначислен земельный налог в размере 404 471 руб. и начислены пени в размере 39 378 руб. (л.д.22-39).
Налоговый орган при принятии решения исходил из того, что фактически спорные участки используются не по назначению. Так в ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102163:509 расположены одноэтажные здания и строения, а на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102163:514 расположены проезды между зданиями ГСК. С учетом указанных обстоятельств налоговая инспекция исчислила заявителю земельный налог исходя из среднего значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, используемых для размещения гаражей.
Вышеназванное решение налогового органа обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, которое решением от 30.11.2019 N 03-15/49094 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения (л.д.41-42).
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НК РФ. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним такого права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
Согласно пункта 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1, 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из содержания пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316).
Изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости такого участка.
В соответствии с пунктом 9, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений статьи 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанной правовой нормы устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Данный вывод подтверждается позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 по делу NА27-12216/2010.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, должно быть непосредственно связано (вызвано) с реальным изменением его фактического использования соответствующим пользователем.
Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных Законом требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Помимо изложенного, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Президиума от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 610) утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, кадастровых кварталов населенных пунктов в разрезе муниципальных образований Самарской области.
Постановлением N 610 удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале 63:09:0102163, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, установлен в размере 2 240,88 руб.
В ходе мероприятий налогового контроля, налоговой инспекцией выявлено, что по земельным участкам отсутствуют признаки сельскохозяйственной деятельности.
Из актов по результатам проведения мероприятий по контролю от 20.10.2017 N 5-221 и N 5-226, составленных сотрудниками Администрации городского округа Тольятти следует, что на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102163:509 расположены одноэтажные здания и строения, а на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102163:514 расположены проезды между зданиями ГСК.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о том, что принадлежащие ООО "Ротор" на праве собственности спорные земельные участки используются не в соответствии с их назначением, подтверждается материалами дела.
Материалами дела подтверждается обоснованность выводов налоговой инспекции о необходимости исчисления земельного налога, с учетом установленного Постановлением N 610 фактического удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м., земельных участков в кадастровом квартале 0102163, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок - 2 240,88 руб. При этом, кадастровая стоимость составляет: для земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102163:509 - 515 402 руб., для земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102163:514 - 135 183 327 руб.
Доказательств принятия мер налогоплательщиком по приведению земли в соответствии с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства" либо согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по переводу земель в другую категорию, в материалы дела не представлено.
Также не представлены доказательства обращения заявителя, как собственника земельных участков, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с заявлением об учете изменений объектов недвижимости.
Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции правильно признал обоснованным вывод налоговой инспекции о том, что ООО "Ротор", используя кадастровую стоимость, установленную без учета его фактического использования, при исчислении земельного налога за 2017 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 63:09:0102163:509, 63:09:0102163:514 получает необоснованную налоговую выгоду.
Обоснованность доводов налоговой инспекции подтверждается также решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2018 по делу N А55-10451/2018, котором признано правомерным доначисление земельного налога по спорным участкам за 2016 год по аналогичным основаниям (определение ВС РФ от 17.04.2019 N 306-ЭС19-4371).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение не противоречит закону и иным правовым акта, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июня 2019 года по делу N А55-6195/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6195/2019
Истец: ООО "Ротор"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Самарской области
Третье лицо: УФНС России по Самарской области