город Омск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А81-3838/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8944/2019) товарищества собственников жилья "Золотое кольцо" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2019 по делу N А81-3838/2019 (судья Садретинова Н.М.),
принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Золотое кольцо" (ИНН 8902011728, ОГРН 1068901008880)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102)
об оспаривании предписания от 15.02.2019 N 215,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Золотое кольцо" (далее - ТСЖ "Золотое кольцо", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 15.02.2019 N 215.
Решением от 23.05.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3838/2019 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным пункт 1 предписания департамента от 15.02.2019 N 215.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Золотое кольцо" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.05.2019 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3838/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на отсутствие:
- сведений о том, что товариществом при содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома были допущены нарушения поддержания нормативного температурно-влажностного режима на лестничных клетках, поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, необеспечения исправного состояния систем отопления и иных инженерных сетей, иных нарушений состояния общего имущества многоквартирного дома;
- ссылок на конкретную норму закона, требования которой были нарушены ТСЖ "Золотое кольцо" отсутствием отопительного прибора под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда дома.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве департамент просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от департамента поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.02.2019 N 215-ОД проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ "Золотое кольцо".
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
- в ходе обследования системы отопления в кв. 61 (2-эт) в доме N 8 по ул. Дзержинского, в г. Лабытнанги установлено, что в кухонном и спальном помещениях подводка трубопроводов системы отопления выполнена отдельно, подключена от нежилых (офисных) помещений первого этажа;
- трубопровод стояка системы отопления вышестоящих квартир (3-ий, 4-ый и 5-ый этажей) проходит транзитом и не учувствует в подаче теплоносителя в отопительные приборы данного жилого помещения;
- при обследовании нежилых (офисных) помещений 1-го этажа зафиксировано: трубопроводы системы теплоснабжения кв. 61 в доме N 8 по ул. Дзержинского, в г. Лабытнанги отключены и перекрыты вентили от подающего и обратного трубопроводов общедомовой системы теплоснабжения многоквартирного дома, в этой связи подача теплоносителя в нагревательные приборы кв. 61 в доме N 8 по ул. Дзержинского, в г. Лабытнанги (кухонное и спальное помещение), отсутствует;
- демонтирован отопительный прибор под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги,
что, по мнению департамента, является нарушением пунктов 3.2.2, 5.1.1, 5.2.1, 5.2.7, 5.2.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, подпункта "е" пункта 4, подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 15.02.2019 N 215.
Департаментом выдано товариществу предписание от 15.02.2019 N 215, в соответствии с которым предписано:
1) обеспечить подачу теплоносителя в нагревательные приборы квартиры 61 (кухонное и спальное помещение), то есть подачу по внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии,
2) установить демонтированный отопительный прибор под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского г. Лабытнанги.
Срок исполнения предписания - 29.03.2019.
Полагая, что выданным предписанием от 15.02.2019 N 215 нарушаются его права и законные интересы, ТСЖ "Золотое кольцо" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа 23.05.2019 принял решение по настоящему делу, обжалуемое заявителем в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным пункта 2 предписания департамента от 15.02.2019 N 215.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой товариществом части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда - государственного, муниципального и частного осуществляется с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее -Правила N 491).
При этом в силу пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил N 491 оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
Поскольку внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, следовательно, к общему имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления, которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами технической эксплуатации, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Разделом 2 Правил N 170 определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках.
Пунктом 5.1.1 названных Правил предусмотрено, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Согласно пункту 5.1.3 Правил N 170 для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11).
В силу пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (пункт 5.2.7 Правил N 170).
Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления (пункт 5.2.12 Правил N 170).
С учетом вышеприведенных норм суд первой инстанции обоснованно заключил, что:
- внутридомовая система отопления, в том числе оборудование, предназначенное для отопления более одного жилого и (или) нежилого помещения, относится к общему имуществу многоквартирного дома;
- при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме;
- лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В ходе проверки установлен факт демонтажа отопительного прибора под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги. Конвекторы системы отопления подъезда перенесены на межэтажную площадку (между 1 и 2 этажами).
При этом обстоятельством, послужившим для установления данного факта заинтересованным лицом, послужило расположение радиаторов отопления под лестничными маршами лестничных клеток в остальных подъездах многоквартирного дома, а также оставшиеся после демонтажа крепления (основания) радиаторов.
Означенные обстоятельства подтверждаются актом проверки, актом осмотра от 11.02.2019 состояния конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, дом N 8, и приложенным к нему фотоматериалом.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств, что в соответствии с технической документацией (схемы прокладки трубопроводов системы теплоснабжения и установленного на них оборудования на многоквартирный дом N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги) под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги не должен находится радиатор отопления, учитывая, что радиаторы отопления под лестничными маршами лестничных клеток первых этажей в остальных подъездах многоквартирного дома (во втором, третьем, четвертом) имеются (обратное не доказано), а также оставшиеся после демонтажа крепления (основания) радиатора.
Более того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции товариществом было подтверждено и в апелляционной жалобе не оспорено, что ранее под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги располагался радиатор отопления.
Между тем уменьшение общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
Заявителем не представлено доказательств того, что демонтаж отопительного прибора под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда многоквартирного дома N 8 по ул. Дзержинского в г. Лабытнанги осуществлялся в соответствии с установленным порядком и при наличии требуемого решения собственников помещений многоквартирного дома.
Изложенное свидетельствует о нарушении товариществом вышеприведенных законоположений, устанавливающих обязанность товарищества собственников жилья содержать в надлежащем состоянии общее имущество многоквартирного дома.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы об отсутствии нормы, нарушение которой было допущено заявителем при демонтаже отопительного прибора, отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие вышеприведенным положениям действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что вопреки позиции ТСЖ "Золотое кольцо", демонтаж отопительного прибора, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие соответствующего решения собственников помещений названного дома, сам по себе образует нарушение, не требующее дополнительного проведения исследований по определению температурно-влажностного режима на лестничных клетках.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что заинтересованное лицо правомерно вынесло предписание в отношении ТСЖ "Золотое кольцо" по устранению названного нарушения, указанного в пункте 2 предписания, а именно в части требования - установить демонтированный отопительный прибор под лестничным маршем лестничной клетки 1-го этажа 6-го подъезда, в связи с чем, отказав в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на товарищество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.05.2019 по делу N А81-3838/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3838/2019
Истец: ТСЖ "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного