г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А56-146411/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Несмияна С.И., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Лолуа Л.А.
при участии:
от истца: Сунхарова Т.Х. по доверенности от 26.06.2019,
от ответчика: Павелец К.В. по доверенности от 13.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15662/2019) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2019 по делу N А56-146411/2018 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Гороховая д.50, пом. 7Н; Россия 190068, Санкт-Петербург, Садовая д.55-57; Россия 191186, г Санкт-Петербург, ул КАЗАНСКАЯ д. 4, лит. А, пом. 3Н, ОГРН: 1147847277852); ответчик: Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (место нахождения: 193167, г Санкт-Петербург, пр-кт Невский 176, ОГРН: 1027809248378)
о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому Государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик) о взыскании 994 962 руб. 04 коп. в качестве оставшейся части платы за горячее, холодное водоснабжение, а также электроснабжение, начисленных с учетом повышающего коэффициента и 22 899 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решением арбитражного суда от 13.03.2019 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу, что ответчик не является собственником жилых помещений государственного жилищного фонда, а также представителем города Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в связи с чем не несет расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями, а также не несет обязанности по установке приборов учета.
В апелляционной жалобе истец просил отменить указанное решение, полагая, что выводы суда первой инстанции в части отсутствия права предъявления счетов за коммунальные услуги к публичному собственнику являются несостоятельными и противоречат нормам Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса РФ, а также иных подзаконных актов Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 "Об изменении целей и определении предметов деятельности Санкт-Петербургских государственных учреждений - районных жилищных агентств" районные жилищные агентства наделены полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе, при создании и деятельности товариществ собственников жилья, а также при выборе и осуществлении иных способов управления многоквартирными домами. Таким образом, на ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" возлагается обязанность по оснащению помещений, принадлежащих на праве собственности городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета и несению расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, оплате коммунальных услуг. Податель жалобы полагает, что именно собственники обязаны обеспечить оснащение принадлежащих им жилых помещений индивидуальными приборами учета, наниматели помещений такими полномочиями не наделены, обязанности по установке приборов учета также на них не возложены. При этом, действующее жилищное законодательство содержит правовой механизм начисления управляющей организацией платы за коммунальные услуги в отношении одного и того же жилого помещения с предъявлением к оплате частично нанимателю и частично собственнику жилого помещения в многоквартирном жилом доме. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Податель жалобы отметил, что исходя из буквального толкования положений статьи 157 ЖК РФ, статьи 13 Закона об энергосбережении, системного толкования положений Правил N 354 в соотношении с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона об энергосбережении следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышенного норматива возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, ответчик в отзыве на нее указал, что действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (пункты 42, 69 Правил N 354). Как следует из части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги лишь до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке. Поскольку в части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункте 42 Правил N 354 говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, а в настоящем случае установлено, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника не представляется возможным. Публичный собственник не пользуется жилыми помещениями и соответствующей коммунальной услугой.
Определением апелляционного суда от 17.07.2019 судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по аналогичному спору в рамках дела N А56-11711/2018, результат рассмотрения которого может повлиять на оценку правоотношений участвующих в настоящем деле лиц.
05.08.2019 г. в материалы дела от ответчика поступили письменные пояснения, в которых он указал, что истец, заявляя о необходимости применения повышающего коэффициента, не подтвердил в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) наличие технической возможности установки индивидуальных приборов учета. Ответчик отметил, что в период действия договоров управления многоквартирными домами, платежные документы, в нарушение пп. г(1) п. 69 Правил N 354, ответчику истцом не выставлялись. Счета были выставлены лишь при предъявлении искового заявления. При этом часть жилых помещений (коммунальные квартиры), в отношении которых заключены договоры управления, находятся в долевой собственности Санкт-Петербурга и граждан, поэтому обязанность установки приборов индивидуального учета распространяется в равной степени на всех собственников таких помещений, а не только на ответчика.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Глазкова Е.Г. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда, рассматривающего апелляционную жалобу, судья Глазков Е.Г. заменен на судью Несмияна С.И. Рассмотрение дела начато с начала.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в пояснениях.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в период с декабря 2017 г. по июль 2018 года истец осуществлял управление многоквартирными домами (далее - МКД), в которых имелись находившиеся в государственной собственности г. Санкт-Петербурга жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета электроснабжения (далее - ИПУ). Эти жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым истец как управляющая организация начислял плату за коммунальные услуги и выставлял соответствующие счета для оплаты.
Ответчик как районное жилищное агентство наделено полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в МКД.
Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Санкт-Петербурга жилых помещений в МКД, истец обратился к ответчику с требованием о взыскании оставшейся части платы за горячее, холодное водоснабжение, а также электроснабжение, начисленных с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не несет расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями, а также не является собственником жилых помещений государственного жилищного фонда и представителем города Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в связи с чем не несет обязанности по установке приборов учета в соответствии со ст. 13 Закона N 261-ФЗ. Руководствуясь пп. "а" п. 21 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, суд пришел к выводу, что объем денежных средств, подлежащих перечислению управляющей организацией в РСО за коммунальный ресурс при наличии в МКД общедомового прибора учета определяется исходя из показаний общедомового прибора учета, и не учитывает применение в отношении потребителей повышающего коэффициента к нормативу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с положениями части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения.
Таким образом, исковые требования обоснованно предъявлены к ответчику.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Данная позиция следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6275.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Учитывая, что ответчик (собственник) не подтвердил наличие приборов учета в спорных жилых помещениях, а также отсутствие технической возможности их установки, апелляционный суд считает правомерным применение истцом повышающего коэффициента при расчете стоимости потребленного коммунального ресурса в спорных жилых помещениях.
Расчет подтвержден документально, соответствует фактическим обстоятельствам и ответчиком не оспорен, контррасчет ответчиком не представлен.
К расчету истца приобщены расшифровки указанных начислений за спорный период с приложением обосновывающих документов и примененных тарифов.
Поскольку законодательство возлагает обязанность по оснащению жилого помещения в МКД на его собственника, а ответчик, как представитель собственника спорных жилых помещений, не ссылался на отсутствие технической возможности установки ИПУ ХВС в этих помещениях, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали основания для освобождения собственника от обязанности внесения платы, обусловленной отсутствием ИПУ в принадлежащих ему помещениях.
Нормы жилищного законодательства исключают возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.
Поскольку наличие обязательства со стороны ответчика и факт его неисполнения ответчиком подтвержден материалами дела, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2019 по делу N А56-146411/2018 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в пользу ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" 994 962 руб. 04 коп. долга и 25 899 руб. расходов по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-146411/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛИЩНОЕ АГЕНТСТВО ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"