город Омск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А75-5509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8990/2019) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2019 по делу N А75-5509/2019 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска "Детский сад N 20 "Золушка" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, третье лицо, не заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Кредо", о признании недействительным решения от 30.01.2019,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска "Детский сад N 20 "Золушка" (далее - МАДОУ "Д/с N 20 "Золушка", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС, антимонопольный орган, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 30.01.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кредо" (далее - ООО "Кредо", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2019 по делу N А75-5509/2019 заявление учреждения удовлетворено. Признано незаконным и отменено решение Управления от 30.01.2019 N 02/СП-526. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, Ханты-Мансийское УФАС в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на недоказанность неисполнения учреждением требований закона в силу непреодолимых объективных препятствий. Согласно доводам жалобы на момент подачи третьим лицом в Управление жалобы сведения о размещении учреждением протокола, содержащего в себе информацию, предусмотренную законом, отсутствовали. По мнению подателя апелляционной жалобы решение от 30.01.2019 N 02/СП-526 является законным и обоснованным.
В письменном отзыве на жалобу МАДОУ "Д/с N 20 "Золушка" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От МАДОУ "Д/с N 20 "Золушка" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя учреждения. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 29.11.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru учреждением опубликовано извещение N 31807223458 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка продовольственных товаров. Указанная закупка осуществлялась на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг от 08.12.2018 в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).
При вскрытии единой закупочной комиссией конвертов с конкурсными заявками 21.12.2018 учреждением составлен протокол, который впоследствии был размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 25.12.2018. В указанном протоколе N 31807223458-1 отсутствовали сведения, предусмотренные частью 13 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ, а именно - дата и время регистрации каждой заявки и результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, при этом в протоколе содержались ссылки на приложения NN 1, 2 к протоколу. Одновременно с протоколом от 21.12.2018 приложения NN 1, 2 в информационной системе не размещены.
11.01.2019 сведения, содержавшиеся в приложениях N N 1 и 2, размещены заявителем в Единой информационной системе в сфере закупок.
16.01.2019 в адрес учреждения поступило обращение единственного участника указанной закупки - ООО "Кредо" - о несоответствии размещенного протокола требованиям Федерального закона N 223-ФЗ ввиду отсутствия сведений о причинах отклонения заявки третьего лица.
21.01.2019 Управление известило учреждение о поступлении в антимонопольный орган жалобы ООО "Кредо" и приостановлении торгов до рассмотрения данной жалобы по существу.
В результате рассмотрения жалобы было установлено, что 11.01.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок размещен протокол от 21.12.2018 N 31807223458-1 с приложениями к нему.
По итогам рассмотрения обращения Управлением принято решение от 30.01.2019, в котором антимонопольный орган указал, что размещенный 25.12.2018 протокол вскрытия конвертов с конкурсными заявками от 21.12.2018 N 31807223458-1 не соответствует требованиям предусмотренным частью 13 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ, поскольку не содержит в себе следующие сведения: дата и время регистрации каждой заявки; результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе: количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Считая решение не основанным на законе, учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, с чем не согласилось заинтересованное лицо, подав в апелляционный суд жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом N 223-ФЗ предусмотрены общие принципы и основные требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг для удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 поименованного Федерального закона.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Заказчик размещает в единой информационной системе утвержденное в порядке части 3 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупках, содержащее требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в Единой информационной системе предусмотрено названным Законом и положением о закупке (часть 5 статьи 4 указанного Федерального закона).
Содержание протоколов регламентировано частью 13 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ. Так, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) протокол должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке, в том числе протоколов закупки, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее - Положение N 908).
Информация о закупке размещается в единой информационной системе только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика (пункт 4 Положения N 908). Изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с Положением N 908 с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений (пункт 5 Положения).
Протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе протокола, составленного в ходе закупки, сформированного в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения (пункт 36 Положения N 908).
Согласно пункту 34 Положения протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются также в графическом виде (пункт 35 поименованного Положения).
Для размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, представитель заказчика в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения вносит изменения в протокол, составленный в ходе закупки, и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 настоящего Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения (пункт 37 Положения N 908).
Пунктом 38 поименованного Положения предусматривается, что измененный протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Положения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 25.12.2018 учреждением в единой информационной системе размещен протокол от 21.12.2018 N 31807223458-1, в тексте которого имеется ссылка на приложение N 1 (пункт 7 протокола; журнал регистрации поступления заявок на участие) и приложение N 2 (пункт 7 протокола; результаты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе). При этом одновременно с протоколом не размещены приложения к нему, указание на которые содержится в пункте 7 протокола.
Окончательно протокол N 31807223458-1 с приложениями NN 1, 2 к нему был размещен в единой информационной системе 11.01.2019 в установленном пунктами 37 и 38 Положения N 908 порядке. Содержание приложений NN 1, 2 позволяет установить сведения о дате и времени поступления двух заявок, указаны наименования участников, результаты рассмотрения заявок на участие в закупке с указанием количества заявок на участие в закупке, которые отклонены; оснований отклонения второй заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, которым не соответствует такая заявка.
Следовательно, 11.01.2019 учреждением в единой информационной системе размещен протокол, соответствующий требованиям части 13 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ.
В связи с чем, основания для вывода о несоответствии составленного в ходе осуществления конкурентной закупки учреждением протокола требованиям части 13 статьи 3.2 Федерального закона N 223-ФЗ отсутствовали у Управления.
С учетом изложенного решение Управления от 30.01.2019 N 02/СП-526, в котором указано на нарушение учреждением требований части 5 статьи 4 и части 13 статьи 3.2 и части 5 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, не соответствует действующему правовому регулированию и нарушает права заявителя.
При этом Управлением в ходе проведения проверки не устанавливалось и не вменялось в виду нарушение заказчиком срока размещения в единой информационной системе составленного протокола (пункт 12 части 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Удовлетворив требования МАДОУ "Д/с N 20 "Золушка", суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы антимонопольного органа не опровергают выводов суда первой инстанции с учетом установленных по настоящему делу фактических обстоятельств.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы на уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы не распределяются судом ввиду освобождения Управления от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2019 по делу N А75-5509/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5509/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА "ДЕТСКИЙ САД N 20 "ЗОЛУШКА", ООО "Кредо"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ