г. Тула |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А62-312/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу N А62-312/2019 (судья Ерохин А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Любимо" (г. Воронеж, ОГРН 1143668065474, ИНН 3666196584) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) о признании незаконным решения от 24.10.2018 о внесении изменений в (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/23102018/0153791;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Любимо" - не явились, извещены надлежащим образом;
от Смоленской таможни - не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Любимо" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне, в котором просило признать недействительными решение от 24.10.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10113110/23102018/0153791.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Смоленская таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам дела; полагает, что обществу правомерно отказано в предоставлении тарифных преференций в связи с нарушением правил заполнения графы 1 Сертификата о происхождении товара.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) по ДТ N 10113110/231018/0153791 были задекларированы товары Сыр мягкий "Сербская брынза", "Легкий сыр брынза", сыр мягкий сорт "Сиртос", сыр мягкий сорт "Сербский каймак сливочно-творожный сыр", "Пикантный каймак сливочно-творожный сыр с маринованным перчиком", "Кремко творожный сыр". В графе 33 указанной ДТ декларантом заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 0406105009.
В целях предоставления тарифных преференций в отношении данного товара, задекларированного по ДТ N 10113110/231018/0153791 обществом предоставлен сертификат о происхождении товара формы СТ-2 от 19.10.2018 N 17019/С1/10876/2018 (бланк 1243205).
В ходе проведения таможенного контроля в отношении товаров и сведений, заявленных в вышеуказанной декларации, Смоленской таможней было установлено, что оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 19.10.2018 N 17019/С1/10876/2018 (бланк 1243205) оформлен с нарушением Порядка заполнения сертификатов, установленного ст. 12 Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия от 22.07.2011 (далее - Протокол), а именно: в качестве нарушения таможенный орган квалифицировал указание в сертификате о происхождении товара формы СТ-2 наименование грузоотправителя/экспортера не в соответствии с выпиской из государственного реестра.
Смоленской таможней по данному факту выставлено требование от 24.10.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара (о непредоставлении тарифных преференций в отношении задекларированных товаров).
25.10.2018 требование Смоленской таможни было исполнено: сведения в декларации на товары скорректированы, таможенные платежи доплачены, регистрация выпуска товара завершена.
Считая, что требование Смоленской таможни от 24.10.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара по ДТ N 10113110/23102018/0153791 (о непредоставлении тарифных преференций в отношении задекларированных товаров) является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами РФ. Для целей данной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случаях и порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза в другое государство-член.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза. В данный Перечень включена, в том числе и Республика Сербия.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии заключено Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией, к которому 22.07.2011 Правительствами РФ и Республики Сербии подписан Протокол "Об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 года" (далее - Протокол).
Статьей 3 Протокола предусмотрено, что происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в приложении N 3 к данному Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
Пунктом 1 приказа ФТС России от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", определено не применение с 22.07.2011 ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, указанных в п.п. 2, 3 приказа.
Из п. 5 приказа следует, что для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, следует использовать Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу (далее - Правила).
Статьей 8 Правил определены условия предоставления режима свободной торговли, в соответствии с которыми товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в ст. 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях N 1 и 2, являющихся неотъемлемой частью Правил;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные ст. 11 Правил.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Статьей 11 Правил, регламентирован порядок административного сотрудничества уполномоченных органов Российской Федерации и Правительства Республики Сербии.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 11 Правил уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
При этом в случаях, указанных в п. 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Из ст. 13 Правил следует, что в случае, если в течение 6 месяцев с даты направления указанного запроса не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара, таможенный орган отказывает декларанту в предоставлении режима свободной торговли.
Из материалов дела усматривается, что при подаче ДТ N 10113110/23102018/0153791 в целях получения тарифных преференций обществом Смоленской таможне был предоставлен сертификат происхождения СТ-2 от 19.10.2018 N 17019/С1/10876/2018 (бланк 1243205), в графе 1 которого указано наименование экспортера товара, отличное от заявленного в свидетельстве о его государственной регистрации (далее - Свидетельство): в Сертификате указано наименование предприятия - "KUC COMPANY D.O.O.", а согласно Выписке о регистрации хозяйствующего субъекта, выданной Агентством по хозяйственным реестрам Республики Сербия с переводом ее на русский язык, предоставленной обществом Смоленской таможне при декларировании товаров, указано наименование - "PREDUZECE KUC COMPANY DOO KRAGUJEVAC".
В соответствии с п. 5 ст. 13 Правил графа 1 Сертификата заполняется в соответствии со следующими требованиями: "Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)" ("Consignor/exporter (name and address)"). При заполнении графы допускается указывать наименование грузоотправителя (экспортера) согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения грузоотправителя (экспортера).
При этом в случае, если грузоотправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузоотправитель (наименование и адрес) действует "по поручению" ("to order") экспортера (наименование и адрес). Указываются такие же наименования и адреса грузоотправителя (экспортера) и грузополучателя (импортера) соответственно, которые содержатся в других товаросопроводительных документах, связанных с отгрузкой товара.
Смоленской таможне обществом был предоставлен сертификат о происхождении товара формы СТ-2 от 19.10.2018 N 17019/С1/10876/2018 (бланк 1243205), в графе 1 которого наименование грузоотправителя/экспортера указано в соответствии со свидетельством о государственной регистрации.
Расхождения в наименовании грузоотправителя/экспортера, в свидетельстве о государственной регистрации и выписке из государственного реестра от 09.05.2016 не препятствуют идентификации страны происхождения товара (по состоянию на 07.11.2018 сведения о наименовании экспортера в выписке из государственного реестра соответствуют тем же сведениям в свидетельстве о государственной регистрации, причины и дата исправления сведений о наименовании экспортера в выписке из государственного реестра не устанавливались).
Смоленская таможня при принятии оспариваемого решения формально сослалась на ненадлежащее оформление сертификата о стране происхождения товара формы СТ-2, при этом не выразила никаких сомнений в достоверности информации, содержащейся в представленных документах, или в достоверности сведений о стране происхождения товаров.
Целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
При этом, принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Предоставленный при декларировании товаров сертификат происхождения по форме СТ-2 обеспечивает возможность идентификации страны происхождения товара - Сербия.
При этом Смоленской таможней не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о его существенных пороках, которые бы исключали сертификат из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Смоленской таможни не соответствует положениям таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем обоснованно признал его недействительным.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием позиции по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным Смоленской таможней доводам не имеется.
Все доводы и аргументы апеллянта проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.04.2019 по делу N А62-312/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-312/2019
Истец: ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЛЮБИМО"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ