город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2019 г. |
дело N А32-50528/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель Колесников В.В. по доверенности от 01.10.2018;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-50528/2018
по иску ТСЖ "Блистательное"
к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения,
принятое в составе судьи Григорьевой Ю.С.,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Блистательное" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - ответчик) об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-50528/2018 суд обязал ООО "Краснодар Водоканал" заключить в письменной форме договор холодного водоснабжения и водоотведения с ТСЖ "Блистательное" на условиях, предложенных ТСЖ "Блистательное" в проекте договора от 01.01.2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что у ООО "Краснодар Водоканал" отсутствуют законные основания для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35/1.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что застройщиком технические условия не выполнены.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 05 августа 2019 года судья Чотчаев Б.Т. заменен на судью Новик В.Л. в связи с нахождением судьи Чотчаева Б.Т. в трудовом отпуске.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи дело рассматривается сначала.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий в судебном заседании огласил доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ответчик является исполнителем коммунальных услуг многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35, корпус 1.
В период с 01.03.2015 по 31.12.2017 содержанием и управлением многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35, корпус 1 занималось ТСЖ "Рождественское - 35/1".
Между ООО "Краснодар Водоканал" и ТСЖ "Рождественское - 35/1" был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 10365 от 16.05.2016.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 13.10.2016 по делу N 2-9869/16 ТСЖ "Рождественское - 35/1" было ликвидировано.
19.09.2017 ТСЖ "Рождественское - 35/1" в адрес ООО "Краснодар Водоканал" направило письмо N 82 от 19.09.2017 о расторжении договора холодного водоснабжения и водоотведения N 10365 от 16.05.2016. В связи с чем, договор был расторгнут, однако поставка холодного водоснабжения продолжается по настоящее время.
Собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35, корпус 1 было принято решение о создании ТСЖ "Блистательное", оформленное протоколом N 2 от 05.06.2017.
Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Краснодар, осуществляет поставку холодного водоснабжения и водоотведения вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
19.09.2017 истец направил оферту договора холодного водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35, корпус 1 Срок начала действия договора был определен истцом с 01.10.2017 с момента прекращения начисления платы по договору N 10365 от 16.05.2016.
Ссылаясь на то, что ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией холодного водоснабжения, обязан заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения, а также на уклонение ответчика от его заключения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
В материалы дела истцом представлены сведения с официального сайта "Реформа ЖКХ", в соответствии с которыми данный дом передан в управление ТСЖ "Блистательное".
Доказательств того, что собственниками помещений в спорном многоквартирном жилом доме способ управления домом был изменен, в материалах дела не имеется.
В пункте 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. С момента принятия собственниками жилых помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией (определение Верховного Суда Российской Федерации в определении от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259).
Согласно подпункту "б" пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
На основании пункта 10 названных Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При этом, реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке, подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Поскольку заключение договора является обязательным, суд должен обеспечить защиту прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 11657/11 по делу N А76-15904/2010).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, в силу своего статуса обязан заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения с управляющей организацией, следовательно, в отношении ответчика допустимо понуждение к заключению договора холодного водоснабжения и водоотведения в порядке статей 421, пункта 4 статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Вопросы поставки коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, поэтому условия договора, на которых исполнитель коммунальных услуг просит суд понудить ресурсоснабжающую организацию заключить соответствующий договор не должен противоречить названному законодательству. Следовательно, суд обязан проверить условия договора на предмет их соответствия действующему законодательству.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в заявках истца отсутствуют необходимые сведения и документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124) в связи с чем, ООО "Краснодар Водоканал" приостановило рассмотрение заявок истца до получения недостающих сведений и (или) документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения на законных основаниях, то есть актов о подключении (технологическом присоединении) объекта абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, справки о выполнении условий подключения.
Согласно п. 5, 6, 7 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.201 N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
В правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия таких договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, основанием для отказа в заключении договора, содержащего положения о предоставлении всех, некоторых или одной коммунальной услуги, может явиться только то, что степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома не позволяет предоставить потребителю соответственно одну, несколько или все коммунальные услуги, о предоставлении которых заявитель указал в заявлении о заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, или то, что организация, в которую обратился потребитель для заключения этого договора, не имеет возможности предоставления коммунальной услуги потребителю по причине ненаступления событий, указанных в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В случае отказа от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, исполнитель обязан в 5-дневный срок со дня обращения заявителя за заключением договора в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Как следует из материалов дела постановлением Администрации МО г. Краснодар от 13.09.2013 N 6972 ООО "Краснодар Водоканал" признано гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории МО г. Краснодар.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Управление управляющей организацией является одним из таких способов.
В правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Условия таких договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 124 Правил исполнитель (управляющая организация) направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку о заключении договора ресурсоснабжения, приложив к ней документы, перечисленные в пунктах 6, 7 Правил N 124, а также те, что предусмотрены нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (теплоснабжения в частности) применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг.
Основания для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора перечислены в пунктах 12, 13 Правил N 124. При этом в пункте 14 Правил N 124 оговорено, что представление исполнителем документов не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае по общеему правилу ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов в установленный срок и прекращает рассмотрение заявки в случае неустранения недостатков. После устранения недостатков исполнитель не лишен возможности повторно направить заявку.
Таким образом, законодательство обязывает заключить договор как управляющую компанию, так и ресурсоснабжающую, то есть предписывает обеим сторонам принимать меры по внесению правовой определенности в правоотношения по ресурсоснабжению. Установленный законодательством порядок заключения договора, перечень представляемых документов и сведений позволяет ресурсоснабжающей организации как профессиональному участнику рынка энергоснабжения подготовить проект договора ресурсоснабжения.
В то же время указанные нормы законодательства не должны толковаться таким образом, чтобы позволять управляющей или ресурсоснабжающей организации уклоняться от заключения договора по признакам формального несоответствия предоставленных сведений или их недостаточности при наличии у другой стороны этих сведений или возможности их получить самостоятельно.
В материалы дела представлены все необходимые документы, свидетельствующие о возможности подключения к системе водоснабжения многоквартирного жилого дома, Краснодар, ул. Рождественская Набережная, 35, корпус, а именно: актами технического осмотра водопроводно-канализационных устройств у абонента N 772 от 26.08.2015 г. и от 05.05.2016 г. актами разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности подписанными в установленном порядке ответчиком, являющиеся приложением как к договору с ТСЖ "Рождественское-35/1", а также актами технического осмотра водопроводно-канализационных устройств у абонента, выданных ООО "Краснодар Водоканал" 26.08.2015 года и 05.05.2016 года.
Кроме того, 30.08.2014 управлением государственного строительного надзора Краснодарского края была проведена итоговая проверка жилого дома литер 40/1 на соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, о чем был составлен Акт проверки органом государственного надзора юридического лица, индивидуального предпринимателя N 09-722-Ю-П16-АТ от 30.10.2014.
В результате данной проверки были выявлены претензии к строительству только в части установки дверей, подъемных платформ, зачистных устройств мусоропроводов, тепловых пожарных извещателей, отделочных работ и т.п., которые впоследствии были устранены, но каких-либо претензий к внутренним и наружным сетям здания не выявлялось.
22.12.2015 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23306000-3478-В-2015.
В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.201 N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.201 N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Следовательно, гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.201 N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
С момента принятия собственниками жилых помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Следовательно, уклонение ответчика от заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения является не правомерным и нарушающий нормы действующего законодательства.
Добросовестное поведение участника гражданских правоотношений предполагает учет прав и законных интересов другой стороны, а также содействие ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом представлен в материалы дела договор N 12763 холодного водоснабжения и водоотведения от 21.03.2019 подписанный ресурсоснабжающей организацией -обществом с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" и абонентом - ТСЖ "Блистательное", возражений ответчика по поводу представленного договора не представлено. Таким образом, решение суда участвующим в деле лицам понятно, неопределенности в условиях договора не вызывает, договор после принятия судом решения между сторонами заключен без разногласий и возражений.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2019 по делу N А32-50528/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50528/2018
Истец: ТСЖ "Блистательное"
Ответчик: ООО "Краснодар Водоканал"