г. Пермь |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А60-63820/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Зелениной Т.Л., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Зеленая долина": Корнеева Ю.В., представитель по доверенности, паспорт,
от Администрации Артемовского городского округа: представители не явились,
от Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу: Поздеев И.Н., представитель по доверенности, паспорт, Раевская А.А., представитель по доверенности, паспорт,
от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области: Санжиева Э.И., представитель по доверенности, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Артемовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2019 года, принятое судьей Парамоновой В.В.,
по делу N А60-63820/2019
по заявлению закрытого акционерного общества "Зеленая долина" (ОГРН 1106658010711, ИНН 6658364495)
к Администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1026600580270, ИНН 6602001531)
о признании действий незаконными,
третьи лица: Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ОГРН 1076658027588, ИНН 6658278616), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658),
установил:
закрытое акционерное общество "Зеленая долина" (далее - заявитель, общество "Зеленая долина") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации Артемовского городского округа (далее - заинтересованное лицо, администрация) по отказу внести сведения о вырубаемой древесине в ЕГАИС и произвести перерасчет стоимости древесины; возложении на администрацию обязанности внести в ЕГАИС и рассчитать стоимость сносимых лесных насаждений по ставкам категории "дрова в коре" с погрузочного пункта (железнодорожный тупик исполнителя производимых по расчистке работ): Свердловская область, Нижнесергинский район, р.п. Бисерть, ул. Пристанционная, кадастровый (условный) номер 66:65:00:00:1/3174/175/8/1/А/14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент лесного хозяйства), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2019 заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ администрации во внесении в ЕГИАС сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 и 66:02:1703024:88, на которых произрастает древесина. На администрацию возложена обязанность внести сведения в ЕГАИС о земельных участках с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 и 66:02:1703024:88, на которых произрастает древесина. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Артемовского городского округа обжаловала решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда от 25.04.2019 отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 и 66:02:1703024:88 располагаются на землях, отнесенных к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения; статусом лесных участков данные земельные участки не обладают; действующим законодательством не предусмотрено внесение в систему "ЕГАИС" сведений о земельных участках, не обладающих статусом лесных участков.
Общество "Зеленая долина" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с приведенными в ней доводами, просит в ее удовлетворении отказать.
От Министерства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просит в удовлетворении жалобы отказать.
От Департамента лесного хозяйства поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо возражает против доводов жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а жалобу администрации - не подлежащей удовлетворению.
Представители общества "Зеленая долина", Департамента лесного хозяйства и Министерства в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Администрации Артемовского городского округа от 30.04.2013 N 615-ПА между ЗАО "Зеленая долина" и Администрацией Артемовского городского округа заключен договор аренды земельного участка от 07.05.2013 N 79/2013-3 на земельный участок с кадастровым номером 66:02:1703024:88, площадью 1851074,00 кв.м., расположенный в Свердловской области, городе Артемовском в 1350 метрах по направлению на юго-запад от жилого дома N 24 по улице Ручейной, с разрешенным использованием под строительство объекта промышленности (технопарк).
На основании постановления Администрации Артемовского городского округа от 21.06.2013 N 876-ПА между ЗАО "Зеленая долина" и Администрацией Артемовского городского округа заключен договор аренды земельного участка от 21.06.2013 N 97/2013-3 на земельный участок с кадастровым номером 66:02:1703024:87, площадью 1891563,00 кв.м., расположенный в Свердловской области, городе Артемовском, в 1350 метрах по направлению на юго-запад от жилого дома N 24 по улице Ручейной, с разрешенным использованием под строительство энергококсового завода по технологии "HeatRecovery".
Акты выбора земельных участков для строительства объекта промышленности (технопарк) и для строительства энергококсового завода по технологии "HeatRecovery" с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 площадью 1891563 кв.м. и 66:02:1703024:88 площадью 1851074 кв.м. были подписаны, в том числе, и представителем общества "Зеленая долина", без замечаний и претензий.
24.05.2018 общество "Зеленая долина" обратилось в адрес главы Артемовского городского округа с требованием внести сведения о вышеуказанных договорах в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней "ЛесЕГАИС" (далее - ЛесЕГАИС).
25.10.2018 общество "Зеленая долина" повторно обратилось в адрес главы Артемовского городского округа с требованием внести сведения о вышеуказанных договорах в ЛесЕГАИС.
В адрес общества "Зеленая долина" были направлены письменные ответы, в которых указывалось на то, что у Администрации Артемовского городского округа отсутствует обязанность по внесению сведений о договорах в систему учета "ЛесЕГАИС" (исх. N 3246/02 от 06.06.2018 и исх. N 6358/02 от 26.10.2018), т.к. участки не относятся к лесным.
Полагая данные отказы администрации незаконными и нарушающими права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Рассмотрев спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных обществом требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации (часть 3). Информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 2320-р утвержден Перечень размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования открытой информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, согласно которому размещению подлежит информация о сделках с древесиной: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, совершивших сделку с древесиной; объем древесины, в отношении которой совершена сделка; дата подачи декларации о сделке с древесиной.
В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится, в том числе следующая документированная информация:
- о юридических лицах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения), об индивидуальных предпринимателях (фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность), совершивших сделки с древесиной;
- документированная информация о договорах аренды лесных участков (наименования сторон договора аренды лесного участка, их организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение арендуемого лесного участка, дата заключения и номер этого договора, срок его действия, объем подлежащей заготовке древесины в соответствии с этим договором);
- о декларациях о сделках с древесиной (номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной, наименование лица, подавшего такую декларацию, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, а также наименование лица, в собственность которого отчуждается древесина, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя);
- о фактическом объеме полученной древесины.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.12.2016 по делу N А60-43508/20169 из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, расположенных в границах участков с кадастровыми номерами 66:02:1703024:88 и 66:02:1703024:87, исключены.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87, 66:02:1703024:88 относятся к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
В соответствии с частью 12 статьи 50.6 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса на предоставление лесных участков, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в срок не более чем три рабочих дня со дня:
1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 настоящей статьи;
2) приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" приведенная норма вступила в силу с 01.07.2015, то есть позднее даты заключения договоров аренды, в связи с чем у Администрации не возникало обязанности по предоставлению сведений в систему на тот момент.
Вместе с тем администрацией было выдано разрешение на снос (вырубку) зеленых насаждений N 013 от 11.08.2016, произрастающих на земельных участках с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87; 66:02:1703024:88, а также приняты Распоряжения Управления городского хозяйства N 12-ОД от 16.04.2018 и N13-ОД от 16.04.2018 "О разрешении сноса зеленых (лесных) насаждений".
Исходя из вышеизложенного, с учетом нормы статьи 6 ЛК РФ, согласно которой леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, с учетом значительных объемов древесины, произрастающей на спорных земельных участках, которую невозможно утилизировать непосредственно на участках без ее перемещения, сведения о древесине, в данном случае, в том числе на землях промышленности, должны быть внесены органом местного самоуправления в установленном действующим законодательством порядке в ЕГАИС для осуществления дальнейшего оборота.
Поскольку на спорных земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, сведения о которой отсутствует в ЕГАИС, нахождение на земельных участках древесины администрацией не оспорено, освоение земельного участка без вырубки указанной растительности, исходя из цели представления земельного участка, не представляется возможным, арбитражный суд обоснованно счел, что у администрации отсутствовали правовые основания для отказа во внесении информации в ЕГАИС.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения заинтересованного лица и нарушении им прав заявителя.
Принимая во внимание недоказанность администрацией оснований для отказа в невнесении сведений о произрастающей на спорных земельных участках древесины, суд в порядке статьи 201 АПК РФ обоснованно обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем внесения в ЕГАИС сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 и 66:02:1703024:88, на которых произрастает древесина.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
На территории Артемовского городского округа решением Думы Артемовского городского округа от 27.12.2012 N 221 утверждены и действуют Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа
В соответствии с Правилами N 221 для выдачи разрешения на снос зеленых насаждений необходимо составить акт обследования и произвести расчет.
Для выполнения пересчета древесно-кустарниковой растительности и подготовки материально-денежной оценки, Администрация Артемовского городского округа обратилась в ГКУ СО "Егоршинское лесничество" для проведения указанных работ (исх. N 14/494 от 17.04.2018).
ГКУ СО "Егоршинское лесничество" провели расчет объемов древесно-кустарниковой растительности на основании материалов лесоустройства. На основании данных расчетов был составлен акт от 17.04.2018 N 007, который подписан представителем общества "Зеленая долина" по доверенности без замечаний и разногласий. По указанным в акте объемам и видам древесины (деловая и дровяная) был произведен расчет восстановительной стоимости за снос древесно-кустарниковой растительности естественного происхождения.
В соответствии с Правилами N 221, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 27.12.2012, расчет за снос растительности производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню".
Согласно пункту 4 Примечания 1 к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. Выбор ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины, не зависит от объемов и сроков выполнения работ по вырубке и вывозу древесины.
Таким образом, ближайшим пунктом является станция Егоршино, расположенная в г. Артемовский. Наличие возможности по погрузке пиломатериалов на железнодорожной станции Егоршино имеется. Данный комплекс услуг осуществляет Свердловская дирекция по управлению терминально-складским комплексом. Данный факт подтверждается письмом ОАО "РЖД" исх. N 14/509 от 19.04.2018 г.
Также в соответствии с материалами, предоставленными ГКУ СО "Егоршинское лесничество", а именно, ведомости пересчета деревьев на лесосеках и материальной оценке, выполненными лесничеством на основании материалов лесоустройства, участки, на которых произрастает древесно-кустарниковая растительность естественного происхождения относятся к 2 разряду такс.
Таким образом, у Администрации Артемовского городского округа законных оснований для пересчета стоимости нет.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив отсутствие оснований для пересчета стоимости лесных ресурсов, суд первой инстанции обоснованно признал заявленные требования в остальной части не подлежащими удовлетворению.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования частично.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие у земельных участков с кадастровыми номерами 66:02:1703024:87 и 66:02:1703024:88 статуса лесных участков не имеет юридического значения, поскольку в рассмотренном случае законом не исключена возможность внесения в ЕГАИС информации о наличии древесно-кустарниковой растительности на спорных земельных участках.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2019 года по делу N А60-63820/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-63820/2018
Истец: ЗАО "ЗЕЛЕНАЯ ДОЛИНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ