г. Ессентуки |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А61-783/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (ОГРН 1101513003184, ИНН 1513003376), заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказ (ОГРН 1051500500754, ИНН 1516608108), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владикавказ на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.05.2019 по делу А61- 783/2019 (судья Акимцева С.А.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействительным решения от 17.12.2018 N012S19180003895, вынесенного Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владикавказе (далее - ГУ-УПФР в г. Владикавказ, ПФР), о привлечении страхователя к ответственности за нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
Решением суда от 07.05.2019 заявленные страхователем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у Пенсионного фонда правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
В апелляционной жалобе Пенсионного фонд просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции необоснованно не учтено, что в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц и впоследствии, уже по истечении установленного срока, представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были, то применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не может быть признано неправомерным. Также фонд отмечает, что дополняющая форма СЗВ-М была подана обществом с нарушением срока.
Страхователь отзыв в суд не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель 09.10.2018 представил в учреждение сведения об индивидуальном персонифицированном учете по форме СЗВ-М, за сентябрь 2018 года в отношении 3320 застрахованных лиц (л.д.93-151).
Протоколом проверки, сформированным 09.10.2018, выявлена 1 ошибка (Салаватова Яха Гиланиевна).
23.10.2018 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" в отношении одного застрахованного лица, сведения о котором ранее не представлялись (Салимова Мадина Омаровна).
Согласно протоколу проверки от 23.10.2018 указанные сведения обработаны и приняты пенсионным фондом (т.2, л.д.1).
Учреждение провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составило акт от 12.11.2018 N012S18180003562 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесло решение от 17.12.2018 N012S19180003895 о применении финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей.
Заявитель, не согласившись с решением учреждения от 17.12.2018, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе, дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 19 Федерального закона N 27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Для представления корректирующих сведений установлен пятидневный срок который исчисляется со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В рассматриваемом случае после выявления ошибки ПФР, 11.10.2018, направило в адрес страхователя уведомление об устранении несоответствий в отношении 1 застрахованного лица Салаватовой Яха Гиланневны.
Однако страхователь привлекается за несвоевременное представление (23.10.2018) "дополняющей" формы СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором ранее не представлялись.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкцией "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Пенсионным фондом в материалы дела не представлены доказательства совершения страхователем правонарушения.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что акт не составляется в случае, если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на дополнение (корректировку) ранее представленных сведений за указанный период, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае имеются основания расценивать действия заявителя в качестве реализации права страхователя на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде представления органу контроля 23.10.2018 дополняющей формы за сентябрь 2018 года с представлением сведений в отношении 1 ЗЛ.
Материалами дела подтверждается, что имело место самостоятельное выявление страхователем необходимости представления уточненных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2018 года.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что неполнота изначально направленных исходных сведений была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем, у учреждения отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Следовательно, учреждение неправомерно привлекло страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2018 N 308-ЭС18-13782, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975)
Доводы управления о том, что несвоевременное представление форм СЭВ-М либо представление неполных и (или) недостоверных сведений влечет за собой разнесение недостоверной информации на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, и следовательно, возможность нарушения пенсионных прав застрахованных лиц, финансовые санкции, установленные статьей 17 Закона N 27-ФЗ служат дополнительным инструментом, обеспечивающим актуальность сведений на индивидуальных лицевых счетах, необходимых для исполнения пенсионного законодательства, отклоняются апелляционным судом.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Также Верховный Суд применительно к самостоятельному выявлению ошибки до ее обнаружения пенсионным фондом, указал, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.05.2019 по делу А61- 783/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-783/2019
Истец: Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания
Ответчик: ГУ-Управление ПФ РФ в г.Владикавказе
Третье лицо: ФГКОУ Средняя общеобразовательная школа N16 с.Ботлих, ГУ-Управление ПФ РФ в г.Владикавказе