г. Саратов |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А06-12475/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 12.08.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 13.08.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2019 года по делу N А06-12475/2018 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Начин" (ОГРН: 1020800771001, ИНН: 0814038910, 358000, г. Элиста, ул. Ленина, д. 11, стр. 3)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН: 1023000825220, ИНН: 3017036018, 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 11, к. 5)
третьи лица:
Акционерное общество "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р" (ОГРН: 1022302390736, ИНН: 2310040800, 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, территория Приморский округ морской терминал)
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН: 1043000718200, ИНН: 3015067349, 414000 г. Астрахань, Никольская, д. 9)
о признании незаконным решения N 15/4626 от 17.08.2018, обязании заключить соглашение об установлении сервитута.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Начин" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ТУ Росимущества, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения N 15/4626 от 17.08.2018, обязании заключить соглашение об установлении сервитута.
К участию в деле в качеств третьих лиц привлечены Акционерное общество "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Стороны в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 11.07.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р" является собственником нефтепроводной системы, построенной для транспортировки углеводородов с месторождений Западного Казахстана и России. Линейная часть трубопроводной системы начинается от границы с Казахстаном и проходит через территорию Астраханской области, Республики Калмыкия, Ставропольского края, Краснодарского края и выходит к Черному морю в районе г. Новороссийска.
В целях обеспечения охраны магистрального нефтепровода между АО "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р" (Компания) и ООО Частной охранной организацией "Начин" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг от 24.11.2017 N R-GD-170008, по условиям которого, Исполнитель обязуется оказывать Компании услуги по охране объектов магистрального нефтепровода на территории Астраханской области и Республики Калмыкия (т. 1 л.д. 135-145).
26.03.2018 Обществом с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Начин" в адрес ТУ Росимущества в Астраханской области было направлено заявление о рассмотрении вопроса заключения соглашения об установлении сервитута сроком на 2 года 11 месяцев, в отношении части земельного участка 30:06:140202:7341/ЧЗУ1 площадью 26 кв.м., и части земельного участка 30:06:140202:7341/ЧЗУ 1 площадью 15 кв.м., находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 30:06:140202:7341 расположенного по адресу: Астраханская область, р-н Красноярский, ОАО "Племенной завод Аксарайский", земли ОАО "Племенной завод "Аксарайский", согласно схеме границ сервитута на кадастровом плане территории под хозяйственное помещение (вагон-бытовка) (т. 1 л.д. 12-13).
Как следует из данного заявления, основной целью использования земельного участка является расположение на нем вагон-бытовок, не являющихся объектом недвижимости, для проживания личного состава (охранников), для выполнения взятых обязательств ООО ЧОО "Начин" по Договору оказания услуг с Каспийским трубопроводным Консорциумом-Р (КТК-Р) по физической охране объектов линейной части нефтепровода (Тенгиз-Новороссийск) N R-GI-170008 от 24.11.2017, заключенного сроком на 4 года до 30.11.2021.
08.06.2018 ООО ЧОО "Начин" был получен ответ от ТУ Росимущества в Астраханской области о предоставлении разъяснений и дополнительных документов к исх. письму от 26.03.2018 за исх. N 138.
29.06.2018 за исх. N 407 в адрес ТУ Росимущества в Астраханской области было направлено письмо с разъяснениями, а также необходимыми дополнительными документами (т. 1 л.д. 16-18).
Письмом ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области от 17.08.2018 N 07-15/4626 ООО ЧОО "Начин" отказано в заключении соглашения об установлении сервитута. В качестве основания для отказа указано на то, что вагон-бытовка не является недвижимым имуществом, не является защитным сооружением, не обладает функциями защитных сооружений, а представляет собой временную постройку для хранения инвентаря и кратковременного проживания людей. Размещение вагон-бытовок не подпадает под действие п. 1 ст. 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку соглашение об установлении сервитута не достигнуто, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещение объектов, принадлежащих ООО ЧОО "Начин", на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7341, находящимся в собственности Российской Федерации является обоснованным и необходимым. Заявитель, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, доказал отсутствие в настоящее время иной законной и разумной возможности обеспечения своих правомерных потребностей (в частности, обеспечения правил безопасности, которые необходимо соблюдать в соответствии с договором об оказании услуг по физической охране объектов и линейной части нефтепровода на территории Астраханской области и Республики Калмыкия) каким-либо иным способом, помимо обременения земельного участка сервитутом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В пункте 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Таким образом, нормы пункта 1 статьи 274 ГК РФ предполагают, что сервитут на испрашиваемый земельный участок устанавливается для различных нужд собственника объекта недвижимости (земельного участка, иной недвижимости), которые не могут быть обеспечены иным образом.
Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Из приведенных выше норм права следует, что сервитут может устанавливаться, в частности, для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество; в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор), разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
В рассматриваемом случае с заявлением об установлении сервитута обратилось ООО ЧОО "Начин", в качестве цели использования земельного участка указано расположение на нем вагон-бытовок, не являющихся объектом недвижимости, для проживания личного состава (охранников), в целях исполнения принятых на себя обязательств по договору оказания услуг от 24.11.2017 N R-GI-170008. Собственником нефтепроводной системы является Акционерное общество "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р".
Однако, заявитель не является ни собственником линейных объектов, ни защитных сооружений, ни любого другого объекта недвижимости, для использования которого на испрашиваемый участок необходимо установить сервитут.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что Общество как исполнитель услуг по охране объектов магистрального трубопровода не относится к числу лиц, имеющих право требования установления сервитута для обеспечения доступа к земельному участку, на котором расположены охраняемые им объекты (обязательственном праве). Доказательств в подтверждение вещных прав в отношении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, на котором необходимо установить сервитут, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, оснований для установления сервитута в данном случае не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области N 15/4626 от 17.08.2018 об отказе ООО ЧОО "Начин" в установлении сервитута, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО ЧОО "Начин" о признании незаконным решения ТУ Росимущества N 15/4626 от 17.08.2018 и обязании заключить соглашение об установлении сервитута, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку заявитель не представил доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым решением ТУ Росимущества N 15/4626 от 17.08.2018 закона, а также его прав, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует отменить в силу положений пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО ЧОО "Начин" требований в полном объёме.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2019 года по делу N А06-12475/2018 отменить.
Принять по делу N А06-12475/2018 новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Начин" требований - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12475/2018
Истец: ООО ЧОО "Начин"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по Управлению государственным имуществом в Астраханской области
Третье лицо: АО "Каспийский трубопроводный консорциум-Р", АО Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по