город Омск |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А75-3678/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8813/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 по делу N А75-3678/2019 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к государственному регистратору прав Дополнительного офиса Межмуниципального отдела по городу Нефтеюганск и городу Пыть-Ях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Марковой Ольге Владимировне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Джураева Зохира Кучкаровича, о признании незаконными действий,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Администрация города Сургута (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными действий государственного регистратора прав Дополнительного офиса Межмуниципального отдела по городу Нефтеюганск и городу Пыть-Ях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Марковой Ольги Владимировны (далее - заинтересованное лицо, должностное лицо, государственный регистратор прав) по приостановлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, выраженных в уведомлении от 16.11.2018 N КУВД-001/2018/5390304/2. В качестве способа устранения прав и законных интересов администрация просила суд возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росреестра по ХМАО - Югре, Управление) обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851 на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.08.2017 N 3141.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по ХМАО - Югре (далее - заинтересованное лицо), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Джураев Зохир Кучкарович (далее - третье лицо, Джураев З.К.).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 по делу N А75-3678/2019 заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия государственного регистратора прав по приостановлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, выраженные в уведомлении от 16.11.2018 N КУВД-001/2018/5390304/2. На Управление Росреестра по ХМАО - Югре возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов администрации.
Возражая против принятого по делу решения, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несоблюдение администрацией порядка подачи и формы заявления, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 940. С указанным обстоятельством заинтересованное лицо связывает наличие оснований для приостановления государственной регистрации.
Письменные отзывы на жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между администрацией (продавец) и Джураевым З.К. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 15.08.2017 N 3141, в соответствии с условиями которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок площадью 805 кв. м с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ДПК "Жемчужина", ул. Зеленая, участок N 3. Разрешенное использование: для дачного строительства и ведения дачного хозяйства (пункты 1.1-1.2 договора).
19.10.2018 администрация обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка.
01.11.2018 уведомлением N КУВД-001/2018-5390304/1 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав на данный земельный участок в связи с тем, что предоставленный истцом пакет документов не соответствует требованиям законодательства.
В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, администрация 09.11.2018 дополнительно представила в орган государственной регистрации доверенность от 28.12.2016 N 741.
Уведомлением от 16.11.2018 N КУВД-001/2018-5390304/2 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав до 19.01.2019.
Считая действия должностного лица не основанными на законе, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласилось Управление Росреестра по ХМАО - Югре, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 1 поименованного Федерального закона государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 ГК РФ).
Порядок государственной регистрации прав устанавливается Федеральным законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определяются положениями статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Оспариваемое уведомление от 16.11.2018 N КУВД-001/2018/5390304/2 содержит ссылки на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 поименованного выше Федерального закона.
Государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В рассматриваемом случае государственный регистратор прав пришел к выводу о том, что подано заявление на регистрацию права собственности муниципального образования город Сургут на земельный участок без предоставления необходимых для регистрации права собственности муниципального образования документов в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ; об отсутствии в представленном пакете документов заявления покупателя по договору от 15.08.2017 N 3141 купли-продажи земельного участка Джураева З.К. о государственной регистрации права собственности.
Из пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 19 указанного Федерального закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Следовательно, заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании сделки с органом местного самоуправления, выступает орган местного самоуправления. На органе местного самоуправления лежит обязанность направить документы на регистрацию. Представление заявления другой стороны сделки в таком случае не требуется.
В связи с изложенным в качестве основания приостановления регистрации должностным лицом ошибочно признано отсутствие заявления стороны сделки о регистрации права.
Таким образом, действия по приостановлению государственной регистрации прав, выразившиеся в вынесении указанного уведомления обоснованно признаны судом первой инстанции незаконным.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Управления о несоблюдении администрацией порядка подачи и формы заявления о государственной регистрации права, суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела следует, что данные обстоятельства не являлись основанием для приостановления государственной регистрации прав в рассматриваемом случае и не указаны в качестве такового в оспариваемом уведомлении.
Кроме того апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорное решение должностного лица нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности по распоряжению собственностью.
При удовлетворении требований администрации судом первой инстанции не установлены основания для возложения на Управление Росреестра по ХМАО - Югре обязанности по осуществлению государственной регистрации перехода права в отношении спорного земельного участка с учетом обстоятельств действий лиц, участвующих в деле, в рамках процедуры государственной регистрации и, в частности, подачи администрацией заявления о приостановлении таковой.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив требования администрации, принял законное и обоснованное решение по делу.
Доводы апелляционной жалобы Управления не опровергают выводов суда первой инстанции и действия приведенных выше положений Федерального закона N 218-ФЗ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку Управление на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 по делу N А75-3678/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3678/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Третье лицо: Джураев Зохир Кучкарович, РОСРЕЕСТР