г. Самара |
|
13 августа 2019 г. |
А55-37695/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс" - представителя Емельянова И.Н. (доверенность от 26.07.2019),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель не явился, извещена,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2019 года по делу N А55-37695/2018 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица - Юсупова Ривгада Шаймардановича, г. Самара,
об оспаривании предписания N СЛр-62683 от 04.10.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс" (далее - заявитель, общество, ООО "УЖКК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области N СЛр-62683 от 04.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Юсупов Ривгад Шаймарданович, г. Самара (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2019 года по делу N А55-37695/2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2019 года по делу N А55-37695/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения 24.04.2018 на основании заявления граждан лицензионного контроля в отношении заявителя по вопросу соблюдения требований законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.о. Самара, ул. Самарская, д. 168, инспекцией было выявлено наличие сухих следов протечек в кухне, ванной комнате (в санузле и в комнате площадью 19 кв.м. в квартире N 23), а также наличие сухих следов протечек на лестничной клетке в подъезде N 3, чем нарушен пункт 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) и п. 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищной фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), по результатам заявителю было выдано предписание от 24.04.2018 N СЛр-57383, об устранении выявленных нарушений законодательства в срок до 09.07.2018.
04.10.2018 на основании распоряжения N СЛр-60237 от 10.07.2018 инспекцией проведена проверка исполнения выданного ранее предписания от 24.04.2018 N СЛр-57383 и установлено его неисполнение в установленный срок (до 09.07.2018), в связи с этим заинтересованным лицом выдано новое предписание от 04.10.2018 N СЛр-62683 (оспариваемое) об устранении тех же выявленных ранее нарушений, а именно предписано: выявить причины протечек и устранить нарушения в срок до 30.11.2018.
Полагая, что предписание от 04.10.2018 N СЛр-62683 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а также не обладает критерием исполнимости, ООО "УЖКК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен главой 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
На основании п. 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с положениями п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, крыши, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 7 Перечня 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся:
- проверка кровли на отсутствие протечек;
- выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока;
- проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах;
- проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке;
- осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период, продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий;
- при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170, ПиН ТЭЖФ) определяет правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
ПиН ТЭЖФ определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В Правилах N 170 перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно главе 2 ПиН ТЭЖФ техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в Приложении N 2 к Правилам N 170, а именно: от 1 до 5 суток.
В свою очередь довод заявителя о том, что решение о текущем ремонте (перечень, объем, периодичность, источник финансирования), принимается собственниками помещений многоквартирного дома по решению общего собрания собственников помещений дома, а управляющей организации законодатель в сущности не предоставил право инициировать проведение общего собрания, и от собственников помещений дома такой инициативы не поступало, несостоятелен.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
С учетом изложенного, можно сделать вывод, что действующее законодательство не ставит обязанность по надлежащему содержанию жилого фонда в зависимость от принятия собственниками решения о проведении ремонта.
Кроме того исходя из буквального толкования предписанных ООО "УЖКК" обязанностей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае на заявителя возложена обязанность установить и устранить причины появления протечек, а устранение самих следов протечек на общество не возложено.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов, куда входит и система осмотра жилых зданий, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению.
Поскольку на момент проведения проверки имели место недостатки, связанные с протечками и подтеками, влияющими на уровень комфортности для проживания граждан, административный орган справедливо предписал заявителю выявить причины протечек и устранить их (причины), что соответствует пункту 2.1 Правил N 170.
С учетом изложенного, предписание от 04.10.2018 N СЛр-62683 Государственной жилищной инспекции Самарской области на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано в рамках полномочий инспекции по осуществлению государственного контроля.
Судом установлено, что ООО "УЖКК" известно об имеющихся недостатках общего имущества спорного многоквартирного дома (протекание кровли над квартирой и намокание наружной стены квартиры N 23). Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела письменными пояснениями и документами третьего лица - Юсупова Р.Ш., а именно в актах ООО "ЖЭУ N 4 Ленинского района" от 27.02.2018, от 02.04.2018 и акте осмотра Государственного жилищного инспектора Беленовой Е.А. от 13.04.2018, в которых зафиксированы пролитие квартиры по адресу: ул. Самарская, д. 168, кв. 23 в результате течи металлической кровли, с указанием соответствующего месторасположения и содержания поврежденных помещений. Письмом от 13.07.2018 N 310-ж заявитель во исполнение ранее выданного ему предписания сообщил инспекции о планируемых работах по ремонту кровли по указанному адресу в 3 квартале 2018 года.
Следовательно, ООО "УЖКК" знало о ненадлежащем состоянии кровли, в свою очередь доказательств проведения заявителем ремонта не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений статей 65, 66 названного Кодекса, представление доказательств в обоснование своих доводов является правом и обязанностью лиц, участвующих в деле, которые несут риск неблагоприятных последствий несовершения соответствующих процессуальных действий.
В силу п. 1 ст. 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
При указанных обстоятельствах, судом правомерно были отклонены возражения заявителя против приобщения документов третьего лица - Юсупова Р.Ш. к материалам дела (л.д. 86-100), поскольку они имеют прямое отношение к рассматриваемому спору, имеют юридическое значение в рамках рассматриваемого спора, а также обладают критерием относимости и допустимости документов (доказательств).
Учитывая наличие в деле допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем управлении многоквартирным домом, доказательственную силу которых общество не опровергло, судебная коллегия суда апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что перечисленные выше негативные последствия наступили в результате неисполнения заявителем обязанностей по содержанию общего имущества, а именно - кровли жилого дома.
ООО "УЖКК" не приняло предусмотренные законом меры по своевременному определению причин возникновения и по устранению недостатков, в связи с чем, оспариваемое предписание является законным.
Оспариваемое предписание также является исполнимым, поскольку все обязательные действия (требования), которые надлежит совершить заявителю в целях исполнения предписания, перечислены непосредственно в указанных выше требованиях законодательства. Исходя из изложенного, оспариваемое предписание инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя, не находит.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
Материалами дела установлено, что протечки являются следствием протекания кровли, и наступили в результате неисполнения заявителем обязанностей по содержанию общего имущества. Незаконность и неисполнимость требований, содержащихся в оспариваемом предписании, не подтверждены. Доводы заявителя о принятии им определенных мер, не опровергают установленного факта допущенных управляющей организацией нарушений.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2019 года по делу N А55-37695/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37695/2018
Истец: ООО "Управляющий жилищно-коммунальный комплекс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: Юсупов Ривгад Шаймарданович