г. Пермь |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А50-2805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" - Филимонов Е.Н., паспорт, доверенность от 28.01.2019;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края - Андришунас М.Б., удостоверение, доверенность от 06.06.2019;
от Министерства финансов Пермского края - Соснина С.С., удостоверение, доверенность от 14.01.2019;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Бажанова Е.А., паспорт, доверенность от 03.12.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 мая 2019 года по делу N А50-2805/2019,
принятое судьей Герасименко Т.С.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (ОГРН 1045902119834, ИНН 5948026633)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581),
третьи лица: Министерство финансов Пермского края, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозмещении понесенных затрат в размере 88 497 630,31 руб. на строительство объекта агропромышленного комплекса посредством предоставления субсидии,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Минсельхоз ПК, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия по инвестиционному проекту "Молочный комплекс (2000 голов КРС), по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение, I-III этапы строительства (I этап строительства)" в части отказа возмещения понесенных затрат в размере 88 497 630,31 руб. стоимости законченного строительством объекта агропромышленного комплекса (без НДС) и обязании устранить допущенные нарушения прав путем возмещения части понесенных затрат в размере 88 497 630,31 руб. (с учетом принятого судом уточнения - л.д.1-8 том 4).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 мая 2019 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что расчет субсидий из бюджета Пермского края был неправильно рассчитан исходя из протокола Комиссии по отбору инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса от 17 декабря 2018 года N ЕФ-17-48, из расчета на 1000 коров. Заинтересованное лицо обязано было при подготовке заявки в Минсельхоз России запланировать к выдаче субсидию исходя из введенной в эксплуатацию производственной мощности на 2000 скотомест в силу пункта 7.2 Порядка отбора инвестиционных проектов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российскими организациями, осуществляющими создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам агропромышленного комплекса, утв. Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 549.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Представитель Минсельхоза ПК в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Минсельхоза России в судебном заседании и письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Минфин ПК в отзыве на жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Минсельхоз России в рамках проведения отбора инвестиционных проектов в 2018 году Минсельхозом ПК представлена заявка от 03.12.2018 N СЭД-25-02.2-01-166 на участие в отборе инвестиционных проектов, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, инвестиционного проекта ООО "РУСЬ" "Молочный комплекс (2000 голов КРС) по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение. I-III этапы строительства" (I этап строительства)". Сметная стоимость инвестиционного проекта, согласно представленной заявке, составляет 751 076,8 тыс. рублей.
Комиссия по отбору инвестиционных проектов, направленных на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, признала вышеуказанный проект соответствующим установленным требованиям. ООО "Русь" отобрано с целью предоставления государственной поддержки по направлению "молочные комплексы"; расчетный объем субсидии - 112 500 тыс. руб., что отражено в протоколе заседания комиссии от 17.12.2018 N ЕФ-17-48 (л.д.34-38 том 1).
По итогам отбора на федеральном уровне ООО "Русь" обратилось 19.12.2018 в Минсельхоз ПК с заявками на предоставление субсидии: за счет средств федерального бюджета - в сумме 112,5 млн. руб.; за счет средств краевого бюджета Пермского края - 135 млн. руб. (л.д.60,67 том 4). По итогам рассмотрения документов заинтересованным лицом с ООО "Русь" заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса от 24.12.2018 N 18-519 (КБ) и от 26.12.2018 N 18-519. Размер предоставляемой в соответствии с пунктом 2.1 соглашений составляет 247 500 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 112 500 тыс. руб. и за счет средств краевого бюджета Пермского края - 135 000 тыс. руб.
Минсельхозом ПК обязательства по указанным соглашениям в сумме 247,5 млн. руб. исполнены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 28.12.2018 N 335990 на сумму 241 000 000 руб. и от 29.12.2018 N 650906 на сумму 6 500 000 руб.
Полагая, что в результате незаконного бездействия Минсельхоза ПК общество получило субсидию не в полном объеме, оно обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозмещении понесенных обществом затрат в размере 88 497 630,31 руб. на строительство объекта агропромышленного комплекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что проект на создание животноводческого комплекса молочного направления на 400 коров и более проходит обязательный отбор на федеральном уровне; поскольку на федеральном уровне был одобрен проект на I этап строительства (1000 голов), предоставление обществу субсидии в размере 247,5 млн. руб. (исходя из мощности проекта в 1000 голов с учетом утвержденной предельной стоимости объекта) является правомерным. Незаконного бездействия со стороны Минсельхоза ПК не допущено.
Выводы суда соответствуют нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств бюджета субъекта РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 N 1413 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - Правила N 1413).
В соответствии с пунктом 3 данных Правил иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением средств из бюджета субъекта Российской Федерации их получателям на возмещение части прямых понесенных затрат по нескольким направления, в том числе на создание и (или) модернизацию животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), принадлежащих на праве собственности сельскохозяйственным товаропроизводителям и российским организациям (подпункт "в").
Порядок отбора инвестиционных проектов, представленных получателями средств на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам, а также требования к объектам, устанавливаются Минсельхозом России (пункт 5 Правил N 1413).
Доля средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых получателям средств на возмещение части прямых понесенных затрат за счет иных межбюджетных трансфертов, в общем размере прямых понесенных затрат составляет в отношении объектов, указанных в подпунктах "в" и "и" пункта 3 настоящих Правил, 25 процентов фактической стоимости объекта, но не выше предельной стоимости объекта (пункт 7 Правил N 1413).
Предельная стоимость объекта определяется исходя из предельного значения стоимости единицы мощности объекта, устанавливаемого Минсельхозом России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (пункт 8 Правил N 1413).
На основании изложенных норм Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 549 утвержден Порядок отбора инвестиционных проектов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и российскими организациями, осуществляющими создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, на возмещение части прямых понесенных затрат по реализуемым объектам агропромышленного комплекса (далее - Порядок отбора инвестиционных проектов), а Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N550 - предельные значения стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса, в соответствии с пунктом 3 которого для животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), предназначенных для содержания и доения коров, предельное значение стоимости единицы мощности составляет 450 тыс. рублей за скотоместо.
Таким образом, строительство молочной фермы мощностью в 1000 голов может быть профинансировано за счет трансфертов из федерального бюджета в размере 25 процентов фактической стоимости объекта, которая не превышает 450 млн. руб. (450 тыс. руб. х 1000).
Поскольку в соответствии с заявочной документацией (положительное заключение государственной экспертизы от 14.06.2013) I этап строительства предусматривал создание коровника на 1000 голов (л.д.13,23,49 том 3), Минсельхоз России предусмотрел выделение из федерального бюджета средств на предоставление субсидии обществу в сумме 112,5 млн. руб. (450 млн. руб. х 25%). На это же указано в решении Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2019 по делу N А40-66640/2019.
По мнению заявителя, заинтересованное лицо не связано решением Минсельхоза России и обязано было предоставить субсидию по закону при отборе инвестиционного проекта, то есть в размере 30% от фактической стоимости объекта (744 992 101,02 руб. х 30%). Следовательно, сумма незаконно непредоставленной из краевого бюджета субсидии составит 88 497 630,31 руб. (744 992 101,02 руб. х 30% - 135 000 000 руб.).
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании законодательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами N 1413 Постановлением Правительства Пермского края от 21.09.2018 N 519-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - Порядок N519-П).
Согласно пункту 1.3 Порядка N 519-П субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части прямых понесенных затрат, направленных на создание, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в том числе по следующим направлениям:
за счет средств федерального бюджета и бюджета Пермского края: создание животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на 400 и более коров и (или) нетелей (пункт 1.3.1 Порядка N 519-П);
за счет средств бюджета Пермского края: создание животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на 200-400 коров и (или) нетелей (пункт 1.3.2 Порядка N 519-П).
Субсидии на создание животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на 400 и более коров и (или) нетелей предоставляются в следующих размерах: 30% фактической стоимости объекта за счет средств бюджета Пермского края и 25% фактической стоимости объекта за счет средств федерального бюджета (пункт 2.2.1 Порядка N 519-П).
При этом согласно пункту 2.1.5.1 Порядка N 519-П по объектам, указанным в пункте 1.3.1 настоящего Порядка (то есть на создание молочных ферм на 400 коров и более), субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с условиями Порядка отбора инвестиционных проектов, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 549) (т.н. Отбор на федеральном уровне).
Таким образом, как верно указано судом, в отношении молочных ферм на 400 коров и более Порядок N 519-П предусматривает обязательное прохождение инвестиционным проектом Отбора на федеральном уровне (в соответствии с положениями Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 29.11.2018 N 549). Возможность отбора такого проекта на региональном уровне Порядком N519-П не предусмотрена.
На федеральном уровне объект общества прошел в 2018 году отбор лишь по I этапу строительства, предусматривающему создание коровника N 1 на 1000 голов. Следовательно, предоставление обществу из бюджета Пермского края субсидии в размере 135 млн. руб. (450 млн. руб. х 30%) является правомерным. Незаконного бездействия по непредоставлению части субсидии со стороны Минсельхоза ПК не допущено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неверном формировании Минсельхозом ПК заявочной документации, направленной в Минсельхоз России, отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 3.11(1) Порядка N 519-П при объявлении Отбора на федеральном уровне Минсельхоз ПК формирует заявочную документацию в соответствии с пунктом 5 Порядка (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.11.2018 N 549), согласно которому в проектной документации на объект могут предусматриваться отдельные этапы (очереди) строительства, подтвержденные заключением государственной экспертизы на проектную документацию и (или) разрешением на строительство, а также разрешением на ввод объекта, отдельного этапа (очереди) в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 519-П для участия в Отборе на федеральном уровне сельскохозяйственные товаропроизводители по мере ввода объектов в эксплуатацию в срок, указанный в извещении, направляют в Минсельхоз ПК, помимо заявки и иных документов, копии:
положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, выданного краевым государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Пермского края" (или письма этого учреждения об отсутствии необходимости проведения обязательной экспертизы) (подпункт 3.2.12.1);
акта приемки законченного строительством объекта по форме N КС-11 и (или) акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме N КС-14, утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10. 1997 г. N 71а (подпункт 3.2.12.5);
разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (подпункт 3.2.12.6).
Обращаясь с заявкой на участие в отборе, общество представило в Минсельхоз ПК:
копию положительного заключения государственной экспертизы, утв. краевым государственным автономным учреждением "Управление государственной экспертизы Пермского края" 14.06.2013, на проект "Молочный комплекс (2000 голов КРС) по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение. I-III этапы строительства" (л.д.13-153 том 3);
копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 11.10.2017, выданному на объект "Молочный комплекс (2000 голов КРС) по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение. I этап строительства" (л.д.81 том 1);
копию акта по форме КС-11 на приемку законченного строительством объекта "Молочный комплекс (2000 голов КРС) по адресу: Пермский край, Кунгурский район, Кыласовское сельское поселение. I этап строительства" (л.д.86 том 1).
Таким образом, из представленных обществом документов следовало, что его объект введен в эксплуатацию лишь по I этапу строительства, предусматривающему создание коровника на 1000 голов. То есть заявка на участие проекта общества в отборе на федеральном уровне (по I этапу строительства) направлена заинтересованным лицом в соответствии с документами, представленными самим обществом.
Ссылка общества на иные документы, представленные в Минсельхоз ПК (в частности, пояснительную записку ООО "Региональные проекты" к проектной документации), отклоняется, поскольку их представление не заменяет обязанности по представлению документов, указанных в подпунктах 3.2.12.1, 3.2.12.5 и 3.2.12.6 Порядка N 519-П.
С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу, что нарушений законодательства Минсельхозом ПК не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Так как заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 мая 2019 года по делу N А50-2805/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (ОГРН 1045902119834,ИНН 5948026633) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 28.05.2019 N 3994.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2805/2019
Истец: ООО "РУСЬ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия ПК
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства РФ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7929/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7929/19
13.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9326/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-2805/19