г. Саратов |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А06-2435/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (414041, г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11В, ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года (мотивированное решение от 03 июня 2019 года) по делу N А06-2435/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (414041, г. Астрахань, ул. Августовская, д. 11В, ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321)
к службе жилищного надзора Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, д. 75/48, оф. 801-814, ОГРН 1143015002778, ИНН 3015103653)
о признании незаконным и об отмене постановления от 26 февраля 2019 года N 05-Ю,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления службы жилищного надзора Астраханской области (далее - административный орган, служба) от 26 февраля 2019 года N 05-Ю о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Астраханские тепловые сети" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28 июня 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г. Астрахани 28 декабря 2018 года проведена проверка информации размещённой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что около 2 тысяч жителей Астрахани остались без тепла и горячей воды". В ходе проверки установлено, что решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2017 года удовлетворены требования индивидуального предпринимателя Кузнецовой Е.А., и на ООО "Астраханские тепловые сети" возложена обязанность по устранению течи воды в цокольной части помещений N 49 и N 47 по адресу: г. Астрахань, ул. Кирова/ул. Кр. Знамени/ ул. Ленина, лит. "А" путём проведения капитальных ремонтных работ в соответствии с нормами и правилами ремонта и эксплуатации тепловых сетей, камер, дренажных устройств.
В связи с изложенным для проведения ремонтных работ 12 декабря 2018 года в 09 час. 30 мин. ООО "Астраханские тепловые сети" произведено отключение теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Кирова, д. 20, 22/8/7, ул. Кр. Знамени, д. 1, 3/4, 4, 5, 6, 8, ул. Ленина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, ул. Советская, д. 2"А", 2"В", 4/18, ул. Тредиаковского, д. 13, ул. Набережная 1-го Мая, д. 9, 41/7, 43, 47, 53, ул. Адмиралтейская, д. 4, 68, ул. Бурова, д. 2, 4, 6, 10, 10/1, пл. Ленина, д. 2, 4, 4"А", 6, 6"А", 8, 10, 12, 14, ул. М. Джалиля, д. 14"А", пл. Шаумяна, д. 1, 1"А", 2"А", 3, 5, 13, 15, 17, 24, 28, ул. Шаумяна, д. 14"А", 14"Б", ул. Чернышевского, д. 4, 6.
12 декабря 2018 года в 14 час. 45 мин. теплоснабжение и горячее водоснабжение в многоквартирных домах по указанным адресам ООО "Астраханские тепловые сети" восстановлено.
Коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не предоставлялась потребителям в течение 5 час. 15 мин. единовременно.
Установленные обстоятельства служба жилищного надзора Астраханской области сочла нарушением подпункта "в" пункта 3, подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 4 приложения N 1 к указанным Правилам, допущенным ООО "Астраханские тепловые сети".
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14 февраля 2019 года составлен протокол N 256-ю об административном правонарушении, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.36). ООО "Астраханские тепловые сети" извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.38-40). Протокол составлен при участии представителя ООО "Астраханские тепловые сети" по доверенности.
Обществом представлены объяснения по делу об административном правонарушении от 26.02.2019.
26 февраля 2019 года административным органом вынесено постановление N 05-Ю о привлечении ООО "Астраханские тепловые сети" к ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. (т.1 л.д.23-25). ООО "Астраханские тепловые сети" извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления, что также подтверждено в представленных объяснениях по делу об административном правонарушении.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Астраханские тепловые сети", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "Астраханские тепловые сети" не согласилось с решением суда первой инстанции, считает, что в его действиях отсутствует вина, состав вменённого административного правонарушения. В соответствии с пунктом 4 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг продолжительность перерыва подачи горячей воды при аварии на тупиковой магистрали 24 часа подряд. В рассматриваемом случае отключение коммунальных услуг по адресам, указанным в обжалованном решении суда, произведено в связи с проведением ремонтных работ на участке магистральной тупиковой тепловой сети по ул. Кирова (В9(К19)), то есть отключение в связи с этим коммунальных услуг в течение 5 часов не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, у заявителя отсутствовала техническая возможность поставки коммунальных ресурсов по резервной системе снабжения ввиду её отсутствия.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении нормативов или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и заключается в невыполнении возложенных обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом данного правонарушения является лицо, обязанное обеспечивать нормативный уровень, режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом ООО "Астраханские тепловые сети" осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей и прочие виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Астраханские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией г. Астрахани. Постановлениями службы по тарифам Астраханской области утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду, поставляемые потребителям.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Централизованные сети инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети, что предусмотрено пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В пункте 10 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключённом с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несёт ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 21 Правил предоставления коммунальных услуг в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Согласно пункту 20 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объём и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объёма поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объёме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 указанных Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункт 24 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124).
Из приведённых выше положений следует, что для ресурсоснабжающей организации, гарантирующего поставщика, у которых возникли правоотношения с потребителями, проживающими в жилых домах, установлена ответственность за режим и качество подачи горячей воды на границе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, в случае если договором не предусмотрено иное.
Поскольку ООО "Астраханские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячей воды для потребителей в жилых домах, которые вносят ей плату, оно несёт ответственность за качество и бесперебойность предоставляемой коммунальной услуги и является надлежащим субъектом административного правонарушения в соответствии со статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правилами предоставления коммунальных услуг установлены требования к качеству предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведённым в приложении N 1 к указанным Правилам.
В силу пункта 4 приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам предоставления коммунальных услуг требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Материалами дела установлен факт отсутствия в течение 5 час. 15 мин. подряд единовременно теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Кирова, д. 20, 22/8/7, ул. Кр. Знамени, д. 1, 3/4, 4, 5, 6, 8, ул. Ленина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, ул. Советская, д. 2"А", 2"В", 4/18, ул. Тредиаковского, д. 13, ул. Набережная 1-го Мая, д. 9, 41/7, 43, 47, 53, ул. Адмиралтейская, д. 4, 68, ул. Бурова, д. 2, 4, 6, 10, 10/1, пл. Ленина, д. 2, 4, 4"А", 6, 6"А", 8, 10, 12, 14, ул. М. Джалиля, д. 14"А", пл. Шаумяна, д. 1, 1"А", 2"А", 3, 5, 13, 15, 17, 24, 28, ул. Шаумяна, д. 14"А", 14"Б", ул. Чернышевского, д. 4, 6.
Максимальная продолжительность перерыва в подаче горячей воды в рассматриваемом случае не должна превышать 4 часов единовременно.
Доказательств того, что отключение горячей воды произошло по причине аварии на тупиковой магистрали, заявителем при производстве по делу об административном правонарушении не предоставлено.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что осуществляя спорные ремонтные работы, общество исполняло в принудительном порядке решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.10.2017 по делу N А06-4600/2017, которым суд обязал ООО "Астраханские тепловые сети" и МУП г. Астрахани "Астрводоканал" устранить течь воды в цокольных помещениях N 49, 47 по адресу г. Астрахань ул. Кирова/Кр. Знамени/Ленина 27/12/11 г. Астрахани, Литер "А" путём проведения капитальных ремонтных работ в соответствии с действующими нормами и правилами ремонта и эксплуатации тепловых сетей, камер, дренажных устройств в квартале по ул. Кирова/Кр. Знамени/Ленина 27/12/11 г. Астрахани в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Решение суда вступило в законную силу 13 декабря 2018 года.
Указанные обстоятельства подтверждены обществом в пояснениях от 24.12.2018 N 10-01/3704, предоставленных в прокуратуру Кировского района г. Астрахани (т.1 л.д.45-56), и объяснениях, данных при рассмотрении дела об административном правонарушении от 26.02.2019.
Выявленные административным органом нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Астраханские тепловые сети" состава вменённого правонарушения.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела ООО "Астраханские тепловые сети" не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Астраханские тепловые сети" во вменённом правонарушении службой доказана.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы, и соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2019 года (мотивированное решение от 03 июня 2019 года) по делу N А06-2435/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2435/2019
Истец: ООО "Астраханские тепловые сети"
Ответчик: Служба жилищного надзора Астраханской области