город Ростов-на-Дону |
|
13 августа 2019 г. |
дело N А32-19419/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от заявителя: представитель Медведев Е.А., доверенность от 12.05.2018;
администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района явку представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Садовод" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2019 по делу N А32-19419/2019 о прекращении производства по делу в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Садовод" (ИНН 2369003630, ОГРН 1152369000442) к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (ИНН 2353021545, ОГРН 1052329691732) о признании действий (бездействия) недействительными, принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Садовод" (далее - заявитель, ООО "Садовод", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее - администрация) о признании бездействия администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района необходимых мер по приведению границы населенного пункта - г. Тимашевска в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, и СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17, а именно по вынесению земельных участков с кадастровыми номерами: 23:31:0303000:24, 23:31:0303000:19, 23:31:0303000:435, 23:31:0303000:436 за границу населенного пункта - г. Тимашевска, посредством внесения необходимых изменений в генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района, незаконным; обязании администрацию Тимашевского городского поселения Тимашевского района внести необходимые изменения в генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района в части вынесения земельных участков с кадастровыми номерами: 23:31:0303000:24, 23:31:0303000:19, 23:31:0303000:435, 23:31:0303000:436 за границу населенного пункта - г. Тимашевска. Требования мотивированы несогласием с нормативным актом - Генеральным планом в части установления границ населенного пункта в отношении указанных выше земельных участков.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2019 прекращено производство по делу.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит определение арбитражного суда первой инстанции отменить, ссылаясь на положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация в отзыве на жалобу просила определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве администрация просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация извещена надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании 12.08.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин., после окончания которого судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу определения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19.06.2018 г. N 23/195/002/2018-2039 ООО "Садовод" является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:31:0303000:24, площадью 6 986 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, Тимашевское г/п, г. Тимашевск, в границах ЗАО "Садовод", секция 3, контур 27-02, и земельного участка с кадастровым номером 23:31:0303000:19, площадью 35 208 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, в границах ЗАО "Садовод", секция 3, контур 28. Оба вышеназванных земельных участка имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Как указано в заявлении, из полученных ООО "Садовод" выкопировок из карты-схемы градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района на земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО "Садовод", с кадастровыми номерами: 23:31:0303000:24 и 23:31:0303000:19, а также на не принадлежащие на праве собственности ООО "Садовод" земельные участки с кадастровыми номерами: 23:31:0303000:435 и 23:31:0303000:436 обществу стало известно, что данные земельные участки вошли в черту населенного пункта - г. Тимашевска, тогда как ранее все указанные земельные участки находились за границей г. Тимашевска и, соответственно, имели категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. Из этого следует, что граница населенного пункта - г. Тимашевска была изменена, в настоящее время указанные земельные участки имеют категорию земель - земли населенных пунктов и входят в территориальную зону - ОД-1 (зона общественного, делового и коммерческого назначения).
В соответствии с Приложением к карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района территориальная зона ОД-1 (зона общественного, делового и коммерческого назначения) имеет следующие основные виды разрешенного использования: магазины; объекты торговли (торговые центры торгово-развлекательные центры (комплексы); для индивидуального жилищного строительства; социально обслуживание; бытовое обслуживание; здравоохранение; коммунальное обслуживание; рынки; общественное управление; культурное развитие; религиозное использование; предпринимательство; спорт; автомобильный транспорт; обеспечение обороны и безопасности; обеспечение внутреннего правопорядка; обеспечение деятельности по исполнению наказаний; земельные участки (территории общего пользования); банковская и страховая деятельность.
В соответствии с пунктом 7.1.11 (Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства) раздела VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), нормативная санитарно-защитная зона сельскохозяйственных угодий, обрабатываемых пестицидами с применением тракторов (от границ поля до населенного пункта), должна составлять не менее 300 метров.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Заявитель ссылается на то, что после изменения границы населенного пункта - г. Тимашевска граница сельскохозяйственных угодий (поля), на которых расположены сады ООО "Садовод", обрабатываемые пестицидами с применением тракторов, в настоящее время непосредственно примыкает к населенному пункту - г. Тимашевску, в связи с чем указанные земельные участки, на которых теперь можно строить индивидуальные жилые дома, социальные объекты, объекты бытового обслуживания, объекты здравоохранения, спортивные объекты и т.п., попадают в санитарно-защитную зону ООО "Садовод".
ООО "Садовод" обращалось в администрацию муниципального образования Тимашевский район и в администрацию Тимашевского городского поселения Тимашевского района с просьбой внести сведения о санитарно-защитной зоне ООО "Садовод" в Правила землепользования и застройки Тимашевского городского поселения Тимашевского района, в генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района, а также в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) (письма N 700 от 27.11.2014 г. и N 78 от 07.04.2016).
Письмом от 19.04.2016 N 141-1917/16-12 администрация муниципального образования Тимашевский район сообщила, что: "Согласно Вашему письму от 27.11.2014 N 700, копии экспертного заключения от 04.07.2014 г. N 1381 Краснодарского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны ОАО "Садовод" и санитарно-эпидемиологического заключения от 06.08.2014 N 23.КК.ОЗ.ООО.Г.002358.08.14 Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и проект санитарно-защитной зоны ООО "Садовод" были размещены в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности администрации муниципального образования Тимашевский район от 17.12.2014 N 06-28/240 и переданы в администрацию Тимашевского городского поселения Тимашевского района согласно письму N 141-8127/14-06 от 19.12.2004 для внесения в документы территориального планирования Тимашевского городского поселения Тимашевского района.
На основании письма от 07.04.2016 N 78 документы повторно переданы в администрацию Тимашевского городского поселения для отображения их в генеральном плане и правилах землепользования и застройки Тимашевского городского поселения".
В письме от 12.05.2016 N 141-1936/16-31-08 администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района указала, что: "Администрацией Тимашевского городского поселения Тимашевского района проводится мероприятие по внесению изменений в генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района. В настоящее время проводится аукцион по определению разработчика проекта внесения изменений в генеральный план.
Проект санитарно-защитной зоны ОАО "Садовод" будет учтен при разработке проекта по внесению изменений в генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района".
Однако вместо этого граница населенного пункта - г. Тимашевска была изменена за счет санитарно-защитной зоны ООО "Садовод", что общество считаем недопустимым.
ООО "Садовод" полагает то, что в связи с изменениями не вправе обрабатывать свои сады средствами защиты растений (пестицидами) в 300-метровой зоне от границы г. Тимашевска, ссылается на то, что не может себе позволить прекратить обработку садов в указанной санитарно-защитной зоне, так как отсутствие обработки приведет к низкой урожайности и гибели садов.
Согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В силу ст. 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам с заявлениями о признании недействующими нормативных правовых актов, если полагают, что такой оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы.
В соответствии со ст. 78 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, заявителем фактически оспаривается в арбитражном суде генеральный план Тимашевского городского поселения Тимашевского района в части вынесения земельных участков с кадастровыми номерами: 23:31:0303000:24, 23:31:0303000:19, 23:31:0303000:435, 23:31:0303000:436 в границы населенного пункта.
Генеральный план является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Учитывая изложенное, генеральный план является нормативным правовым актом.
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" в статью 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были внесены изменения.
Согласно данным изменениям с 6 августа 2014 г. дела об оспаривании нормативных правовых актов из компетенции арбитражных судов исключены, кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов в сфере защиты интеллектуальных прав, рассмотрение которых осуществляется Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции (пункт 1 части 1 статьи 434 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", пункт:; 1 части 4 статьи 34 АПК РФ).
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменений в статью 434 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов" с 17 марта 2016 г. к ведению Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции также отнесены дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами в сфере защиты интеллектуальных прав.
Дела об оспаривании иных нормативных правовых актов, а также дела об оспаривании иных актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции.
Согласно пункту 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Основываясь на совокупности приведенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены определения суда первой инстанции о прекращении производства по делу в целях обеспечения обществу возможности реализации предоставленного ему ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации права на рассмотрение поданного им заявления законным судом - судом общей юрисдикции, к подведомственности которого отнесено рассмотрение этого заявления.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2019 по делу N А32-19419/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Садовод" (ИНН 2369003630, ОГРН 1152369000442) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.08.2019 N 1321.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19419/2019
Истец: ООО "Садовод", ООО "Софис"
Ответчик: Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района