г. Ессентуки |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А63-24488/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 по делу А63-24488/2018 (судья Капункин Ю.Б.), при участии представителей публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" Соловьевой И.И. (доверенность от 01.01.2019), управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пашковой Н.Н. (доверенность от 24.12.2018), в отсутствии третьего лица ООО "Лира-прод", о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 отказано в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) (далее - общество, заявитель) к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, (ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887) (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 15.11.2018 N 1025 по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения, соблюдение порядка и срока привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, при производстве по делу об административном правонарушении управлением допущены грубые нарушения административного законодательства.
От управления в адрес Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 по делу N А64-24488/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокуратурой города Пятигорска во исполнение пункта 2.2 Решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ от 03.08.2018 в отношении компании проведена проверка исполнения федерального законодательства.
В рамках проверки было установлено, что 19.10.2017 между ПАО "МРСК" в лице филиала "Ставропольэнерго" и ООО "Лира-прод" заключен договор от 30.12.2016 N 43-05/201 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в пункте 5 которого срок для выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен в 12 месяцев со дня заключения сделки.
В соответствии с актами о приемке выполненных работ N 14/1 и 14/2 от 28.02.2018 работы сетевой организацией были выполнены только 28.02.2018 года, следовательно, сетевой организацией нарушены сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Нормы Правил N 861 являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. В связи с этим прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.10.2018, которое направлено в управление.
15.11.2018 управление вынесло постановление по делу об административном правонарушении по делу N 1025 о признании компании виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. Согласно статье 24.1 Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В силу статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также -технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ порядок технологического присоединения, утвержденный Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора. Порядок технологического присоединения установлен в Правилах N 861, в пункте 16 которых установлен перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения. Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В пункте 6 Правил N 861 указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами. Материалами дела об административном правонарушении установлено, что компания заключила с ООО "Лира-прод" договор об осуществлении технологического присоединения к электрической сети для электроснабжения объекта.
Из условий пункта 5 указанного договора следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 месяцев.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя следующие этапы: а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется; д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Таким образом, компания на основании заключенного договора должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах "в" - "г" пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт "б" пункта 16 Правил).
Невыполнение взятых в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обязательства сетевой организацией сроков технологического присоединения является нарушением Правил N 861. Абзацем 19 пункта 15 Правил N 861 определено, что договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Договор N 43-05/201 поступил в сетевую организацию 30.01.2017, о чем имеется отметка на договоре, следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям должны быть выполнены сетевой организацией в течение 12 месяцев, то есть до 30.01.2018. Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК" определено, что сетевая организация осуществляет: - строительство ЛЭП-10 кВ от резервной линейной ячейки на I СШ РУ 10 кВ ПС 110/10 кВ "Провал" до границ земельного участка заявителя. Тип ЛЭП и её характеристики определить проектом; - строительство ЛЭП-10 кВ от ВЛ-10 Ф-403 ПС 110/10 кВ "Провал" до границ земельного участка заявителя до проектируемой ТП-10/0,4 кВ.
Тип ЛЭП и её характеристики определить проектом; - монтаж коммуникационных аппаратов для присоединения проектируемых ЛЭП-10 кВ. Тип коммутационных аппаратов и место установки определить проектом; - подключение всей присоединенной мощности к устройствам автоматической частотной разгрузки (АЧР); - проверку выполнения заявителем ТУ. В соответствии с актами 14/1 и 14/2 от 28.02.2018 работы сетевой организацией были выполнены только 28.02.2018 года, что является нарушением договорных обязательств по исполнению его условий в предусмотренные Правилами N 861 сроки. Нормы Правил N 861 являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля. Таким образом, в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Судебной коллегией отклонен довод о том, что срок технологического присоединения к электрическим сетям не был нарушен, поскольку на дату окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению ООО "Лира-прод" не выполнены технические условия к договору, в связи с чем, у ПАО "МРСК" отсутствовала техническая возможность завершить мероприятия, предусмотренные договором N 43-05/201.
Пунктом 3 Правил N 861 обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителя возложена именно на сетевую организацию, кроме того осуществление технологического присоединения заявителей является неотъемлемой частью основной деятельности сетевой организации, а именно: оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12 (1) - 14 и 34 данных правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Таким образом перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяются техническими условиями.
Техническими условиями определяется перечень мероприятий, которые стороны выполняют самостоятельно в рамках определенных границ. В спорном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не мог превышать 12 месяцев.
Очередность выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению не предусмотрена ни Правилами N 861, ни договором. Следовательно, они должны быть выполнены со стороны сетевой организации именно в те сроки, которые определены Правилами N 861 и заключенной сделкой. Кроме того, следует учесть, что сроки, установленные в пункте 16 Правил N 861 технологического присоединения являются предельными.
Довод общества о том, что акты формы КС-2 за отчетный период 01.02.2018 по 28.02.2018 датирован 28.02.2018 в связи с утвержденной учетной политикой общества и необходимостью отражения в бухгалтерском учете фактически выполненных работ и их стоимости за расчетный период, то есть месяц; необходимости отражения всех затрат общества на материалы, амортизацию используемой техники/машин, затраты на ГСМ, оплату труда работников и страховые отчисления от заработной платы, судом апелляционной инстанции отклонен.
Правилами N 861 определено, что технологическое присоединение считается завершенным после составления акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. То есть окончание работ оформляется определенным документом. В соответствии с пунктом 2 статьи 51, статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительно-монтажные работы объектов капитального строительства выполняются только при наличии разрешения на строительство, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пункт 7 статьи 51 ГрК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в состав которого входят правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация и др. и только после предоставления указанных документов, разрешение на строительство выдается в течение 10 дней.
Завершающим этапом строительства объекта электросетевого хозяйства, позволяющего выполнить мероприятия по технологическому присоединению, является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получение данного документа регламентируется статьей 55 ГрК РФ и требует предоставления указанных в пункте 3 данной статьи документов.
Согласно пунктам 1.2.1, 1.2.9 Правил приемки в эксплуатацию объектов электрических сетей, установленных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, полностью законченные строительством объекты электрических сетей должны быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией, о чем оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования. Таким образом, окончание строительства объекта оформляются документом подтверждающий выполнение работ, в спорном случае - акты КС-2, подписанные между ПАО "МРСК" (заказчиком) и филиалом ПАО "МРСК" "Ставропольэнерго" (подрядчиком).
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не приняла необходимые меры по соблюдению установленных требований.
Суду апелляционной инстанции не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом возложенных на нее публично-правовых обязанностей.
Учитывая вышеизложенное и материалы дела подтверждено наличие в действиях общества состава правонарушения, вины в совершении данного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса.
Управлением соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса судом установлено, что основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
Назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суд установил, что административным органом существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности с момента обнаружения административного правонарушения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 по делу А63-24488/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-24488/2018
Истец: ПАО "МРСК Северного Кавказа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Третье лицо: ООО "ЛИРА-ПРОД", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю