г. Владивосток |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А51-24692/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Артемовского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-4650/2019
на решение от 04.06.2019
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-24692/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации Артемовского городского округа (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424)
о признании незаконным отказа принять в казну Российской Федерации гидротехническое сооружение Пушкаревского гидроузла, выраженного в письме от 15.08.2018 N 07-6589,
при участии:
от администрации Артемовского городского округа: Железнова Н.С., по доверенности от 29.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: до перерыва - не явились, извещены; после перерыва - Мельников Ф.Б., по доверенности от 29.03.2019 сроком действия на 1 год, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Артемовского городского округа (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - управление, Росимущество) принять в казну Российской Федерации гидротехническое сооружение Пушкаревского гидроузла, выраженного в письме от 15.08.2018 N 07-6589.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, и гидротехнические сооружения образуют единую гидротехническую систему. В связи с этим, по мнению администрации, к федеральной собственности относится не только река Пушкаревка, но и гидротехническое сооружение, обслуживающее водный объект.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Росимущество в представленном письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
В судебном заседании 29.07.2019 апелляционной коллегией в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 05.08.2019, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В реестре муниципальной собственности Артемовского городского округа числится гидротехническое сооружение Пушкаревского гидроузла, в состав которого входят:
- сооружение, назначение: сооружения гидротехнические, объем 105945 куб. м, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г. Артем, примерно 2000 метров в северо-западном направлении от жилого дома по улице Черноморской, 20;
- здание, назначение: нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 153,2 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г. Артем, примерно в 1800 метров в северо-западном направлении от жилого дома по ул. Черноморской, 20;
- здание, назначение: нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 15,8 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г. Артем, примерно 1750 метров в северо-западном направлении от жилого дома по ул. Черноморской, 20.
С ноября 2015 года между администрацией и управлением велась переписка по вопросу возможности передачи вышеуказанного имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
По результатам рассмотрения предложения администрации, управление отказало в принятии имущества в федеральную собственность, что было оформлено письмом от 15.08.2018 N 07-6589.
Не согласившись с вынесенным отказом, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания и процедура передачи имущества с одного уровня публичной собственности на иной уровень публичной собственности регулируется исключительно статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Предложения о передаче имущества направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Как следует из материалов дела, в 1972 году на р. Пушкаревка в г. Артеме было построено водохранилище объемом 0,936 млн. куб. метров для обеспечения водоснабжением пос. Заводской.
Муниципальному образованию Артемовский городской округ на праве собственности принадлежит имущество - гидротехническое сооружение водохранилища на р. Пушкаревка, в состав которого входят: сооружение, назначение: сооружения гидротехнические, объем 105945 куб. м; здание, назначение: нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 153,2 кв. м; здание, назначение: нежилое здание, 1-этажное, общая площадь 15,8 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.08.2015 25-АВ 459927, 25-АВ 459925, 25-АВ 459926.
Из материалов дела также усматривается, что в состав гидротехнического сооружения входят следующие элементы: плотина на водоразделе объемом 105945,0 куб. м, дренаж из щебня объемом 285 куб. м, дренажные спуски (береговые трубы) общей площадью 753,5 куб. м, дренажные спуски (подводная часть труб) общей площадью 55,5 куб. м, водозаборная башня общей площадью 19,6 кв. м, высотой 11 м, объемом 216 куб. м, дренажные трубы (а.ц.) общей площадью 277,1 кв. м, которые непосредственно образуют водохранилище и обеспечивают его безопасное использование.
В период с ноября 2015 года по июль 2018 администрация неоднократно обращалась в управление с заявлениями о принятии указанного выше имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность по основаниям статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Полагая нецелесообразным принятие в казну Российской Федерации гидротехнического сооружения и зданий, предназначенных для обслуживания данного сооружения, управление отказало в предложении администрации о передаче муниципального имущества в федеральную собственность.
Оценив оспариваемый отказ, оформленный письмом от 15.08.2018 N 07-6589, в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам среди прочих относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В силу части 1 статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 данного Кодекса.
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 ВК РФ).
По правилам статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно указанной норме Закона N 117-ФЗ права на гидротехнические сооружения являются самостоятельными объектами права, на которые не распространяется специальный режим водных объектов, что исключает единство правовой судьбы водного объекта и гидротехнического сооружения как главной вещи и принадлежности либо как составляющих сложной вещи.
Гражданское законодательство (статьи 134, 135 Гражданского кодекса Российской Федерации) также не содержит положений, предопределяющих принадлежность гидротехнических сооружений в зависимости от принадлежности водного объекта.
Из материалов дела следует, что 21.03.2014 вышеуказанное гидротехническое сооружение и два нежилых здания, обеспечивающих его безопасное использование, поставлены на государственный кадастровый учет, в состав которого не входят водные объекты - зеркало водохранилища либо р. Пушкаревка.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что водный объект (р. Пушкаревка) и спорное гидротехническое сооружение образуют единую гидротехническую систему, судебной коллегией не принимается.
При этом то обстоятельство, что р. Пушкаревка относится к федеральной собственности не может свидетельствовать о том, что гидротехническое сооружение, обслуживающее водный объект (водохранилище на реке), подлежит безусловной передаче из муниципальной в федеральную собственность.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (пункт 3); организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Как уже отмечалось ранее, в целях обеспечения водоснабжением пос. Заводской на р. Пушкаревка было построено водохранилище, непосредственно которое образует и обеспечивает его безопасное использование спорное имущество - гидротехнические сооружения и два нежилых здания.
Учитывая, что данное муниципальное имущество предназначено для решения вопросов местного значения Артемовского городского округа, то полномочия, в том числе по его владению и пользованию, относятся к собственнику этого имущества, то есть к администрации.
При этом то обстоятельство, что в 2011 году водоснабжение п.Заводской было переключено с Пушкаревского гидроузла на Штыковский гидроузел, не свидетельствует о том, что назначение спорных объектов изменилось и появились основания для передачи имущества в федеральную собственность.
Делая данный вывод, коллегия исходит из того, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по организации и осуществлению мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах поселения, на территории муниципального района, городского округа установлены также Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силу пункта 16 статьи 1 ВК РФ негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 ВК РФ).
В рассматриваемом случае гидротехнические сооружения водохранилища, исходя из входящих в его состав элементов (дренажные спуски и трубы, водозаборная башня), также могут быть использованы в целях защиты от наводнений и подтоплений, чем обеспечивается реализация полномочий органа местного самоуправления по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах городского округа.
В свою очередь, доказательства недопустимости нахождения указанного имущества в муниципальной собственности либо доказательства использования данного имущества федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Закона N 184-ФЗ, администрация суду не представила.
Одновременно с этим следует отметить, что в целях проработки вопроса закрепления вышеуказанного имущества за федеральными организациями управлением направлялись предложения в адрес ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" и в адрес Амурского бассейнового управления, осуществляющих эксплуатацию мелиоративных систем на территории Приморского и Хабаровского краев.
Однако, как следует из материалов дела, согласие в принятии на баланс спорного имущества данные организации не выразили в связи с отсутствием потребности в данном имуществе.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемый отказ Росимущества принять в казну Российской Федерации гидротехническое сооружение Пушкаревского гидроузла, оформленный в письмом от 15.08.2018 N 07-6589, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы администрации, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не относит на администрацию судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.06.2019 по делу N А51-24692/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24692/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ