город Москва |
|
12 августа 2019 г. |
дело N А40-3333/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Попов В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019
по делу N А40-3333/19, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению АО "Компания Сангар" (ОГРН 1022502266324)
к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Левченко К.А. по доверенности от 03.04.2018;
от заинтересованного лица - Соколова С.Ю. по доверенности 14.12.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019 признано незаконным решение Министерства оборона Российской Федерации, оформленным письмом N 141/31857 от 10.10.2018 об отказе в выдаче специального разрешения в части размещения объектов и на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в 14-дневный срок с даты вступления решения в законную силу рассмотреть заявление АО "Компания Сангар" от 26.07.2018 N 09.08-01/04-442 по существу с учетом выводов суда по настоящему делу.
Не согласившись с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации и АО "Компания Сангар" в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между АО "Компания Сангар" и Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края по результатам торгов 07.11.2016 заключен договор аренды земельного участка N 108 - В с кадастровым номером 25:28:050089:411, площадью 18.385 кв.м., из земель населенных пунктов, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 617 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Владивосток, в районе улицы Лазурная, дом 35 для использования в целях строительства туристической базы, разрешенное использование: туристические базы.
16.05.2017 АО "Компания Сангар" обратилось в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока с заявлением (регистрационный номер заявления 5578/20у) о выдаче разрешения на строительство объекта - туристическая база, расположенная по указанному адресу с приложением документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2.6.1. Административного регламента предоставления Администрацией г. Владивостока муниципальной услуги "выдача разрешений на строительство", утвержденного постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1606.
АО "Компания Сангар" отказано (письмо N 5578/20у от 22.05.2017) в выдаче разрешения на строительство, в связи с отсутствием в приложенных к заявлению документах специального разрешения федерального органа исполнительной власти для проведения строительных работ, в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Не согласившись с отказом, АО "Компания Сангар" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным (дело N А51-13188/2017), по результатам рассмотрения которого в удовлетворении исковых требований отказано на основании того, что для получения разрешения на строительство, обществу для проведения строительных работ необходимо получение специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект (абз.3 стр. 10 решения от 21.11.2017).
На основании судебного акта по делу N А51-13188/2017 АО "Компания Сангар" обратилось в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением от 26.07.2018 N 09.08-01/04-44.2 о выдаче специального разрешения для проведения строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050089:411.
10.10.2018 заявителем получен ответ от Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации N 141/31857 о том, что выдача специального разрешения федерального органа исполнительной власти в лице Министерства обороны Российской Федерации в части согласования размещения объектов туристической базы в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050089:411 не требуется. При этом специальное разрешение не выдано.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств, вступившего в законную силу судебного акта.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Пунктом 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу п. 7 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 установлено, что под запретной зоной военного объекта понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с данным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков и устанавливаются в целях обеспечения обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасности эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущения разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; защиты населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п. п. 4, 5 Положения N 405).
Согласно п. 12 Положения N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Из содержания п. 15 Положения N 405 следует, что нормы, предусмотренные п. п. 10 - 14 этого Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением предписано осуществить до 31.12.2015.
Исходя из изложенных правовых норм, до внесения сведений о границах запретной зоны в государственный кадастр недвижимости соответствующие границы запретной зоны сохраняются в ранее установленных границах.
Пунктом 5 Положения N 135 границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных в Приморском крае, установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю".
На момент установления запретной зоны в пределах спорного земельного участка действовало Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135, п. 7 которого предусматривалось, что на территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия и проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада.
При этом в связи с отменой постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 ограничения по использованию территории в границах запретной зоны военного объекта, установленные ранее действовавшим законодательством, не утратили свою силу.
Факт того, что спорный земельный участок расположен в запретном районе военного объекта отражен по тексту договора аренды спорного земельного участка N 108-В от 07.11.2016, в п. 3.4.3, которого указано на данное ограничение.
Аналогичный вывод содержится в судебном акте по делу N А51-13188/2017.
Сведения об изменения границ запретной зоны в государственный кадастр недвижимости не вносились.
Таким образом, права и законные интересы заявителя решением Министерства оборона Российской Федерации, оформленным письмом N 141/31857 от 10.10.2018 об отказе в выдаче специального разрешения в части размещения объектов нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.04.2019 по делу N А40-3333/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3333/2019
Истец: АО "КОМПАНИЯ САНГАР"
Ответчик: МИНОБОРОНЫ РОССИИ