г. Тула |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А62-1891/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителей заявителя - акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) - Барановой А.В. (доверенность от 24.12.2018), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконфкеренц-связи при содействии Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2019 по делу N А62-1891/2019 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня) о признании недействительным решения от 14.08.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары N 10113110/220917/0125850 и 10113110/150917/0122425, а также обязании устранить допущенные таможней нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2019 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что таможенным законодательством однозначно определено, что любые нарушения в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара являются основанием для отказа в получении тарифных преференций. Отмечает, что у нее отсутствует обязанность по обращению в компетентные органы страны, выдавшие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
От общества в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в рамках внешнеторгового контракта от 04.08.2017 N GK/53661/17, заключенного с компанией "Agroherc LTD D.O.O." (Босния и Герцеговина), общество на таможенную территорию Таможенного союза ввезло следующий товар:
- яблоки свежие (Malus Domestica), сорт "Гренни Смит", калибр 70 мм, класс 1, урожай 2017 года, упакованные в пластиковые ящики, весом 17 461 кг нетто, изготовитель "Dominant Doo Za Trgovinu I Usluge" стоимостью 12 048 Евро. Товар оформлен по ДТ N 10113110/2209147/0125850 на Смоленском таможенном посту таможни. Сумма тарифных преференций составила 21 406 рублей 56 копеек;
- виноград свежий (Vitis Vinifera) столовых сортов, сорт "Muscat Italy", калибр 16+ мм, урожай 2017 года, класс 1, упакованные в деревянные ящики, весом 17 592 кг нетто, изготовитель "Agroherc LTD D.O.O.", стоимостью 19 351,20 Евро. Товар оформлен по ДТ N 10113110/150917/0122425 на Смоленском таможенном посту таможни. Сумма тарифных преференций составила 19 607 рублей 63 копейки.
При оформлении таможенных деклараций (графы 36) обществом заявлено о наличии права на применение режима тарифных преференций, одновременно с декларациями в таможню представлены сертификаты о происхождении товара по форме "А" N 052792 и 052791, выданные Внешнеторговой палатой Боснии и Герцеговины.
В процессе таможенного оформления обществом уплачены таможенные пошлины и налоги с учетом предоставленного режима тарифных преференций. Товар выпущен таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с предоставлением тарифных преференций.
После выпуска товаров в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества по вопросу правомерности принятия решений о подтверждении заявленных тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по спорным ДТ, по результатам которой составлен акт 09.08.2018 N 10113000/015/090818/А0111, зафиксировавший, что указанные тарифные преференции предоставлены необоснованно, поскольку сертификаты о происхождении товаров оформлены с нарушениями Требований.
Таможней 14.08.2018 принято решение о внесении соответствующих изменений в ДТ N 10113110/220917/0125850 и 10113110/150917/0122425, для чего обществу предложено осуществить корректировку данных ДТ и уплатить таможенные платежи, исчисленные с учетом скорректированных сведений.
В результате корректировки декларации на товары N 10113110/150917/0122425 у общества возникла задолженность в размере 21 147 рублей 38 копеек, в том числе по ввозной пошлине - 16 616 рублей 63 копейки, пени за неуплату ввозной пошлины - 1304 рубля 86 копеек, НДС - 2991 рубль и пени за неуплату НДС - 234 рубля 89 копеек.
В связи с доначислением и взысканием пени за просрочку уплаты таможенных платежей таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, направленное обществу 21.09.2018.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС обществу также направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 20.09.2018 N 10113000/Ув2018/0001672 на общую сумму 21 147 рублей 38 копеек.
Задолженность погашена обществом в добровольном порядке путем списания с платежного поручения от 21.09.2018 N 66520 - 66523. Оплата проведена в лицевых счетах 21.09.2019.
В результате корректировки декларации на товары N 10113110/220917/0125850 у общества возникла задолженность в размере 23 051 рубля 60 копеек, в том числе по ввозной пошлине - 18 141 рубль 15 копеек, пени за неуплату ввозной пошлины - 1394 рубля 10 копеек, НДС - 3265 рублей 41 копейка и пени за неуплату НДС - 250 рублей 94 копейки.
В связи с доначислением и взысканием пени за просрочку уплаты таможенных платежей вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, которое направлено обществу 21.09.2018.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС обществу также направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 20.09.2018 N 10113000/Ув2018/0001673 на общую сумму 23 051 рубль 60 копеек.
Задолженность погашена обществом в добровольном порядке путем списания с платежного поручения от 21.09.2018 N 66524 - 66527. Оплата проведена в лицевых счетах 21.09.2019.
Общество обжаловало решение таможни от 14.08.2018 в Центральное таможенное управление, которое решением от 05.12.2018 N 83-13/107 отказало в удовлетворении жалобы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
В силу статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (часть 4 статьи 61 ТК ТС).
Из статьи 62 ТК ТС усматривается, что в случае, если стране происхождения товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза предоставляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Частью 1 статьи 63 ТК ТС предусмотрено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Таким образом, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
На основании статьи 74 ТК ТС тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей данной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, в который включена Босния и Герцеговина.
Между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключено соглашение от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран", которым утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В соответствии с разделом I Правил товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране.
В силу раздела II Правил к товарам, полностью произведенным в развивающейся или наименее развитой стране, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, относится продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране.
Из раздела VII Правил усматривается, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
В соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" сертификат должен быть заполнен печатным способом (за исключением отдельных обозначений, указанных ниже).
В сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок. Вносимые в сертификат исправления могут быть произведены путем зачеркивания ошибочных данных и впечатывания необходимых сведений. Каждое такое исправление заверяется печатью компетентного органа, уполномоченного выдавать сертификаты.
В графе 12 сертификата в верхней строке указывается наименование страны происхождения товара; в средней строке указывается наименование страны назначения товара; в нижней строке указывается место и дата заполнения сертификата. Сведения, приведенные в сертификате, подписываются в этой графе уполномоченным лицом экспортера (поставщика), указанного в графе 1. Наличие печати экспортера (поставщика) в графе не является обязательным требованием.
Согласно разделу VIII Правил комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если: не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных настоящими правилами.
Как установлено судом первой инстанции, отказывая в предоставлении тарифных преференций, таможня указала, что представленные обществом оригиналы сертификатов о происхождении товаров по форме "А" от 13.09.2017 N 052792 и от 08.09.2017 N 052791 оформлены с нарушением Правил, а именно: в графе 12 сертификатов сведения о месте и дате заполнения сертификатов внесены от руки.
Оценивая данное обстоятельство, суд верно отметил, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Действительно, в представленных обществом сертификатах о происхождении товаров по форме "А" N 052792 и 052791 в графе 12 дата и место заполнения сертификатов выполнены от руки, однако, как справедливо указал суд, данный факт не влияет на подлинность и действительность указанных сертификатов, а также не опровергает и не ставит под сомнение факт производства спорного товара именно в Боснии и Герцеговине и не может свидетельствовать о ненадлежащем оформлении (неполном заполнении) сертификата.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что общество в целях таможенного оформления ввезенного товара по ДТ N 10113110/220917/0125850 и 10113110/150917/0122425 представило необходимый и достаточный пакет документов; сертификаты о происхождении по форме "А", подтверждающие страну происхождения товара, а также отнесение товара к соответствующему перечню товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.
Причем все сведения, указанные в сертификатах происхождения товаров по форме "А" N 052792 и 050791, совпадают со сведениями в товаросопроводительных документах, представленных обществом при декларировании товара.
При этом таможней не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлены доказательства, указывающие на существенные пороки сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.
Соответствующие запросы по вопросу подлинности данных сертификатов Таможней в уполномоченный орган страны происхождения товара не направлялись.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что частичное заполнение продавцом товара графы 12 сертификатов рукописным способом не может являться основанием отказа в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций, в связи с чем признал недействительным решение таможни от 14.08.2018 не соответствующим положениям таможенного законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Помимо этого, ввиду признания решения таможни недействительным, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд справедливо обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи.
Довод апелляционной жалобы о том, что таможенным законодательством однозначно определено, что любые нарушения в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара являются основанием для отказа в получении тарифных преференций, подлежит отклонению, поскольку основан на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Довод жалобы об отсутствии у таможни обязанности по обращению в компетентные органы страны, выдавшей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения, является несостоятельным, поскольку в соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15.03.2017 N 304-КГ17-15690, таможенные органы обязаны использовать весь объем предоставленных законом полномочий для целей проверки подлинности сертификата происхождения товара.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.05.2019 по делу N А62-1891/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1891/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ