г. Владивосток |
|
13 августа 2019 г. |
Дело N А59-1422/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания",
апелляционное производство N 05АП-5001/2019
на решение от 27.05.2019
судьи А.И. Белоусова
по делу N А59-1422/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Сахалинская Коммунальная Компания" (ОГРН 1056500632913, ИНН 6501157613)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026)
о признании недействительным предписания от 28.02.2019 N 7 н/а об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации,
при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сахалинская Коммунальная Компания" (далее - заявитель, общество, ресурсоснабжающая организация, АО "СКК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 28.02.2019 N 7 н/а об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "СКК" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой решение суда первой инстанции просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что коммунальная услуга "горячее водоснабжение" предоставляется в многоквартирном доме с использованием открытой системы теплоснабжения, что заключается в ее одновременном использовании для целей отопления и горячего водоснабжения, когда отбор горячей воды производится прямо из тепловой сети. В связи с этим оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) имеют двухкомпонентную структуру с разделением на теплоноситель и тепловую энергию. Отмечает, что неоплата пользователями горячей воды, которую они берут с открытой системы теплоснабжения, лишает общество права на получение платы за весь объем переданного ресурса. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что подаваемая через систему горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения вода не является пригодной для хозяйственно-бытовых потребностей, поскольку факт несоответствия воды установленным требованиям не исследовался.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании распоряжения инспекции от 25.02.2019 N 223 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по вопросу обоснованности взимания платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с собственника жилого помещения N 18 многоквартирного дома N 100 по пр. Победы г. Южно-Сахалинска, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 28.02.2019 N 223.
В ходе данной проверки жилищная инспекция установила, что при отсутствии в многоквартирном доме системы центрального горячего водоснабжения и специального оборудования для производства и подачи в дом такой услуги, ресурсоснабжающая организация производит начисление собственнику помещения платы за коммунальную услугу "горячая вода".
По результатам данной проверки обществу было выдано предписание от 28.02.2019 N 7 н/а об устранении выявленных нарушений, согласно которому заявителю в срок до 10.03.2019 следовало исключить начисление собственнику жилого помещения N 18 многоквартирного жилого дома N 100 по пр. Победы платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные инспекцией нарушения возникли в результате противоправных действий общества, в связи с чем оспариваемое предписание инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы последнего.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Как установлено частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Из пункта 2 названных Правил следует, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Этим же пунктом установлено, что коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 4 Правил N 354 указаны виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю.
Одним из таких видов является горячее водоснабжение (подпункт "б"), которое представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Таким образом, снабжение потребителей горячей водой осуществляется двумя способами, один из которых предполагает подачу горячей воды в дом по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным сетям, а второй (в отсутствие централизованного горячего водоснабжения) осуществляется путем производства и предоставления услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых систем, включающих в себя оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что общество является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей на территории муниципального образования городской округ Южно-Сахалинск коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Анализ имеющейся в материалах дела выписки из лицевого счета N 330560164 за период с 01.10.2016 по 31.01.2019 показывает, что собственнику жилого помещения N 18 многоквартирного жилого дома N 100 пр. Победы производится начисление платы за коммунальную услугу "горячая вода".
Между тем в ходе контрольных мероприятий жилищной инспекцией было установлено, что конструктивные особенности данного многоквартирного дома не предусматривают возможность потребления коммунального ресурса "горячая вода", и фактически собственником помещения производится водоразбор теплоносителя из системы отопления.
При этом документов, подтверждающих возможность потребления данного коммунального ресурса, обществом в ходе внеплановой проверки представлено не было, а согласно имеющемуся в материалах дела техническому паспорту (том N 1, л.д. 119-120) в спорном жилом доме отсутствует система горячего водоснабжения, как и специальное оборудование для производства и подачи в дом такой услуги.
В этой связи административный орган пришел к правильному выводу о том, что в нарушение вышеназванных положений обществом необоснованно производится начисление платы за коммунальную услугу "горячая вода".
Довод апелляционной жалобы о том, что коммунальная услуга горячее водоснабжение предоставляется в многоквартирном доме с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), апелляционным судом не принимается.
По правилам части 4 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законым от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Данное положение корреспондирует части 3 статьи 1 Закона N 190-ФЗ, в силу которой к отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 19.1 статьи 2 данного Закона под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
В пункте 3.24 Свода правил по проектированию и строительству СП 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов", принятого Минстроем России 01.07.1996, установлено, что горячее водоснабжение в открытых системах теплоснабжения должно присоединяться к подающему и обратному трубопроводам двухтрубных водяных тепловых сетей через регулятор смешения воды для подачи в систему горячего водоснабжения воды заданной температуры.
То есть система горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения должна иметь отдельное подключение к обратному и подающему трубопроводам, позволяющим регулировать и выдерживать температуру горячей воды, соответствующей установленным температурным параметрам. Кроме того, такое подключение должно быть отражено в технической и проектной документации на каждый многоквартирный дом.
Как уже было указано выше, в многоквартирном доме N 100 по пр. Победы в г. Южно-Сахалинск отсутствует отдельная система горячего водоснабжения, спроектированная и подключенная в соответствии с требованиями пункта 3.24 СП 41-101-95.
В этой связи вода, подаваемая жителям спорного многоквартирного дома через систему горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения, является пригодной только для нужд отопления, а не для хозяйственно-бытовых потребностей, тем более, что такая система теплоснабжения предназначена исключительно для оказания услуг теплоснабжения.
С учетом изложенного осуществление теплоснабжения многоквартирного дома, технологически подключенного к открытой системе теплоснабжения, ошибочно расценивается обществом в качестве доказательства предоставления и потребления коммунального ресурса "горячая вода", тем более, что ни в Законе N 416-ФЗ, ни в Законе N 190-ФЗ возможность отбора горячей воды из системы отопления не свидетельствует о предоставлении и потреблении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Соответственно, то обстоятельство, что Законом N 190-ФЗ предусмотрена возможность поставки горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения, не подтверждает довод заявителя о потреблении коммунального ресурса по горячей воде.
Делая указанный вывод, коллегия учитывает также следующее.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Согласно пунктам 2.2, 2.4 названных СанПиН горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60° C и не выше 75° C.
Аналогичные требования к температуре горячей воды в местах водоразбора установлены пунктом 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Кроме того, приложением N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обязательное требование к услуге горячее водоснабжение - бесперебойность ее подачи.
Учитывая изложенное и то обстоятельство, что теплоснабжение многоквартирного дома не осуществляется в летний и межсезонный периоды времени, отбор горячей воды из систем отопления, как получение коммунального ресурса "горячая вода", не свидетельствует о предоставлении собственнику помещения в МКД спорного коммунального ресурса.
Ссылка заявителя жалобы на то, что неоплата пользователями горячей воды, которую они берут с открытой системы теплоснабжения, лишает общество права на получение платы за весь объем переданного ресурса, коллегией отклоняется, поскольку вышеуказанный способ отбора воды не подпадает под понятие санкционированного горячего водоснабжения с позиции норм Закона N 190-ФЗ, Закона N 416-ФЗ, Правил N 354, что в принципе исключает возможность признания коммунальной услуги по горячему водоснабжению оказанной и подлежащей оплате.
При этом следует отметить, что такие обстоятельства, как фактическое использование отдельными собственниками жилых помещений в доме N 100 по пр. Победы в г. Южно-Сахалинск горячей воды из системы отопления, установка ими индивидуальных приборов учета горячей воды, а также согласие с предъявляемыми заявителем счетами за горячее водоснабжение, сами по себе не являются основанием для вывода о предоставлении обществом услуги по горячему водоснабжению и наличии у него законного повода для взимания со всех собственников многоквартирного жилого дома платы за горячее водоснабжение.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие обществом не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченные в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 27.05.2019 по делу N А59-1422/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сахалинская Коммунальная Компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 06.06.2019 N 3560.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1422/2019
Истец: АО "Сахалинская коммунальная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Сахалинской области