г. Челябинск |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А34-4724/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 03 июня 2019 г. по делу N А34-4724/2019 (судья Останин Я.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственному казенному учреждению "Поисково-спасательная служба Курганской области" (далее - заинтересованное лицо, ГКУ ""Поисково-спасательная служба Курганской области", учреждение) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 42 000 рублей за отчётный период сентябрь 2016 года, январь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.06.2019 (резолютивная часть 27.05.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд (далее также - апеллянт, податель жалобы) не согласился с решением суда в полном объеме и обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что правонарушение совершено заинтересованным лицом 04.12.2017, т.е. в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за сентябрь 2016 года, следовательно, предельный срок для привлечения к ответственности три года истекает 04.12.2020.
Следующее правонарушение совершено заинтересованным лицом 16.02.2018, т.е. в момент предоставления отчета по форме исходная СЗВ-М за январь 2018 года, следовательно, предельный срок для привлечения к ответственности три года истекает 16.02.2021.
Как следует из требований об уплате финансовых санкций: N 055S1180017760 от 07.12.2018 за отчетный период сентябрь 2016 года, страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 25.12.2018; N 055S1180017759 от 07.12.2018 за отчетный период январь 2018 года, страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 25.12.2018.
С рассматриваемым заявлением Управление обратилось в арбитражный суд 23.04.2019 (согласно штампу суда), то есть в пределах шестимесячного срока на подачу такого заявления до 25.06.2019.
Считает, что Управлением не пропущены сроки дня вынесения решения о привлечении к ответственности, а также для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, иных пресекательных сроков для взыскания штрафных санкций законом не предусмотрено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГКУ ""Поисково-спасательная служба Курганской области" зарегистрировано 30.07.2003, о чём Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кургану в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1034500021808, ИНН 4501098940, состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (регистрационный номер 055-007-012984).
Заинтересованным лицом 04.12.2017 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период сентябрь 2016 года. Заинтересованным лицом 16.02.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период январь 2018 года.
Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчётный период сентябрь 2016 года и январь 2018 года, в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчётный период сентябрь 2016 года и январь 2018 года, направленные 04.12.2017 и 16.02.2018, представлены не своевременно.
По результатам проверки отчётности по форме СЗВ-М за указанные отчётные периоды Управлением 11.10.2018 составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18160004747, N 055S18180004748.
В актах указано, что рассмотрение материалов проверки, с учётом представленных страхователем документов состоится 16.11.2018 в 10:00.
По результатам рассмотрения актов Управлением 16.11.2018 в отсутствие представителя заинтересованного лица вынесены решения:
- N 055S19180005372 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 19 500 руб.;
-N 055S19180005373 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по части 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 500 руб.
Управлением 07.12.2018 страхователю выставлены требования N 055S01180017760, N 055S01180017759 об уплате в срок до 25.12.2018 финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку в установленный законом срок требования не исполнены, Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании санкций в сумме 42000 рублей.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Фонд обратился в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в 2016 году, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В редакции, вступившей в силу с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В силу пункта 5 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно пункту 5.5 и 5.7 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Аналогичная норма установлена пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Федеральный закон N 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Абзац 15 - 17 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ГКУ "Поисково-спасательная служба Курганской области" сведения по исходной форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016 года были представлены 04.12.2017, за период январь 2018 представлены 16.02.2018, то есть с пропуском срока, установленного законом (л.д.13-18). Документы приняты Фондом, какие - либо ошибки и неполноты сведений в представленной обществом отчетности органом Пенсионного фонда не выявлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление подано пенсионным фондом по истечении шестимесячного срока, установленного для взыскания финансовых санкций в судебном порядке.
Сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судом установлено, что правонарушение совершено обществом 10.10.2016 (то есть в момент непредставления сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года) и 15.02.2018 (за период январь 2018 года), о правонарушении Фонд узнал 04.12.2017, следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, истек.
Как верно отмечено судом, то обстоятельство, что правонарушение зафиксировано актами о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от 11.10.2018 N 055S18160004747, N 055S18180004748, то есть спустя более чем полгода после совершения нарушения, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения, так как решение составлено с нарушением срока, установленного статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом суд учитывает пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в котором разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на дату обращения Фонда в суд (23.04.2019) с заявлением о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за сентябрь 2016 года и январь 2018 года срок, установленный законом для взыскания штрафа в судебном порядке, истек.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд с заявлением пенсионным фондом не пропущен, отклоняется судом как основанный на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренный абзацем 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ и составляющий три года со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, на который ссылается пенсионный фонд в апелляционной жалобе, не влияет на исчисление срока на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Обстоятельств уважительности причины пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций Фондом не приведено.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы.
Решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03 июня 2019 г. по делу N А34-4724/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4724/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КУРГАНЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Поисково-спасательная служба Курганской области"