г. Самара |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А49-2746/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Майоровой Ирины Владимировны - не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - представитель Митрофанова И.В. (доверенность от 31.10.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 января 2024 года в помещении суда апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области и Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 июня 2023 года по делу N А49-2746/2023 (судья Бочкова Е.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Майоровой Ирины Владимировны (ИНН 583802150201, ОГРНИП 308583835400014)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Пензенской области (правопреемник Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области)
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Майорова Ирина Владимировна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области, в котором просит признать недействительным и отменить решение от 28.11.2022 N 624 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговые органы в апелляционных жалобах просили отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От ИП Майоровой И.В. поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционных жалоб поддержал, просил их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Майорова И.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.12.2008.
В отношении ИП Майоровой И.В. проведена камеральная налоговая проверка декларации по налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год.
02.03.2021 ИП Майоровой И.В. представлена налоговая декларация в связи с применением УСН.
18.03.2021 представлена уточненная налоговая декларация по УСН, согласно которой при исчислении налога применена налоговая ставка 1%.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 05.08.2022 N 589, возражений на акт налоговой проверки от 16.08.2022, дополнений к акту налоговой проверки от 20.10.2022, возражений от 09.11.2022, налоговым органом 28.11.2022 вынесено решение N 624 о привлечении ИП Майоровой И.В. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ИП Майоровой И.В. третьим лицом 30.12.2022 вынесено решение N 06-10/262, которым жалоба оставлена без удовлетворения.
Согласно решению от 28.11.2022 N 624 ИП Майоровой И.В. за 2020 год доначислен налог в сумме 267123 руб., подлежащий уплате в связи с нахождением на упрощенной системе налогообложения. Также ИП Майорова И.В. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 123 НК РФ в размере 4329 руб. и произведено доначисление пени.
В материалы дела представлено решение от 26.05.2023 N 5, которым внесены изменения в оспариваемое решение в связи с перерасчетом пени в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, согласно которому размер пени составил 1411,09 руб.
Не согласившись с произведенными доначислениями налога, пени и штрафа, ИП Майорова И.В. обратилась в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что ИП Майорова И.В в 2020 году являлась плательщиком налога по УСН в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также являлась плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД) по основному виду предпринимательской деятельности - "розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы".
Согласно пункту 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
На территории Пензенской области налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН, установлены Законом Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1754 -ЗПО "Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения".
Согласно Докладу Законодательного Собрания Пензенской обл. от 29.04.2021 "О состоянии законодательства в Пензенской области в 2020 году" (утв. Постановлением ЗС Пензенской обл. от 29.04.2021 N 773-40/6 ЗС) в 2020 году принято 5 законов Пензенской области, направленных на принятие антикризисных мер по поддержке малого и среднего бизнеса региона в период коронавирусной пандемии, в том числе внесены от 30.04 2020 N 3499-ЗПО и от 15 июня 2020 года N 3519-ЗПО в Закон Пензенской области "Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения", которые позволили максимально снизить налоговые ставки для пострадавших отраслей малого и среднего бизнеса - 1% по объекту налогообложения "доходы" и 5% по объекту налогообложения "доходы минус расходы".
В соответствии со статьей 1-3 Законом Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1754-ЗПО в редакции от 30.04.2020 N 3499-ЗПО, действовавшей в спорный период, на территории Пензенской области налоговые ставки при применении упрощенной системы налогообложения были установлены в размере 1 процента - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5 процентов - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по основному виду экономической деятельности по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), перечисленным в указанной статье.
К числу таких видов в деятельности относится предпринимательская деятельность согласно ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) - розничная торговля прочими бытовыми изделиями.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" в перечень отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, включена "Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах" (ОКВЭД 47.5). Если в перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Согласно ЕГРИП основным видом деятельности ИП Майоровой И.В. в спорный период до 23.06.2021 являлся вид деятельности по коду ОКВЭД 47.52.7. "торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах".
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Росстата от 31.12.2014 N 742 (ред. от 04.02.2016) "О Методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации" основной вид экономической деятельности определяется с помощью определенных показателей. Так для индивидуальных предпринимателей - это выручка (включая налоги и аналогичные обязательные платежи) от продажи товаров, продукции, работ и услуг. При этом по показателю "выручка..." отражается общий объем всех поступлений, связанных с расчетами за проданные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. При определении выручки учитываются суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Согласно Приказу Росстата от 31.12.2014 N 742 основной вид экономической деятельности определяется по состоянию на 1 января нового отчетного года на базе статистических данных структурного обследования о результатах всех осуществляемых видов экономической деятельности отчитывающегося хозяйствующего субъекта за n-2 календарный год (где n - новый отчетный год, 2 - два предыдущих календарных года). При этом основной вид экономической деятельности, установленный хозяйствующему субъекту, как правило, не меняется в течение всего отчетного года в целях соблюдения принципа "стабильности". В соответствии с правилом "стабильности" для изменения ОВД хозяйствующему субъекту необходимо, чтобы показатели второстепенного вида экономической деятельности однократно (по годовым данным) превышали на 25% и более показатели той экономической деятельности, в соответствии с которой данная организация классифицируется в настоящее время, или меньше чем на 25%, но в течение двух лет подряд.
В оспариваемом решении указаны показатели деятельности предпринимателя по основному и дополнительному виду деятельности за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Сведений о предыдущих годах осуществления предпринимательской деятельности решение не содержит.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, правомерность указания в качестве основного вида деятельности розничной торговли по заявленному коду налоговым органом документально не опровергнута.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ИП Майорова И.В., как субъект хозяйственной деятельности, осуществляющий основной вид деятельности, поименованный в перечне статьи 1 -3 Законом Пензенской обл. от 30.06.2009 N 1754-ЗПО в редакции от 30.04.2020 N 3499-ЗПО, отвечает условиям, позволяющим применять налоговую ставку равную 1%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения заявленных требований.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Согласно п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения по УСН признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Как уже указано, ИП Цыпленкова М.Г. выбрала объект налогообложения по УСН "доходы".
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (ст.346.18 НК РФ).
Исходя из п.1 ст.346.19 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п.1 ст.346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Ст.1-3 Закона Пензенской области от 30.06.2009 N 1754-ЗПО "Об установлении налоговых ставок отдельным категориям налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения" (в редакции Закона N 3499-ЗПО) на территории Пензенской области установлена налоговая ставка при применении УСН в размере 1% (в случае, если объектом налогообложения являются доходы) для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по основному виду экономической деятельности по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), перечисленным в этой статье. Одним из таких видов деятельности является "торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.5)".
Таким образом, для применения пониженной ставки по УСН, предусмотренной ст.1-3 Закона N 1754-ЗПО (в редакции Закона N 3499-ЗПО), необходимо соблюдение совокупности условий: указание в ЕГРИП/ЕГРЮЛ налогоплательщика основного вида деятельности из числа предусмотренных данной статьей, фактическое осуществление этого вида деятельности и применение в отношении него УСН.
В ходе камеральной проверки было установлено, что в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 ИП Майорова И.В. наряду с УСН по ОКВЭД 68.20.2 от деятельности по аренде имущества и оптовой торговле применяла единый налог на вмененный доход по ОКВЭД 47.51.7 "Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах".
ИП Майорова И.В. представляла в Инспекцию налоговые декларации по ЕНВД за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, в которых указывала вид деятельности по ОКВЭД 47.51.7 "Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах" ЕНВД за 2020 год.
В налоговую декларацию по УСН за 2020 год выручку от розничной торговли текстильными изделиями в специализированных магазинах ИП Майорова И.В. не включила, отразила доход от деятельности по оптовой торговле и от сдачи имущества в аренду.
Книга учета доходов и расходов ИП Майоровой И.В., применяющей УСН за 2020 год, не содержит сведений о получении дохода от розничной торговли прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах в период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Анализ поступлений денежных средств по расчетному счету ИП Майоровой И.В. за 2020 год также свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности, относящейся к оптовой и к розничной торговле, а также доходов, полученных от сдачи в аренду основных средств.
ИП Майорова И.В. применяла ЕНВД в 2020 году по виду деятельности по ОКВЭД 47.51.7 "Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах" от розничной торговли, и не применяла по данному виду деятельности УСН.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ИП Майорова И.В. условия, необходимые для применения пониженной ставки налога по УСН в размере 1%, фактически не соблюдены.
Поскольку ИП Майорова И.В. код ОКВЭД 47.51.7 "Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах" не применялся при осуществлении видов деятельности на УСН, следовательно, налогоплательщиком необоснованно применена пониженная налоговая ставка по УСН за 2020 год в размере 1% и неправомерно не исчислен и не уплачен налог по УСН в размере 267 123 руб. (исчисленный по ставке 6%).
Довод ИП Майорова И.В. в отзыве на апелляционную жалобу о том, что применение пониженной ставки УСН не ставится в зависимость от того, какой налог специального налогового режима уплачивается по основному виду деятельности, применение ЕНВД по основному виду деятельности не исключает право налогоплательщика на применение пониженной ставки по УСН, - основан на ошибочном толковании норм права.
По смыслу ст.1-3 Закона N 1754-ЗПО (в редакции Закона N 3499-ЗПО), пониженная налоговая ставка по УСН в размере 1% применяется только в том случае, когда этим налогом облагается доход, полученный по основному виду экономической деятельности, предусмотренному данной статьей. В случае, если в отношении основного вида экономической деятельности, предусмотренного ст.1-3 Закона N 1754-ЗПО (в редакции Закона N 3499-ЗПО), налогоплательщик применяет иную (не УСН) систему налогообложения, то он не вправе применять пониженную ставку при налогообложении по УСН доходов, полученных им от других видов деятельности, не поименованных в этом законе.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у налогового органа имелись правовые и фактические основания для начисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, заявленные требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.110 АПК РФ судебные расходы по настоящему делу относятся на ИП Майорову И.В. На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает предпринимателю из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 700 руб., излишне уплаченную при обращении в суд.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 июня 2023 года по делу N А49-2746/2023 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Майоровой Ирине Владимировне (ИНН 583802150201, ОГРНИП 308583835400014) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 700 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2746/2023
Истец: Майорова Ирина Владимировна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Заречному Пензенской области
Третье лицо: УФНС России по Пензенской области