город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2019 г. |
дело N А32-9186/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Федченко О.В. по доверенности от 11.03.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2019 по делу N А32-9186/2018 (судья Лукки А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК" (ОГРН 1132312009059, ИНН 2312206113)
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НПО ТЭК" (далее - ООО "НПО ТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.02.2018 о назначении административного наказания по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении N 10309000-2463/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "НПО ТЭК" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела N А32-7030/2018 судом установлено, что декларант самостоятельно уведомил таможенный орган о недостоверности заявленных сведений в ДТ N 10309190/041217/0009214 путем направления 05.12.2017 заявления о внесении изменений в указанную декларацию на товары. Ввиду невозможности внесения в ДТ N 10309190/041217/0009214 изменений, влияющих на определение размера суммы таможенных платежей, 06.12.2017 декларант обратился в таможенный орган с заявлением об отзыве рассматриваемой декларации на товары, на которое был получен отказ ввиду того, что на момент получения заявления об отзыве таможенный орган уже был извещен самим декларантом об обстоятельствах, указывающих на наличие признаков нарушения таможенного законодательства, а именно, о заявлении недостоверного кода ТН ВЭД по товару, задекларированному по ДТ N 10309190/041217/0009214.
С учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Размер штрафа, наложенного на должностное лицо несоизмерим с характером последствий противоправного деяния должностного лица. Кроме того, общество полагает возможным применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Краснодарская таможня указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель таможенного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.12.2017 в зону таможенного контроля Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни в адрес ООО "НПО ТЭК" по декларации на товары (далее - ДТ) N 10309190/041217/0009214 в рамках контракта от 24.05.2017 N 1, по инвойсу от 27.11.2017 N 91030124, товаро-транспортной накладной от 29.11.2017 N 000678 поступил товар "трубы бесшовные, круглого поперечного сечения, из никелевого сплава, холоднокатаные, применяются для изготовления оборудования для химической промышленности толщиной стенки 3 мм, внешний диаметр 57 мм, размеры 3000 мм, толщиной стенки 4,5 мм, внешний диаметр 89 мм, размеры 3750 мм, с содержанием: никеля 31,18%)", страна происхождения - Италия, изготовитель: SALZGITTER MANNESMANN STAINLESS TUBES ITALIA S.R.L, общим весом брутто/нетто 4245/3693 кг, заявленный классификационный код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС 7507120000, ставка ввозной таможенной 5%.
В ходе проведения таможенного контроля указанной ДТ с помощью программных средств был разработан целевой профиль риска N 20/10309/06122017/51810, в рамках которого применена мера по минимизации риска с кодом "607" (принятие структурными подразделениями таможни решение при проверке таможенной декларации по направлению - товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений).
По результатам проведенного таможенного контроля в отношении декларируемого товара принято решение по классификации товар по ТН ВЭД ЕАЭС от 11.12.2017 N РКТ-10309000-17/000228, на основании которого товар необходимо классифицировать кодом ТН ВЭД ЕАЭС 7304410008 со ставкой таможенной пошлины 7,5%. Изменение классификационного кода товара влечет изменение графы 31 (новое описание: трубы бесшовные, круглого поперечного сечения, холоднодеформированные, применяются для изготовления оборудования для химической промышленности, толщиной стенки 3 мм, внешний диаметр 57 мм, размеры 3000 мм, толщиной стенки 4,5 мм, внешний диаметр 89 мм, размеры 3750 мм, с содержанием: углерода 0,014%, меди 1,14%, кремния 0,34%, марганца 1,55%, фосфора 0,019%, серы 0,0004%, хрома 26,99%, никеля 31,18%, молибдена 3,33%, железа 34,43%).
Классификация товаров осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Примечанием 5 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС "Недрагоценные металлы и изделия из них" определена классификация сплавов (кроме ферросплавов и лигатур, указанных в группах 72 и 74).
В соответствии с данным примечанием 5 (а) сплав недрагоценных металлов классифицируется как сплав того металла, содержание которого по массе превосходит содержание любого другого металла.
Согласно примечанию 6 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС, если в контексте не оговорено иное, любая ссылка в Номенклатуре на тот или иной недрагоценный металл включает ссылку на сплавы.
В соответствии с примечанием 7 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС изделия из недрагоценного металла, содержащие два или более недрагоценных металла, классифицируются как изделия из того недрагоценного металла, который преобладает по массе, за исключением тех случаев, когда есть специальная оговорка.
Поскольку никелевый сплав, из которого изготовлены рассматриваемые трубы, содержит никеля 31,18%; а железа-35,43%, т.е. содержание железа по массе превосходит содержание никеля, изделия из данного сплава в силу ОПИ 1 ТН ВЭД ЕАЭС и вышеуказанных примечаний 5,6, 7 к разделу XV ТН ВЭД ЕАЭС, не могут классифицироваться в группе 75 ТН ВЭД ЕАЭС "Никель и изделия из него".
Данные изделия, по мнению таможенного органа подлежат классификации в группе 73 ТН ВЭД ЕАЭС "Изделия из черных металлов".
В товарной позиции 7304 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья).
Согласно примечанию 1 к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС "Черные металлы" (г) "сталь" - сплавы на основе железа, кроме упомянутых в товарной позиции 7203, которые (за исключением определенных видов, изготовляемых в форме отливок) обладают ковкостью и содержат 2 мас.% или менее углерода. Хромистые стали, однако, могут содержать более высокий процент углерода; (д) "коррозионностойкая сталь" - легированная сталь, содержащая 1,2 мас.% или менее углерода и 10,5 мас.% или более хрома при наличии других элементов или без них.
Исходя из сведений о химическом составе материала изготовления труб, данный сплав относится в соответствии с примечанием 1 д) к группе 72 ТН ВЭД ЕАЭС к коррозионностойкой стали.
Таможенный орган пришел к выводу, что рассматриваемый товар в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС следует классифицировать в подсубпозиции 7304 41 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС "трубы прочие, круглого поперечного сечения из коррозионностойкой стали: холоднотянутые или холоднокатаные (обжатые в холодном состоянии): прочие".
В 31 графе товара N 1 в ДТ N 10309190/041217/0009214 отсутствует информация, содержащаяся в акте о проведении технического осмотра, о химическом составе сплава, из которого изготовлен товар, на основании которой принято решение по классификации товара.
Данное обстоятельство послужило основанием для занижения причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов в размере 125341,42 рублей (по состоянию на 04.12.2017 - день подачи ДТ N 10309190/041217/0009214).
По результатам контроля принято решение об отказе в выпуске ДТ N 10309190/041217/0009214, а впоследствии ООО "НПО ТЭК" подана новая ДТ N 10309190/121217/0009535, в которой заявлен классификационный код согласно принятому решению о классификации со ставкой ввозной таможенной пошлины 7,5% и уплачены таможенные пошлины, налоги в полном объеме.
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО "НПО ТЭК" признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившегося в заявлении декларантом ООО "НПО ТЭК" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об описании и товарном коде товара, когда такие сведения послужили основанием для недоплаты таможенных платежей в размере 125341,42 рублей.
28.12.2017 по данному факту отделом административных расследований Краснодарской таможни возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-2463/2017.
26.01.2017 по делу об административном правонарушении N 10309000-2463/2017 составлен протокол об административном правонарушении, в котором представлены доказательства совершения "НПО ТЭК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
09.02.2018 постановлением Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении N 10309000-2463/2017 ООО "НПО ТЭК" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.
Объективная сторона характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений.
Субъектами правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.
В силу части 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), действующего в спорный период, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Частями 2, 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из видов таможенной декларации является декларация на товары.
Согласно части 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
На основании части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары, в том числе, указываются сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД ТС; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость (часть 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
На основании пункта 31 Инструкции N 257, в графе 33 декларации на товары указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, обществом был задекларирован товар под кодом 7507120000, однако на основании решения о классификации код изменен на 73044410008.
При таком правовом регулировании и фактических обстоятельствах дела заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре, сопряженное с указанием недостоверных сведений о коде товара, если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае согласно пп. 5, пп. 6 п. 2 ст. 181 ТК ТС обязанность ООО "НПО ТЭК" заявить в ДТ достоверные сведения о таможенной стоимости декларируемых товаров, а также согласно п. 4 ст. 188 ТК ТС - уплатить в должном размере при таможенном декларировании товара таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Так, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, ООО "НПО ТЭК" по своему правовому статусу должно было и могло заявить достоверные сведения о товарах, подлежащих декларированию, а именно их описание и классификационный код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "НПО ТЭК" таможенных обязанностей, установленных ст. 188 ТК ТС, не установлено.
Обществом в ходе оформления товара по ДТ N 10309190/041217/0009214 на таможенный пост было направленно обращение об отзыве ДТ.
В связи с тем, что на момент поступления обращения об отзыве ДТ таможенным органом были установлены сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в отзыве указанной ДТ было отказано.
Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность (пункт 3 статьи 192 ТК ТС).
В рамках дела N А32-3070/2018 ООО "НПО ТЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным решения Краснодарского таможенного поста (центр электронного декларирования) от 06.12.2017 об отказе в отзыве таможенной декларации N 10309190/041217/0009214.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 по делу N А32-7030/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, в удовлетворении заявленных ООО "НПО ТЭК" требований" отказано.
Суды пришли к выводу, что на момент поступления на Краснодарский таможенный пост (центр электронного декларирования) Краснодарской таможни обращения общества об отзыве ДТ N 10309190/041217/0009214 таможенный орган установил признаки нарушения таможенного законодательства, влекущие административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в связи с чем таможенный орган правомерно отказал декларанту в отзыве таможенной декларации.
Общество, как декларант, является надлежащим субъектом совершенного административного правонарушения.
На основании вышеизложенного таможенный орган и суд первой инстанции пришли к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.
За совершение правонарушения на общество наложены административные штрафы в размере минимальной санкции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, совершенные обществом правонарушения направлены на причинение бюджету Российской Федерации ущерба, вызванного недоплатой таможенных платежей.
Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.05.2019 по делу N А32-9186/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9186/2018
Истец: ООО НПО Тэк
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10847/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10847/19
15.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11011/19
07.05.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9186/18