г. Самара |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А65-11160/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителя - Михайлов В.П., доверенность от 17.09.2018 г.,
от Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - Авхадеев Р.З., дов от 10.01.19г.,
другие представители не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 по делу N А65-11160/2019 (судья Ситдиков Б.Ш.)
по заявлению АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство",
к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),
о признании недействительными предписания и постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" обратилось в суд с заявлением к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 43-20-2019-894 от 11 апреля 2019, вынесенного по результатам выездной проверки, об исключении из предписания об устранении нарушений п.6 и п.7.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.06.2019 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от 01.02.2018 г. N 204 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" проведена плановая выездная проверка в отношении - Акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (место нахождения опасного производственного объекта указано в таблице на стр.2-3 постановления N 43-20-2019-894).
По результатам проверки 18.03.2019 г. был составлен акт проверки N 43-20-160-26-19-34-19, вынесено предписание N 43-20-160-26-19-34-19 от 18.03.2019 г., составлен протокол об административном правонарушении N 43-20-2019-894 от 01.04.2019 г. и вынесено постановление N 43-20-2019-894 от 11.04.2019 г. о привлечении АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из представленных по делу материалов следует, что на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от 01.02.2018 г. N 204 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица" проведена плановая выездная проверка в отношении - Акционерного общества "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В ходе проверки АО "ВК и ЭХ" проверен опасный производственный объект III класса опасности: участок трубопроводов теплосети АО "ВК и ЭХ", регистрационный номер N А43-03274-0009.
ОПО зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации от 05.11.2015 N АА43-03274, выданным Приволжским управлением Ростехнадзора.
В составе "участок трубопроводов теплосети АО "ВК и ЭХ", регистрационный номер N А43-03274-0009" находятся участки: от Центрального Теплового пункта-89 к жилым домам микрорайон 35а; Микрорайон 31 от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 68 по ул. Строителей; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 72 по пр. Мира; от жилого дома ул. Мира 70 микрорайон 31 к жилому дому N 74 по ул.Мира; от теплокамеры УТ до жилого дома N 18 по ул. 30 лет Победы; от теплокамеры УТ-1-4 до жилого дома N 11 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-4-5 до жилого дома N 13 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 13а по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-1-4 до жилого дома N 23 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 27 по проспекту Шинников; от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N ЗЗА по пр. Шинников; Микрорайон 22-25 от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N 35 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 35 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 19 по ул. Баки Урманче; от теплокамеры УТ-1-3 до жилого дома N 25 по ул. Баки Урманче; Микрорайон 47: от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 1, от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 2, от теплокамеры УТ-1 до УТ-5 до жилого дома N 4, от теплокамеры УТ-5 до УТ-15 до жилого дома N 4, от теплокамеры УТ-5 до жилого дома N 4, от теплокамеры УТ-5 до УТ-6 до жилого дома N 5, от теплокамеры УТ-6 до УТ-14 до жилого дома N 5, от теплокамеры УТ-14 до жилого дома N 5, от теплокамеры УТ-15 до жилого дома N 6, от теплокамеры УТ-15 до жилого дома N 7, от теплокамеры УТ-14 до жилого дома N 8, от теплокамеры УТ-14 до жилого дома N 17, от теплокамеры УТ-6 до УТ-13 до жилого дома N 18, от теплокамеры УТ-13 до жилого дома N 19, от теплокамеры УТ-12 до жилого дома N 20; Микрорайон-34: от теплокамеры УТ-1 ул. Сююмбике - пр. Мира до УТ-12 ул. Корабельная, от теплокамеры УТ-12 до УТ-20, от теплокамеры УТ-14 до УТ-15, от теплокамеры УТ-3 до УТ-20 ул. Юности, от теплокамеры УТ-3 до УТ-20 ул. Студенческая; Центральный тепловой пункт-87, ул. Корабельная 31; Центральный тепловой пункт-88, пр. Химиков 15а; Центральный тепловой пункт-90, ул. Южная 4; Центральный тепловой пункт-91, ул. Студенческая 8.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта:
- Не проведена экспертиза промышленной безопасности трубопроводов тепловой сети, а именно: от Центрального Теплового пункта-89 к жилым домам микрорайон 35 а; Микрорайон 31 от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 68 по ул. Строителей; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 72 по пр. Мира; от жилого дома ул. Мира 70 микрорайон 31 к жилому дому N 74 по ул.Мира; от теплокамеры УТ до жилого дома N 18 по ул. 30 лет Победы; от теплокамеры УТ-1-4 до жилого дома N 11 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-4-5 до жилого дома N 13 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 13а по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-1-4 до жилового дома N 23 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N 33А по пр. Шинников; Микрорайон 22-25 от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N 35; от теплокамеры УТ-3 до жилового дома N 35 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 19 по ул. Баки Урманче; от теплокамеры УТ-1-3 до жилого дома N 25 по ул. Баки Урманче на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" (per. N А43-03274-0009) АО "ВК и ЭХ", в связи с отсутствием в технической документации сроков эксплуатации трубопроводов - что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116;
- Не проведено периодическое техническое освидетельствование (не реже одного раза в 3 года) трубопроводов тепловой сети подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора уполномоченной специализированной организацией на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" (per. N А43-03274-0009) АО "ВКиЭХ", а именно трубопроводы тепловой сети: от Центрального Теплового пункта-89 к жилым домам микрорайон 35 а; Микрорайон 31 от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N68 по ул. Строителей; от жилого дома ул. Мира 70 микрорайон 31 к жилому дому N74 по ул.Мира; Мкр.31 от теплокамеры Ут-сущ. до жилого дома N18 по ул. 30 лет Победы; трубопроводы тепловой сети Мкр.34 г.Нижнекамск; трубопроводы тепловой сети Мкр.47 г.Нижнекамск; внутриквартальные трубопроводы тепловых сетей от ЦТП-87, ЦТП-88, ЦТП-89, ЦТП-90, ЦТП-91 АО "ВКиЭХ" - что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 398 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N116.
По результатам проверки 18.03.2019 г. был составлен акт проверки N 43-20-160-26-19-34-19, вынесено предписание N 43-20-160-26-19-34-19 от 18.03.2019 г., составлен протокол об административном правонарушении N 43-20-2019-894 от 01.04.2019 г. и вынесено постановление N 43-20-2019-894 от 11.04.2019 г. о привлечении АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
Эксплуатация трубопроводов тепловой сети, являющихся опасным производственным объектом, осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 116-ФЗ и требованиями ФНП N 116.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (в редакции от 18.12.2006) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 2 данного Федерального закона опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении к данному Федеральному закону.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных (далее - Правила N 116 от 25.03.2014).
В п. 411 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, указано, что оборудование под давлением, используемое на ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности, если иная форма оценки его соответствия не установлена техническими регламентами, в следующих случаях: до начала применения на ОПО оборудования под давлением, требования к которому не установлены ТР ТС 032/2013; по истечении срока службы (ресурса) или при превышении количества циклов нагрузки оборудования под давлением, установленных его изготовителем (производителем); или нормативным правовым актом; или в заключении экспертизы промышленной безопасности; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы оборудования под давлением, если фактический срок его службы превышает 20 лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала основных элементов оборудования под давлением, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено оборудование под давлением.
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (часть 3 ст. 13 Закона N 116-ФЗ).
Пунктом 398 Правил промышленной безопасности предписывается, что первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, проводит уполномоченная специализированная организация. Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года, если иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что АО "ВК и ЭХ" не проведена экспертиза промышленной безопасности трубопроводов тепловой сети, а именно: от Центрального Теплового пункта-89 к жилым домам микрорайон 35 а; Микрорайон 31 от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 68 по ул. Строителей; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 72 по пр. Мира; от жилого дома ул. Мира 70 микрорайон 31 к жилому дому N 74 по ул.Мира; от теплокамеры УТ до жилого дома N 18 по ул. 30 лет Победы; от теплокамеры УТ-1-4 до жилого дома N 11 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-4-5 до жилого дома N 13 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N 13а по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-1-4 до жилового дома N 23 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N 33А по пр. Шинников; Микрорайон 22-25 от теплокамеры УТ-2-1 до жилого дома N 35; от теплокамеры УТ-3 до жилового дома N 35 по пр. Шинников; от теплокамеры УТ-2 до жилого дома N 19 по ул. Баки Урманче; от теплокамеры УТ-1-3 до жилого дома N 25 по ул. Баки Урманче на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" (per. N А43-03274-0009); не проведено периодическое техническое освидетельствование (не реже одного раза в 3 года) трубопроводов тепловой сети подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора уполномоченной специализированной организацией на опасном производственном объекте "Участок трубопроводов теплосети" (per. N А43-03274-0009) АО "ВКиЭХ", а именно трубопроводы тепловой сети: от Центрального Теплового пункта-89 к жилым домам микрорайон 35 а; Микрорайон 31 от теплокамеры УТ-3 до жилого дома N68 по ул. Строителей; от жилого дома ул. Мира 70 микрорайон 31 к жилому дому N74 по ул.Мира; Мкр.31 от теплокамеры Ут-сущ. до жилого дома N18 по ул. 30 лет Победы; трубопроводы тепловой сети Мкр.34 г.Нижнекамск; трубопроводы тепловой сети Мкр.47 г.Нижнекамск; внутриквартальные трубопроводы тепловых сетей от ЦТП-87, ЦТП-88, ЦТП-89, ЦТП-90, ЦТП-91.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на следующее.
Впервые необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО (в частности трубопроводы тепловой сети), введена Техническим регламентом Таможенного союза от 02.07.2013 г. N ТР ТС 032/2013 "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением", который вступил в силу 01.02.2014 г.. Действие ТР ТС 032/2013 распространяется на оборудование, работающее под избыточным давлением, впервые выпускаемое в обращение. Как считает заявитель, требования правил ТР ТС 032/2013 не применимы к оборудованию, работающему под избыточным давлением, которое выпущено в обращение до 01.02.2014 г. Все технические устройства, составляющие в своей совокупности спорный ОПО, как единое целое, были изготовлены и поставлены до вступления в силу ТР ТС 032/2013.
По мнению заявителя, на основании вышеизложенного отсутствуют правовые основания для возложения на заявителя обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности спорного ОПО.
Кроме того, заявитель указал, что расчетный срок службы стальных и чугунных трубопроводов согласно своду правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003. Тепловые сети", утв.Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 280 составляет не менее 30 лет.
Заявитель пояснил, что на ввод в эксплуатацию отдельных участков ОПО, зарегистрированного за N А43-03274-0009, Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района РТ и Нижнекамским территориальным отделом Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выданы разрешительные документы.
Проведение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов, имеющих разрешение на ввод в эксплуатацию и не отработавшие расчетный срок службы, по мнению заявителя не требуется.
Таким образом, заявитель считает, что административным органом не приведено ни одного обоснования, в соответствии с которыми заявитель должен провести экспертизу промышленной безопасности спорного трубопровода.
Заявитель также пояснил, что АО "ВК и ЭХ" является членом саморегулируемой организации "Ассоциации строительных организаций Татарстана", о чем сделана запись в государственном реестре саморегулируемых организаций под N СРО-С-206-09032010 (протокол 0687 от 19 июня 2017 г.) Соответственно, АО "ВК и ЭХ", будучи специализированной организацией, вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности, проводить испытания трубопроводов теплоснабжения (вид работы поименован в п.18.5 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624).
Трубопроводы тепловых сетей при проведении периодического технического освидетельствования подвергались гидравлическому испытанию в целях проверки прочности и плотности трубопроводов и их элементов, включая все сварные и другие соединения. Из пояснений заявителя следует, что на выполнение работ по гидравлическому испытанию магистральных тепловых сетей между АО "ВК и ЭХ" и филиалом АО "Татэнерго - Нижнекамские тепловые сети", заключен договор N ТП-85/18 от 22.06.2018 г. Наружный осмотр и гидравлические испытания квартальных тепловых сетей проводит АО "ВК и ЭХ" являющееся специализированной организацией.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
Часть 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ содержит перечень обязанностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, обязательных для исполнения, в том числе обязанность организации обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Таким образом, в ходе эксплуатации ОПО Общество обязано руководствоваться требованиями действующего с 1997 года Федерального закона N 116-ФЗ и вновь принятых федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, так как их соблюдение позволяет оценить качество выполнения монтажных работ и соответствие смонтированных и введенных в эксплуатацию трубопроводов установленным требованиям законодательства. Проведение монтажных работ трубопроводов обязательно должно сопровождаться экспертизой промышленной безопасности, так как именно это позволит оценить качество выполнения данных работ.
Согласно пункту 360 ФНП N 116 оборудование под давлением, перечисленное в пункте 3 настоящих ФНП, должно подвергаться техническому освидетельствованию:
- до ввода в эксплуатацию после монтажа (первичное техническое освидетельствование);
- периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование);
- до наступления срока периодического технического освидетельствования в случаях, установленных настоящими ФНП (внеочередное техническое освидетельствование).
Пунктом 401 ФНП определено что техническое освидетельствование (первичное, периодическое, внеочередное) проводится в соответствии с требованиями проектной и технологической документации, руководства (инструкции) по эксплуатации. Пунктом 398 Правил промышленной безопасности предписывается, что первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, проводит уполномоченная специализированная организация. Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года, если иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации.
Понятие специализированной организации, уполномоченной проводить техническое освидетельствование оборудования под давлением определено Приложением 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности объектов на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 N 116 (далее - ФПП) из которых следует, что Специализированная организация, уполномоченная для проведения технического освидетельствования оборудования под давлением - организация-изготовитель конкретного типа оборудования (ее правопреемник в случае реорганизации либо организация, продолжающая выпуск аналогичных типов оборудования, обладающая комплектом конструкторской, технологической и эксплуатационной документации изготовителя на законных основаниях); экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО, а также уполномоченные изготовителем и иные специализированные организации, имеющие в своем составе подразделения (аттестованные лаборатории) неразрушающего контроля, укомплектованные работниками, аттестованными в порядке, установленном Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах", утвержденными приказом Ростехнадзора от 21.11.2016 г. N 490, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 г., регистрационный N 44707), и располагающие на правах собственности и иных законных основаниях необходимыми для проведения технического освидетельствования конкретных видов оборудования методиками и комплектом измерительных, диагностических приборов и устройств.
Специализированная организация - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), зарегистрированное на территории Российской Федерации, отвечающее требованиям раздела III настоящих ФНП, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности, перечисленных в пункте 92 настоящих ФНП.
Заявитель не является специализированной организацией проводящей технического освидетельствования оборудования под давлением, оно не может самостоятельно проводить периодическое техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, так как техническое освидетельствование это комплекс административно-технических мер, направленных на подтверждение работоспособности и промышленной безопасности оборудования под давлением в эксплуатации.
Периодическое освидетельствование трубопроводов проводят не реже одного раза в три года, если иные сроки не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации. Первичное, периодическое и внеочередное техническое освидетельствование трубопроводов пара и горячей воды, подлежащих учету в территориальных органах Ростехнадзора, проводит только уполномоченная специализированная организация. Обществом не было предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что оборудование прошло техническое освидетельствование, в связи с этим данное нарушение предписано к устранению.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении законодательства; доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, суду не представлено. Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в действиях заявителя является доказанным.
Сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Оспариваемое предписание, было выдано в связи с выявленными Управлением Ростехнадзора нарушениями в области промышленной безопасности и требований при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, за которые АО "ВК и ЭХ" привлечено к административной ответственности.
Поскольку в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, то и оспариваемые пункты 6 и 7 предписания N 43-20-160-26-19-34-19 от 18.03.2019 г. соответствуют действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены на необоснованное уклонение от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.
Другие доводы заявителя, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
Размер штрафа назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку, за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина по данной категории спора в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплате не подлежит, АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" следует выдать справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 июня 2019 года по делу N А65-11160/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11160/2019
Истец: АО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство", г.Нижнекамск
Ответчик: Нижнекамский Территориальный отдел Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара