город Омск |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А75-36/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Веревкина А.В., Дерхо Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Козыревой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7502/2019) открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2019 по делу N А75-36/2019 (судья Яшукова Н.Ю.) по иску открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" (ОГРН 1028600603998, ИНН 8602060523) к открытому акционерному обществу "Сургутгаз" (ОГРН 1028600597332, ИНН 8602060058) при участии в деле в качестве третьего лица Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН 1028600587069, ИНН 8602017038), о взыскании 788 731 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Сургутгаз" - Гоголина П.Н. (паспорт, по доверенности N 18 от 08.07.2019 сроком действия до 08.07.2020), Кочемасовой О.Д. (паспорт, по доверенности N 86/38-н/86-2019-4-91 от 19.03.2019 сроком действия пять лет) (до отложения), Егоровой А.А. (паспорт, по доверенности от 08.06.2016 сроком действия по 08.06.2026) (после отложения),
установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Сургут" (далее - ОАО "Аэропорт Сургут", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Сургутгаз" (далее - ОАО "Сургутгаз", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 707 848 руб. 72 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.01.2016 по 19.12.2018 в размере 80 882 руб. 30 коп.
Исковые требования мотивированы неправомерным взиманием платы с истца за транспортировку газа с 12.01.2016, так как котельная истца перестала с указанной даты примыкать непосредственно с газораспределительным сетям ОАО "Сургутгаз", в связи с чем отсутствуют основания для представления истцу счетов на оплату услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и магистральным газопроводам ОАО "Сургутгаз", а оплату, произведенную истцом, подлежащей возврату как неосновательное обогащение на стороне ответчика.
Определением суда от 16.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - третье лицо, СГМУП "ГТС").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2019 по делу N А75-36/2019 в удовлетворении иска ОАО "Аэропорт Сургут" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Аэропорт Сургут", обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2019 по делу N А75-36/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает, что применение ОАО "Сургутгаз" тарифа в размере 86,41 руб. за 1000 куб.м за транспортировку газа по отношению к ОАО "Аэропорт Сургут" необоснованно, поскольку сети покупателя (конечного потребителя) непосредственно не примыкают к сетям газораспределительной организации (далее - ГРО), тариф 86,41 руб. за 1000 куб.м, установленный приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 21.10.2014 N 231-э/2, не является транзитным и применяется за транспортировку газа по магистральным газопроводам. Ссылается, что транспортировка газа по газораспределительным сетям осуществляется двумя ГРО, для ГРО, чьи сети непосредственно не примыкают к сетям конечного потребителя, транспортировка газа будет определяться как транспортировка газа в транзитном потоке. По мнению истца, ответчик должен руководствоваться Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам России N 411-э/7 от 15.12.2009, согласно которым на транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф (транзитный тариф). Утверждает, что доводы ответчика о том, что Автоматическая газораспределительная станция АГРС-4 является магистральным газопроводом, не подтверждены. Указывает, что АГРС-4 не является объектом или структурной частью магистрального газопровода по техническим критериям, относится к газопроводу высокого давления 2 категории сетей газораспределения и газопотребления.
От СГМУП "ГТС" и ОАО "Сургутгаз" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
ОАО "Сургутгаз" в отзыве просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решения суда первой инстанции - без изменения.
СГМУП "ГТС" в отзыве просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать ОАО "Сургутгаз" сумму неосновательного обогащения в размере 707 848 руб. 72 коп., процентов - 80 882 руб. 30 коп.
Представители ОАО "Сургутгаз" в заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провел судебное заседание в отсутствие представителей указанных лиц.
Протокольным определением рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось на 08.08.2019 для дополнительного изучения материалов дела, с учетом позиций озвученных представителями ОАО "Сургутгаз" в судебном заседании.
После отложения судебное заседание проведено также в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы (статьи 123, 156, 266 АПК РФ).
Представители ОАО "Сургутгаз" в судебном заседании, состоявшемся 08.08.2019, также поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Сургутгаз", ОАО "Аэропорт Сургут" и ОАО "Сургутнефтегаз" заключен договор на поставку газа N 90 от 01.12.2015 (далее - договор) (т. 1 л.д. 31- 45), согласно которому поставщик (ответчик, ГРО) обязуется поставлять газ сухой отбензиненный компримированный, ГРО - транспортировать газ по газораспределительным сетям, принадлежащим ГРО на законных основаниях, в объемах с разбивкой по точкам подключения, а покупатель (истец) - оплачивать и принимать газ на объекте "Газовая котельная", расположенном по адресу: г. Сургут, ул. Аэрофлотская 49/1, в объемах согласно приложению N1.
Разделом 4 договора стороны определили условия транспортировки газа.
В соответствии с пунктом 4.2 договора местом перехода всех рисков случайной гибели на газ от поставщика к ГРО является граница раздела на АГРС-4 и ГРПБ-60, а от ГРО к покупателю - граница раздела газопровода между ГРО и покупателем. Местом перехода права собственности на газ от поставщика покупателю является граница раздела между ГРО и покупателем.
Поставщик поддерживает давление газа на входе АГРС-4 не ниже 10,5кгс/см2, на выходе ГРПБ-60 - не ниже 5,0 кгс/м2.
Границей эксплуатационной ответственности между ГРО и покупателем является отключающее устройство ДУ-200 мм, включая второй фланец по ходу газа, перед котельной ОАО "Аэропорт-Сургут".
В соответствии с пунктом 4.5 договора ГРО обеспечивает транспортировку газа по своим газопроводам в соответствии с нормативными требованиями.
Цена и порядок расчетов установлен в разделе 6 договора.
Ориентировочная стоимость поставляемого газа составляет 8 077 597 рублей 25 копеек, без НДС. НДС оплачивается по ставке согласно законодательству Российской Федерации.
Цена на сухой, отбензиненный, компримированный газ, поставляемый покупателю в 2016 году устанавливается:
с 01.01.2016 в размере 3 070 руб. 85 коп. за 1000 м3 газа без учета НДС;
с 01.07.2016 в размере 3 132 руб. за 1000 м3 газа без учета НДС.
Кроме того, НДС оплачивается по ставке согласно законодательству Российской Федерации.
Настоящие цены определены в соответствии с параметрами прогноза социально- экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
В случае установления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти иных, отличных от прогнозных темпов роста регулируемых оптовых цен на газ, реализуемый потребителем Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, цены указанные в настоящем пункте подлежат корректировке.
Согласно пункту 6.3 договора покупатель на основании выставленного счета осуществляет 100% предоплату за поставку газа до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, поставщику за газ - путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный поставщиком, за транспортировку газа - на счет, указанный ГРО.
Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и магистральным газопроводам - отводам ОАО "Сургутгаз" определены в приложении N 2. Основанием для их установления явились: Приказ Федеральной службы по тарифам от 14.02.2015 N 88-э/9 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и Приказ Федеральной службы по тарифам от 21.10.2014 N 231-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям".
Далее стороны 01.11.2016, 01.11.2017 заключили дополнительные соглашения N 1 и N 2 соответственно (с протоколами разногласий), в которых изменили ряд условий, в том числе в части стоимости поставляемого в соответствующие периоды газа (т. 2 л.д. 43, документы в электронном виде к отзыву на исковое заявление).
Истец, полагая, что ОАО "Сургутгаз" с 12.01.2016 не имеет законных оснований осуществлять транспортировку газа по газораспределительной сети и газопотребления "Газопровод к котельной", так как не является газораспределительной организацией и обязательства ОАО "Аэропорт Сургут" по внесению платежей за транспортировку газа фактически должны быть прекращены с указанной даты, обратился к ответчику с претензией о возврате неосновательного обогащения (т. 1 л.д. 50-51).
В ответ на претензию ответчик письмом от 20.11.2018 N 1870 сообщил истцу о том, что в соответствии с пунктом 4.5 договора ОАО "Сургутгаз" обеспечивает транспортировку газа по своим газопроводам в соответствии с нормативными требованиями, указав при этом, что минуя АГРС-4 газ на котельную ОАО "Аэропорт Сургут" не поступит; указав, что АГРС-4 является единственным источником подачи газа на объект истца (т. 1 л.д. 54-56).
Поскольку разногласия не урегулированы сторонами в досудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
25.04.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из положений данной нормы следует, что истец по требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения указанных средств ответчиком; размер неосновательного обогащения.
В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Между сторонами возникли разногласия относительно подлежащего применению тарифа за транспортировку газа с 12.01.2016, разрешая который суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162) газораспределительные организации - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти (пункты 8, 31 Правил N 162).
Подпунктом "г" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), предусмотрено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, подлежат, в частности, оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), розничные цены на газ, реализуемый населению.
Затраты на техническое обслуживание газопроводов и сооружений газопровода подлежат государственному регулированию и возмещаются через тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (статья 23 Закона о газоснабжении, пункт 31 Правил N 162, пункт 4 Основных положений N 1021).
В соответствии с пунктом 12 Основных положений N 1021, расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли 10 Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.
Пунктом 3 Основных положений N 1021 Федеральному органу исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, установлено утвердить Методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке с внесением, при необходимости, в установленном порядке изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения.
Органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации являлась Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федераци от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" функции и полномочия упразднённой Федеральной службы по тарифам РФ переданы правопреемнику Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (ФАС России).
В соответствии с пунктом 3 Основных положений N 1021, приказами ФСТ России утверждены Методические указания: Приказ Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 412-э/8 "Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа"; Приказ Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 N 411-э/7 "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям"; Приказ Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 N 129-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд"; Приказ Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005 N 388-э/1 "Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам".
Тарифы для ОАО "Сургутгаз" утверждены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации: Приказом ФСТ России N 88-э/9 от 14.04.2015 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ханты-мансийского автономного округа - Югры"; Приказом ФСТ России N 231-э/2 от 21.10.2014 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям".
Названные приказы утверждёны органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), содержат в себе основания, какими нормативными документами регулируются отношения сторон (организаций) при оказании услуг и на основании чего утверждён тариф.
Учитывая указанное выше, суд первой инстанции верно признал несостоятельными доводы истца о том, что газопровод ООО "Сибпромстрой-Югория" ранее находившийся в аренде у ОАО "Сургутгаз" с 12.01.2016 передан в аренду СГМУП "ГТС" и соответственно тариф на транспортировку газа по магистральному газопроводу АГРС-4 ОАО "Аэропорт Сургут" оплачивать не должен ввиду того, что право собственности на АГРС-4 никому не передавалось, АГРС-4 принадлежит ОАО "Сургутгаз" и тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам действует.
При этом, судом первой инстанции также верно отмечено, что передача в аренду вышеуказанных сетей ООО "Сибпромстрой-Югория" СГМУП "ГТС" не может влиять на применение тарифа, утверждённого Приказом ФСТ России от 21.10.2014 N 231-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям".
Из пояснений представителя ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции следует, что АГРС-4 является опасным производственным объектом магистрального транспорта, принадлежит ОАО "Сургутгаз" на праве собственности.
Так, автоматическая газораспределительная станция АГРС-4 состоит из блока редуцирования, блока очистки газа и газопровода высокого давления. Данные объекты представляют собой единый газотранспортный комплекс.
При этом, право собственности подтверждено документально, а именно: с отзывом на исковое заявление представлены: свидетельство о государственной регистрации права от 13.08.200872 НК 875130, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 18.05.2018 (на земельный участок), выписка из ЕГРН от 22.06.2018 (газопровод высокого давления "Автоматическая газораспределительная станция АГРС-4").
Таким образом, из материалов дела следует, что спорная АГРС-4 находится в собственности ответчика.
Иное истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не доказано.
Через АГРС-4 осуществляется транспортировка газа, добываемого ПАО "Сургутнефтегаз".
Границы раздела зон эксплуатационной ответственности установлены после запорной арматуры в точке подключения АГРС-4 к магистральным газопроводам ПАО "Сургутнефтегаз".
При этом, коллегия суда отмечает, что предметом рассмотрения суда первой инстанции являлись доводы истца относительно "транзитности" магистрального тарифа, с которыми суд первой инстанции обоснованно не согласился.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе (пункт 3 приказа ФСТ от 23.08.2005 N 388-э/1).
В подпункте "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.02. 2002 N 317 "Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" дано определение газотранспортной системы Российской Федерации, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.
В соответствии с пунктами 3,4 Общих положений Приказа Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005 N 388-э/1 "Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам"- под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа, по газотранспортной системе соединяющая производителя и потребителя газа и тарифы, рассчитанные в соответствии с настоящей методикой, применяются для расчетов за услуги по транспортировке газа, добываемого на территории Российской Федерации.
ОАО "Сургутгаз" утверждена соответствующая тарифная ставка, за пользование, определяемая как соотношение необходимой валовой выручки для покрытия обоснованных расходов ГРО на содержание магистрального газопровода АГРС-4 к объёму газа, проходящего через ГРС субъекта регулирования - пункт 47 Методики (формула N 10).
Фактом оказанной услуги по транспортировке газа (пункты 5 и 27 Методики) является перемещение и передача газа, принадлежащего ОАО "Аэропорт Сургут", по газотранспортной системе ОАО "Сургутгаз" объём которого учитывается узлами учёта газа потребителя.
По мнению истца, магистральный тариф, установленный за транспортировку газа через АГРС- 4, должен быть транзитным.
Вместе с тем, апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции принимает позицию ответчика относительно того, что применение транзитного тарифа по магистральному газопроводу на внутренний рынок Российской Федерации в отношении АГРС-4 согласно действующему законодательству невозможно.
Как следует из пункта 5 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам услуги оказываются организациями собственниками систем газоснабжения от поставщика газа, цены на который в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации не регулируются. Цена на газ ОАО "Сургутнефтегаз" в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации не регулируется. Соответственно подводящие магистральные газопроводы ОАО "Сургутнефтегаз" к магистральному газопроводу АГРС-4 (ОАО "Сургутгаз") также, как и сам газ, так и услуги по его транспортировке не регулируются.
В соответствии с нормами главы 39 ГК РФ, а именно пунктом 1 статьи 779 ГК РФ, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договорных отношений оплачиваются по цене установленной соглашением сторон или в предусмотренных законом случае, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые и (или) регулируемые уполномоченными на то государственными органами местного самоуправления. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как следует из пункта 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162, условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.
Основные положения N 1021 определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Пунктом 4 Основных положений N 1021 предусмотрено, что государственному регулированию на территории РФ подлежат, в том числе, тарифы на услуги по транспортировке газа.
При этом, ФСТ России относительно применения тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу в письме от 12.09.2016 N АН/62909/16 (т. 2 л.д. 88-89) указано на то, что АГРС-4 не является частью системы газораспределения согласно действующим в газовой отрасли нормативным актам, при расчете тарифных ставок на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям расходы ОАО "Сургутгаз", связанные с эксплуатацией принадлежащей ОАО "Сургутгаз" АГРС-4, не включались, так как в соответствии с действующим законодательством должны возмещаться с тарифной выручки, рассчитанной при установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу.
Также ФАС России в данном письме указывает, что ставка тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу АГРС-4 должна применяться ко всему объему газа, транспортируемому через АГРС-4 ОАО "Сургутгаз".
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции, принимая во внимание, что стоимость услуг ОАО "Сургутгаз" по транспортировке газа через АГРС-4 утверждена Приказом ФСТ Росси N 231-э/2 от 21.10.2014 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям" и составляет 86,41 руб. (без НДС) за 1000 м3 транспортируемого газа, данный приказ действует по настоящее время, суд первой пришел к обоснованному выводу, что ОАО "Сургутгаз" имеет право требовать оплаты транспортировки газа через АГРС-4 по уставленному тарифу с момента утверждения вышеназванного приказа, вплоть до его отмены, и правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Истцом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ОАО "Аэропорт Сургут", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2019 по делу N А75-36/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-36/2019
Истец: ОАО "АЭРОПОРТ СУРГУТ"
Ответчик: ОАО "СУРГУТГАЗ"
Третье лицо: МУП СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ "ГОРОДСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"