г. Киров |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А29-2651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Чеусовой М.В. по доверенности от 09.01.2019,
представителя ответчика Кувшинова Р.А. по доверенности от 10.02.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2019
по делу N А29-2651/2019, принятое судом в составе судьи Басманова П.Н.,
по заявлению Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (ОГРН 1061109020719, ИНН 1110003574),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства,
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (далее - ответчик, ООО "ДСК "Карьер", Общество) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - третье лицо, ФКУ УПРДОР "Прикамье").
Решением суда от 23.05.2019 требование административного органа удовлетворено, ООО "ДСК "Карьер" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратив производство по делу.
В апелляционной жалобе ответчик приводит доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Более подробно позиция Общества изложена в апелляционной жалобе.
Заявитель и третье лицо в письменных отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы жалобы, считают решение суда законным и обоснованным и не усматривают оснований для его отмены.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя указанного лица.
Представители сторон в судебном заседании апелляционного суда поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 18.01.2019 по 11.02.2019 на основании распоряжения от 27.12.2018 N 50-ДН (с учетом приказа от 17.01.2019 N 50/Д-ДН) Управлением в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 27.12.2018 N 31-ДН, срок исполнения которого истек 17.01.2019 (л.д.21, 22, 26).
В ходе проверки сотрудниками административного органа установлен факт невыполнения Обществом указанного выше предписания. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.02.2019 N 7 (л.д.29-33).
26.02.2019 по факту неисполнения в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол N 414 об административном правонарушении, предусмотренном частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д.12-13).
Материалы дела с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ направлены в Арбитражный суд Республики Коми для рассмотрения по существу.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в деянии ответчика события и состава вменяемого административного правонарушения, привлек ООО "ДСК "Карьер" к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей. Существенных нарушений процессуальных требований, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также признаков малозначительности совершенного ответчиком правонарушения арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
В данном случае наличие в деянии ООО "ДСК "Карьер" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, установлено административным органом и судом первой инстанции.
При этом арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непосредственным объектом посягательства вменяемого Обществу административного правонарушения являются отношения, связанные с соблюдением законодательства о техническом регулировании, к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Между тем в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.03.2019 N 823-О, административная ответственность за невыполнение предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, относится к административным правонарушениям против порядка управления. Следовательно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
В рассматриваемом случае административное правонарушение совершено Обществом 18.01.2019 (срок исполнения предписания от 27.12.2018 до 17.01.2019). Допущенное ответчиком административное правонарушение не является длящимся. С учетом этого, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ООО "ДСК "Карьер" к ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ за вмененное ему в вину правонарушение истек 17.04.2019. Привлечение Общества к административной ответственности после указанной даты не соответствует требованиям закона. Иная позиция административного органа и третьего лица апелляционным судом не принимается по вышеизложенным мотивам.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2019 по делу N А29-2651/2019 о привлечении Общества к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесенное по истечении трехмесячного срока со дня совершения административного правонарушения, подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 АПК РФ государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 23.05.2019 по делу N А29-2651/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная компания "Карьер" (ОГРН 1061109020719, ИНН 1110003574) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2651/2019
Истец: Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора
Ответчик: ООО "Дорожная Строительная Компания "Карьер"
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение Управление Федеральных автомобильных дорог Прикамье Федерального дорожного агентства