г. Хабаровск |
|
15 августа 2019 г. |
А73-347/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Брагиной Т.Г., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиновенко О.А.
при участии в заседании:
от Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Гущина Анастасия Алексеевна, представитель по доверенности от 28.12.2018 N ф-1291;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 22.05.2019
по делу N А73-347/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1102709001460; ИНН: 2709013525, место нахождения: 682860, Хабаровский край, Ванинский район, рабочий поселок Ванино, площадь Мира, д. 1)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889; ИНН: 7729314745, место нахождения: 105005, место нахождения: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б)
о взыскании 6 298 011,26 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление, истец) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик) о взыскании переплаченной субсидии в размере 6 298 011,26 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Ванинский муниципальный район не является учредителем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и выплата субсидии влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не может осуществляться путем представления указанному учреждению целевой субсидии из бюджета Хабаровского края. Следовательно, субсидия не должна была предоставляться.
Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что заключенные между сторонами соглашения на территории Ванинского муниципального района не подлежат применению.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 08.08.2019 в 11 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ответчик доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, извещенный надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется в отсутствие лица, участвующего в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.12.2017, 17.01.2018 между Управлением и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключено соглашение о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района N 11, N 1.
Предметом соглашений является предоставление из районного бюджета в 2017, 2018 годах субсидии в целях недополученных доходов получателя в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района.
В соответствии с отчетом о фактически отпущенной тепловой энергии перечисление субсидии из районного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществлялось управлением по адресам: п. Ванино, ул. Гарнизонная,д.29,30,31,32,33 в декабре 2017 года и в 2018 году.
Сумма возмещения убытков, начисленная к оплате за период с 03.12.2017 по 30.11.2018, составила 8 537 408,17 руб.
Размер выплаченной субсидии за период с 03.12.2017 по 30.06.2018 составил 6 298 011,26 руб.
В результате проведенной Управлением в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внеплановой камеральной проверки за период с 03.12.2017 по 30.06.2018, выявлено несоответствие получателя субсидии категориям отбора получателей субсидий, установленных статьями 78 и 78.1 БК РФ, пунктом 1.4 Порядка предоставления из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района, утвержденного постановлением от 20.06.2017 N 579 "О порядке предоставления из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района".
Составлен акт от 24.08.2018.
В требовании от 24.08.2018 N 748 управление на основании акта проверки и пункта 4.3.5.5 соглашения предложило получателю возвратить субсидию в сумме 6 298 011,26 руб.
Требование получено ответчиком и оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, согласно статьи 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере. Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Абзацем третьим статьи 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Согласно положениям статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ
Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ).
Как следует из материалов дела субсидии ответчику выплачивались на основании соглашений с истцом о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района от 03.12.2017 N 11, 17.01.2018 N1.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27 июня 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию, теплоноситель устанавливаются при наличии
соответствующего закона субъекта РФ. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 52 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 установление для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется в соответствии с общим порядком открытия дел об установлении цен (тарифов).
При установлении для отдельных категорий (групп) потребителей льготных регулируемых тарифов повышение регулируемых тарифов для других потребителей не допускается.
Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные регулируемые тарифы устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд наседания", Закона Хабаровского края от 31.10.2007 г N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен)на тепловую энергию, поставляемую населению.
Статьей 3 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения", определено, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством края.
Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
В силу статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, наделяются органы местного самоуправления.
Постановлением администрации Ванинского муниципального района от 20.06.2017 N 579 утвержден порядок предоставления из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии (далее - Порядок). Согласно пункту 1.4 Порядка предоставления из районного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района", категория получателей субсидий - организации - юридические лица (за исключением государственных муниципальных) учреждений), осуществляющие производство (реализацию) тепловой энергии для нужд населения Ванинского муниципального района).
Согласно пунктам 4.2.,4.1 Соглашений от 03.12.2017 N 11, от 17.01.2018 N 1 главный распорядитель средств районного бюджета (Управление жизнеобеспечения) вправе в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год производить авансовые платежи на основании оперативных расчетных данных главного распорядителя средств районного бюджета.
Как следует из Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет отпуск тепловой энергии населению на территории Ванинского муниципального района.
При установлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России льготных тарифов для населения, не обеспечивающих возмещение издержек на производство услуг, возникает межтарифная разница относительно утвержденных экономически обоснованных тарифов, для возмещения которой сторонами были заключены вышеуказанные Соглашения.
Субсидия в размере 6 298 011,26 руб. за период с 03.12.2017 по 30.06.2018 перечислена во исполнение соглашений.
При таких обстоятельствах, поскольку Соглашения заключены с ответчиком как с лицом, относящимся к категории получателей, определенных постановлением N 579, соглашения исполнялись истцом на основании представленных ответчиком отчетов и не признаны недействительными, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках действующих соглашений действует как теплоснабжающая организация в полном соответствии с действующим законодательством, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в обоснование требования о возвращении предоставленной субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края приводит доводы о том, что целевая субсидия предоставляется бюджетным и автономным учреждениям органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного учреждения, из бюджета публично-правового образования, создавшего это учреждение. Поскольку учредителем ответчика является Минобороны России, целевая субсидия не может предоставляться учреждению из бюджета Хабаровского края.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", одним из основополагающих принципов государственного регулирования тарифов на тепловую энергию является обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Учитывая изложенное, наличие обязанности по возмещению межтарифной разницы теплоснабжающим организациям являются обязанностью бюджета субъекта, которая реализуется посредством предоставления субвенций соответствующему муниципальному образованию, и реализуется муниципальным образованием через соответствующие органы муниципального образования.
В свою очередь, нормы гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации не содержат запрета на предоставление субсидий субъектом Российской Федерации бюджетному учреждению, в том числе путем заключения договора на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
В рассматриваемом случае Соглашения заключены не во исполнение обязательств по финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, его предметом является взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения и потребителей, приравненных к населению.
Следовательно, предоставление субсидии ответчику на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения населения и потребителей, приравненных к населению, производится в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, материалами дела установлено, что при заключении соглашений стороны руководствовались статьей 78 БК РФ и муниципальными нормативными правовыми актами, в том числе постановлением N 579, определяющим категорию получателя, соглашения исполнялись истцом на основании представленных ответчиком отчетов и не признаны недействительными.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках действующих соглашений действует как теплоснабжающая организация в полном соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, учитывая предмет заявленных требований, отсутствие в материалах дела информации о признании недействительными Соглашений, доводы жалобы о том, что заключенные между сторонами соглашения на территории Ванинского муниципального района не подлежат применению, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.
Судебный акт вынесен с учётом всех обстоятельств дела и при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для изменения судебного акта не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины апелляционным судом не разрешается, поскольку заявитель в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 22.05.2019 по делу N А73-347/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-347/2019
Истец: Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ Филиал "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ по Восточному военному округу
Третье лицо: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5489/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5489/19
15.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4330/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-347/19