город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2019 г. |
дело N А01-3426/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: представитель Дауров М.А. по доверенности N 9 от 10.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбия Шугаибовича в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 27.05.2019 по делу N А01-3426/2018, принятое судьи Р.В. Аутлевой,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбия Шугаибовича в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича
к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея
о признании незаконным действий по отказу от дальнейшего рассмотрения документов на предоставление субсидии, изложенному в уведомлении; об обязании принять решение о выплате субсидии,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбий Шугаибович в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича (далее - управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Адыгея (далее - министерство) о признании незаконным действий государственного органа по отказу от дальнейшего рассмотрения документов на предоставление субсидии, изложенному в уведомлении N 353 от 03.10.2018 и обязании принять решение о выплате субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбия Шугаибович в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что порядок предоставления средств для возможности их получения прямо предусматривает исключение возбужденной процедуры банкротства в отношении претендующего на получение средств государственной поддержки. Предоставление государственных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям является одной из форм государственной поддержки сельского хозяйства и малого бизнеса. Отказ в предоставлении субсидий исключительно по основанию возбуждения в отношении заявителя производства по делу о банкротстве не способствует восстановлению платежеспособности указанного субъекта, не отвечает целям и задачам, установленным в федеральных законах, создает неоправданные и необоснованные препятствия для получения установленной государственной поддержки.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбия Шугаибович в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбия Шугаибовича в лице внешнего управляющего Орлова Юрия Александровича.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.09.2018 индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хатит Нальбий Шугаибович обратился в министерство с заявлением на возмещение части затрат за приобретенные семена пшеницы и на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Министерство 03.10.2018 направило управляющему уведомление N 353, согласно которому в связи с введением в отношении ИП главы КФХ Хатита Н.Ш. процедуры банкротства - внешнего управления, предоставление субсидии не представляется возможным.
Не согласившись с данным отказом заявитель обратился в суд с требованиями по настоящему делу, согласно которым просит признать незаконным отказ и обязать министерство принять решение о предоставлении средств на возмещение части затрат за приобретенные семена пшеницы и на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за счет средств Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Согласно статье 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 2 декабря 2016 года Брантов Азамат Инвирбиевич обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Хатита Нальбия Шугаибовича.
Делу о банкротстве присвоен N А01-2432/2016.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.11.2017 в отношении ИП главы КФХ Хатита Н.Ш.введена процедура банкротства - внешнее управление сроком на двенадцать месяцев, внешним управляющим утверждён Орлов Юрий Александрович.
Определением Арбитражного суд Республики Адыгея от 12.04.2019 по делу N А01-2432/2016 продлен срок процедуры банкротства - внешнее управление до 1 ноября 2019 года.
Вместе с тем, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, в том числе содержит общие положения о расходах бюджетов.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 158 (Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает определенными бюджетными полномочиями, в том числе обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
В части 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
На основании пунктов 2-3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий. По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии.
В Республике Адыгея оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям государственной поддержки осуществляется в соответствии с Государственной программой Республики Адыгея "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013-2021 годы в 2018 году, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Адыгея от 27.11.2012 N 254 и принятыми в целях ее реализации нормативными правовыми актами.
Постановлением Кабинета МинистровРеспублики Адыгея от 07.03.2018 N 39 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея", Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея уполномочено на установление порядков предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по направлениям расходов, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона Республики Адыгея от 18 декабря 2017 года N 109 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2017, N 12).
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 18.01.2018 г. N 7 утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Адыгея на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2018 году.
Согласно пункту 2 указанного Порядка право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающих, сбытовых (торговых), обслуживающих (в том числе кредитных), снабженческих, заготовительных)), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории Республики Адыгея, не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации, в отношении которых не возбуждена процедура банкротства и не имеющих задолженность по налоговым и иным обязательным платежам.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 29.01.2018 г. N 24 утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Адыгея на содействие достижению целевых показателей Государственной программы Республики Адыгея "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013-2020 годы в 2018 году, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Адыгея от 27.11.2012 N 254, предусматривающий возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
Согласно пункту 2 указанного Порядка право на получение средств из республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Адыгея имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), признанные таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", зарегистрированные и осуществляющие производственную деятельность на территории Республики Адыгея, не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации, в отношении которых не возбуждена процедура банкротства и не имеющие задолженность по налогам, сборам и страховым платежам.
Таким образом, порядок предоставления средств для возможности их получения прямо предусматривает исключение возбужденной процедуры банкротства в отношении претендующего на получение средств государственной поддержки.
Апелляционной коллегией не принимается ссылка предпринимателя на Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" с указанием на то, что отказ в предоставлении средств не отвечает целям и задачам, установленным в данными федеральными законами, создает неоправданные и необоснованные препятствия для получения установленной государственной поддержки, а также является дискриминационным и устанавливает неравенство для субъектов предпринимательства в доступе к государственной поддержке в данной сфере по признаку финансовой стабильности, что нарушает требования перечисленных выше федеральных законов.
Вышеуказанные федеральные законы не регулируют вопросы предоставления средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в том числе на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея не в праве использовать денежные средства, выделяемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением действующего законодательства.
Исходя из смысла указанных законов, нормативных правовых актов государственные меры поддержки должны быть направлены на повышение эффективности использования как средств федерального, так и средств бюджета Республики Адыгея.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", при рассмотрении дела о банкротстве должника -юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Таким образом, внешнее управление является одной из процедур банкротства, что по смыслу Приказа министерства от 18.01.2018 N 7 является основанием для отказа в предоставлении средств.
Кроме того, в своем заявлении о предоставлении субсидии ИП главы КФХ Хатита Н.Ш. указал, что он не находится в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства, не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности, что свидетельствует о предоставлении заведомо недостоверной информацией.
В данном случае суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставление субсидии главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хатиту Нальбию Шугаибовичу, находящемуся в процедуре банкротства, не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств. В случае же предоставления субсидии лицам, находящимся в процедуре банкротства должностные лица министерства несут соответствующую ответственность, предусмотренную ст.ст. 15.15.3, 15.15.5 КоАП РФ.
На основании изложенного суд правомерно признал действия министерства по отказу в предоставлении средств на возмещение части затрат за приобретенные семена пшеницы и на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, выраженному в письме от 03.10.2018 N 353 не противоречащими закону.
Отказ принят при наличии соответствующих полномочий, и не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку право на получение средств у заявителя отсутствует.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оснований для признания незаконным отказа в предоставлении средств на компенсацию ущерба, выраженного в письме от 03.10.2018 N 353 и обязании министерства принять решение о предоставлении средств на возмещение части затрат за приобретенные семена пшеницы и на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным. Не согласие с принятым судебным актом само по себе не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.05.2019 по делу N А01-3426/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-3426/2018
Истец: ИП Хатит Нальбий Шугаибович, Крестьянское (фермерское) хозяйство "Хатит Н.Ш."
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея
Третье лицо: Орлов Юрий Александрович