город Омск |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А46-19266/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-8291/2019, 08АП-8294/2019) бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка", Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2019 по делу N А46-19266/2018 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Филимендиковой Ирины Борисовны (ИНН 550301853745, ОГРН 317554300063271) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка", об оспаривании отказа в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, выраженного в письме от 02.08.2018 N ИСХ-18/МИО/04-02/8664,
при участии в судебном заседании представителей:
от бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка" - Железняк Елена Анатольевна по доверенности от 16.10.2017 N 5-3426;
от Министерства имущественных отношений Омской области - Степанова Татьяна Андреевна по доверенности от 09.01.2019 N ИСХ-19/МИО/03-01/1;
от индивидуального предпринимателя Филимендиковой Ирины Борисовны - Щекотов Дмитрий Дмитриевич по доверенности от 12.05.2015 N 2-1190; Чуянов Александр Васильевич по доверенности от 12.05.2015 N 2-1190,
установил:
индивидуальный предприниматель Филимендикова Ирина Борисовна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Филимендикова И.Б.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минимущество) о признании незаконным отказа в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, выраженного в письме от 02.08.2018 N ИСХ-18/МИО/04-02/8664, обязании совершить действия.
В качестве способа восстановления прав в сфере предпринимательской деятельности заявитель просил суд обязать Министерство в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить Филимендиковой И.Б. подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении поставленного на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566 (учетная часть земельного участка N 1) на основании заявления Филимендиковой И.Б. от 17.07.2018 вх. N 15368.
Определением арбитражного суда от 18.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка" (далее - БУК "Омский драматический театр "Галерка", Учреждение, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2019 по делу N А46-19266/2018 заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, БУК "Омский драматический театр "Галерка", Министерство обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Министерство, обжалуя законность решения суда первой инстанции в части возложения на Минимущество обязанности в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта направить Филимендиковой И.Б. подписанное уполномоченным органом предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении поставленного на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, указал на то, что часть земельного участка, в отношении которой заявитель претендовал на установление сервитута, сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет, в связи с чем заявителю в качестве способа восстановления нарушенного права необходимо заявить требование об обязании Минимущества направить заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным лицом.
БУК "Омский драматический театр "Галерка" в обоснование своей апелляционной жалобы указало на то, что установление сервитута для использования проезда грузового транспорта с целью осуществления заявителем предпринимательской деятельности нарушит права Учреждения на использование земельного участка по назначению, откроет доступ посторонним на территорию Учреждения культуры, учитывая, что Учреждение подлежит усиленной защите от терроризма согласно постановлению Правительства российской Федерации от 11.02.2017 N 176. Кроме того, проезд и проход к недвижимому имуществу заявителя является не единственным. Согласно заключению кадастрового инженера доступ к зоне погрузки (разгрузки) возможен с улицы 1-я Военная.
ИП Филимендиковой И.Б. представлен письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором она не согласилась с изложенными в них доводами.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерства БУК "Омский драматический театр "Галерка" просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в его апелляционной жалобе и жалобе Министерства.
В судебном заседании представители Министерства и Учреждения поддержал доводы своих апелляционных жалоб и доводы друг друга.
Представитель ИП Филимендиковой И.Б. отклонил доводы апелляционных жалоб заинтересованного лица и третьего лица, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ИП Филимендикова И.Ю. является собственником недвижимого имущества - помещения, расположенного на первом этаже дома, находящегося по адресу: г. Омск, ул. 1-я Военная, д. 7, кор. 2, пом. 10 П-2, кадастровый номер 55:36:090205:15488 (далее также - Помещение).
17.07.2018 ИП Филимендикова И.Ю.обратилась в Министерство имущественных отношений Омской области с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области, с кадастровым номером 55:36:090205:566 сроком 10 лет с целью обеспечения прохода и проезда в связи с использованием принадлежащего предпринимателю помещения. В составе указанного заявления предпринимателем в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области", утвержденным приказом Минимущества от 21.07.2016 N 49-П, представлен проект межевого плана по образованию части земельного участка с целью организации сервитута.
02.08.2018 Министерством был подготовлен ответ N ИСХ- 18/МИО/04-02/8664, в котором сообщено, что областной земельный участок свободен от прав третьих лиц, но в связи с тем, что часть земельного участка предполагается использовать на условиях сервитута сроком более трех лет, при проведении кадастровых работ в отношении испрашиваемой части областного земельного участка необходимо предварительно согласовать границы этой части с БУК "Омский драматический театр "Галерка".
В этой связи Минимущество отказало заявителю в заключении соглашения об установлении сервитута.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушающим права в предпринимательской сфере, ИП Филимендикова И.Б. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для установления испрашиваемого предпринимателем частного сервитута
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V 3 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно пункту 2 статьи 274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Пунктом 3 статьи 274 ГК РФ установлено, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута.
Установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определённости в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путём добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.26 ЗК РФ, в которой указано на право заинтересованного лица представить в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории и обязанность уполномоченного органа в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, выполнить одно из следующих действий:
- направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
- направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
- направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ.
- принять решение об отказе в установлении сервитута и направить решение заявителю с указанием оснований такого отказа Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ (пункт 5 статьи 39.26 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (пункт 6 статьи 39.26 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ установлено, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута.
В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента Минимущество отказывает в предоставлении государственной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление не соответствует требованиям, установленным пунктом 14 Административного регламента, или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 15 Административного регламента;
2) Минимущество не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
3) заявление подано лицом, не указанным в пункте 2 Административного регламента;
4) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
5) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
В рассматриваемом случае оспариваемый отказ в установлении частного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566, изложенный в письме от 02.08.2018 N ИСХ-18/МИО/04-02/8664, не содержит предусмотренных пунктом 4 статьи 39.26 ЗК РФ и пунктом 27 Административного регламента случаев отказа в предоставлении сервитута.
В соответствии со статьей 39.26. главы V.3 ЗК РФ в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо
представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.
Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.
Аналогичные требования приведены в Административном регламенте о предоставлении государственной услуги "Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в собственности Омской области", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Омской области от 21.06.2016 N 49-п. (далее - Регламент)
Так, в пункте 29 Регламента указано, что в случае подачи заявления об установлении сервитута в отношении части земельного участка на срок три и более года необходимым для предоставления государственной услуги является проведение кадастровых работ и подготовка межевого плана в отношении части земельного участка, подлежащей обременению сервитутом.
При этом, в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности" (пункт 4 статьи 1 Закона) под кадастровой деятельностью понимается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии со статьей 37 Федеральным законом "О кадастровой деятельности" результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В рассматриваемом случае заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, предполагающее проведение соответствующих работ, не направлялось, заявитель получил отказ в установлении сервитута.
Вместе с тем, с заявлением об установлении на часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566 прав сервитута предпринимателем в Министерство представлен межевой план от 12.07.2018, который является результатом кадастровых работ.
Таким образом, оспариваемый отказ Министерства, мотивированный необходимостью совершения предпринимателем кадастровых работ, которые он уже осуществил, не соответствует закону.
Кроме того, как усматривается из письма от 02.08.2018 N ИСХ-18/МИО/04-02/8664, основанием для отказа в установлении сервитута также послужил вывод Министерства о необходимости согласования границ истребуемого земельного участка с Учреждением, однако нормы права, обязывающей заявителя произвести такое согласование, Министерством в оспариваемом отказе не приведено.
Вместе с тем, часть земельного участка, из испрашиваемого предпринимателем общего участка на правах сервитута, имеет в соответствии с выпиской из ЕГРН разрешенное использование, - под общественно-деловую застройку, для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, т.е. испрашиваемая часть земельного участка на правах сервитута не противоречит его разрешенному использованию под объектом предпринимателя.
Довод Учреждения о том, что предоставление сервитута будет противоречить постановлению Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Постановление) и Федеральному закону "О противодействии терроризму" несостоятелен.
В силу подпункта "б" пункта 22 Постановления выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории). Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 23 приведенного Постановления пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:
а) организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории);
в) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае установление сервитута способствует упорядочению и урегулированию соответствующих отношений, связанных с использованием земельным участком, и препятствует несанкционированному допуску граждан и транспортных средств на объекты и исключает факты бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий), так как четко определяет стороны, ответственные за выполнение условий сервитута.
Кроме того, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается соответствие санитарно-эпидемиологическому законодательству упомянутой деятельности предпринимателя по сдаче помещения в аренду под магазин.
Отклоняя доводы Министерства о том, что часть земельного участка, в отношении которой заявитель претендовал на установление сервитута, сформирована и поставлена на государственный кадастровый учет, в связи с чем заявителю в качестве способа восстановления нарушенного права необходимо заявить требование об обязании Минимущества направить заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным лицом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Министерство, указывая на неверно избранный предпринимателем способ восстановления нарушенного права, ссылается на обстоятельства, возникшие в ходе рассмотрения дела.
Между тем по смыслу статей 197, 198, 200, 201 АПК РФ законность оспариваемых действий (бездействия) ненормативных правовых актов и решений и нарушение им (ими) прав и интересов заявителя проверяется арбитражным судом не на момент обращения последнего в суд и принятия по результатам рассмотрения спора судебного акта, а на момент принятия оспариваемого акта либо совершения оспариваемых действий (бездействия) независимо от дальнейших действий государственного органа и заявителя либо возникновения каких - либо иных обстоятельств.
Следовательно, проверка законности оспариваемого отказа в установлении сервитута осуществляется арбитражным судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату принятия такого решения.
Таким образом, осуществление Министерством мероприятий по государственному кадастровому учету части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:566 не свидетельствует о том, что заявителем избран ненадлежащий способ нарушенного права.
Таким образом, удовлетворив заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Учреждения в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Учреждению из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2019 по делу N А46-19266/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить бюджетному учреждению культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 1860 от 10.06.2019 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19266/2018
Истец: ИП ФИЛИМЕНДИКОВА ИРИНА БОРИСОВНА
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: БУ культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка", Бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский драматический театр "Галерка"