г. Самара |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А72-18753/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Апаркина В.Н., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2019 по делу N А72-18753/2018 (судья Овсянникова Ю.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (ИНН 7303022447, ОГРН 1027301170093), г.Ульяновск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г.Ульяновск, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653), Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (ИНН 7323001188), Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (ИНН 7323001117), Трупп Александр Александрович, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (ИНН 7325133662, ОГРН 1157325000172), Гольцова Ольга, об оспаривании решений, об обязании,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" - представителя Кочуговой Н.С. (доверенность от 12.03.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - представителя Елисеевой Л.В. (доверенность от 09.09.2019),
от иных лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Ульяновск" (далее - ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управление, регистрирующий орган) от 31.08.2018 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 10.10.2018 N 22, об обязании Управления произвести государственную регистрацию права собственности общества на "газопровод-ввод" от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Богдашкино, ул.Новая, д.19.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом в республике Татарстан и Ульяновской области, Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, Трупп Александр Александрович, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Гольцова Ольга.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.2019 по делу N А72-18753/2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Управления от 31.08.2018 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выраженное в уведомлении N КУВД-001/2018-2885634/1 признано недействительным.
В целях восстановления прав и законных интересов общества на Управление возложена обязанность в установленном порядке произвести государственную регистрацию права собственности общества на линейное сооружение - подземный газопровод-ввод протяженностью 55 м. от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Управления, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель Управления поддержал свою апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, общество своими силами и средствами построило и ввело в эксплуатацию подземный газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.
Согласно техническому плану от 05.07.2018 на газопровод-ввод, вид объекта недвижимого имущества - сооружение, адрес - Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, назначение - газоснабжение, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:574, год завершения строительства - 2017, протяженность - 55 м.
08.08.2018 общество обратилось в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанное сооружение - газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19, представив технический план здания, сооружения от 05.07.2018, договор аренды земельного участка для размещения линейных объектов от 02.04.2018 N 21/04/А-2018-152.
31.08.2018 Управление приостановило осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на срок до 30.11.2018 по причинам, указанным в уведомлении N КУВД-001/2018-2885634/1: представленный технический план по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, а именно:
* технический план подготовлен на основании проектной документации при отсутствии документа и информации, подтверждающей, что данный объект недвижимости введён в эксплуатацию;
* в составе представленного технического плана отсутствует информация, подтверждающая, что данное сооружение является объектом недвижимого имущества и подлежит кадастровому учету.
Общество обратилось в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра с заявлением об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав N КУВД-001/2018-2885634/1.
Апелляционная комиссия 10.10.2018 приняла решение N 22 об отказе в принятии к рассмотрению заявления в связи с несоответствием представленного заявления по содержанию требованиям п.22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193.
Общество, не согласившись с решением Управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.08.2018, выраженное в уведомлении N КУВД-001/2018-2885634/1, с решением Апелляционной комиссии от 10.10.2018 N 22, обратилось в суд с настоящим заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил заявление общества.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Закона N 218-ФЗ)
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ являются, в том числе, - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (п.1 части 3 ст.14 Закона N 218-ФЗ).
Постановка на государственный кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляется на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с Требованиями к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (частично утратил силу с 01.01.2017), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, по решению государственного регистратора прав в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.п.7).
Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п.8 ст.8.1 ГК РФ.).
В силу пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.1 Закона N 221-ФЗ решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе регистрации прав в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 данной статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указанное Положение утверждено Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193, пунктом 22 которого установлены требования к заявлению об обжаловании решения о приостановлении; данное заявление в числе прочего должно содержать сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона N 221 -ФЗ заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 данной статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.
Суд первой инстанции установил, что заявление общества, поданное в Апелляционную комиссию 28.09.2018, об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав N КУВД-001/2018-2885634/1, вышеназванным требованиям не соответствовало, поскольку не содержало всех необходимых сведений о кадастровом инженере, подготовившим технический план сооружения от 05.07.2018.
Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Ульяновской области, созданная распоряжением Росреестра от 05.04.2017 N Р/0108, по формальным признакам отказала в принятии к рассмотрению заявления общества, что соответствует положениям закона и прав общества не нарушило, поскольку в рассматриваемом случае обращение в Апелляционную комиссию осуществлено с целью соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, необходимого для последующего обращения в суд.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества в части оспаривания решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 10.10.2018 N 22.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" установлены понятия:
"газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа;
"сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий);
"ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст) устанавливает:
1. Газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям.
2. Сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств.
3. Сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.
22. Распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода.
24. Газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.
Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям" установлено:
п.1.4. Техническая инвентаризация производится в целях выявления наличия, учета и принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости как отдельных объектов недвижимого и движимого имущества, так и имущественных комплексов;
1.5. Технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественный комплекс объектов.
Единицами технического учета являются как группа зданий и (или) сооружений в границах земельного участка, отведенного для их размещения, так и отдельные сооружения (п.2.3)
4.2. Составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе:
- газопроводы-отводы
- газопроводы, в том числе газопроводы подключения;
- прочие объекты недвижимости, входящие в состав Единой системы газоснабжения, и другие объекты.
Исходя из установленных нормативными положениями понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.
Согласно Градостроительному кодексу РФ (ст.1) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 газопровод отнесен к сооружениям.
По общему правилу, документом, дающим право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, является разрешение на строительство (ст.51 ГрК РФ).
Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому определенные особенности документации по строительству и планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).
Пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Законом Ульяновской области от 30.06.2008 N 118-ЗО "Градостроительный устав Ульяновской области" (ст.19) установлено, что на территории Ульяновской области получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства (реконструкции) газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) с проектным рабочим давлением не более 0,3 мегапаскаля включительно при условии, что расстояние от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа, измеряемое по прямой линии, составляет не более двухсот метров.
Согласно техническому плану газопровод-ввод от точки врезки до границы земельного участка по адресу: Чердаклинский район с.Богдашкино ул.Новая д.19 является сооружением протяженностью 55 м., в подземном исполнении, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:574, предоставленного обществу в аренду по договору аренды земельного участка для размещения линейного объекта от 2.04.2018 N 21/04/А-2018-154.
В соответствии со строительным паспортом газопровода-ввода, указанный газопровод имеет следующие характеристики: надземный газопровод - кран, подземный газопровод - длина 55 м., давление 0,005 МПа; строительство осуществлено 26.07.2017.
Согласно проектной документации ООО "Проект РМ", проект газопровода-ввода выполнен на основании технических условий на присоединение от 27.07.2015 N 021; проектируемая трасса газопровода-ввода проходит от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома. Источником газоснабжения служит существующая ГРС N 49 р.п.Мулловка. Врезка запроектирована в существующий подземный газопровод низкого давления d 63 мм. Давление в точке подключения составляет: максимальное - 0,0028 МПа, минимальное - 0,0025 МПа. Проектом предусмотрена прокладка подземного газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб от точки врезки до границы земельного участка. Отключающие устройства на газопроводе устанавливаются в надземном исполнении на врезке и у границы земельного участка. Минимальная глубина заложения газопровода 1,50 м. до верха трубы.
Таким образом, исходя из представленной документации, сооружение "газопровод-ввод" представляет собой сооружение - линейный объект газоснабжения, проходящий под землей на глубине 1,5 м., от газораспределительной системы до границы земельного участка, с надземными отключающими устройствам у границы врезки и на границе земельного участка по ул.Новая, 19.
Назначением данного объекта является соединение сети газораспределения с сетью газопотребления.
Исходя из материалов дела, сеть газопотребления жилого дома по адресу с.Богдашкино, ул.Новая, 19, от жилого дома до границы земельного участка, построена обществом на основании заявки собственника жилого дома Трупп А.А. (с 22.11.2017 право собственности на жилой дома и земельный участок перешло к Гольцов Ольге по сведениям ЕГРН).
Однако спорный газопровод-ввод частью системы газопотребления не является, поскольку расположен за пределами границ земельного участка по ул.Новая, 19, в границах земельного участка, арендуемого обществом согласно представленного договора аренды.
Сеть газораспределения, к которой подключен газопровод-ввод, не является собственностью ООО "Газпром газораспределение Ульяновск": в соответствии с представленным актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (т.2 л.д.78-79) заказчиком (а, соответственно, и собственником) распределительного газопровода низкого давления сети газоснабжения кварталов 3, 6, 7, 11 в с.Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области (период строительства 09.2008 по 10.2008) является Администрация МО "Чердаклинский район".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный газопровод-ввод не является и частью сети газораспределения.
В соответствии с материалами дела, спорный газопровод-ввод построен обществом на предоставленном для этих целей земельном участке, своими силами и средствами согласно представленным бухгалтерским документам: карточке счета 08.30.3, акту и справке о стоимости выполненных работ на сумму 21582 руб. 19 коп., своду фактических затрат на строительство газопровода за период с 1.07.2017 по 31.07.2017, табелю учета использования рабочего времени за июль 2017, акту приемки объекта основных средств от 31.07.2018, инвентарной карточке учета объекта основных средств (т.2 л.д.80-106).
Из представленных Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области документов следует, что при строительстве указанного газопровода-ввода проведена предусмотренная главой 5 ГрК РФ процедура по подготовке, общественному обсуждению на публичных слушаниях, опубликованию и утверждению в установленном порядке проекта межевания территории и проекта планировки территории линейного объекта.
В соответствии с актом приемки и ввода в эксплуатацию объекта от 31.08.2017 заказчиком и подрядчиком строительства газопровода-ввод от точки врезки до границы земельного участка по адресу: Чердаклинский район с.Богдашкино ул.Новая д. 19 являлось ООО "Газпром газораспределение Ульяновск".
В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Учитывая, что давление построенного и введенного в эксплуатацию газопровода-ввода составляет 0,005 МПа и не превышает установленное Градостроительным уставом Ульяновской области давление 0,3 МПа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности указания кадастровым инженером в техническом плане сооружения от 05.07.2018 о том, что разрешение на строительство указанного газопровода-ввода не требуется.
На основании пункта 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Указанные документы были представлены обществом с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации прав на спорный объект.
Минэкономразвития РФ в письмах подконтрольным учреждениям (от 23.04.2014 N 14-исх/04566-ГЕ/14, от 30.04.2014 N Д23и-1518) указывал, что вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 ГрК РФ с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего недвижимостью не являются (письмо от 26.10.2016 N 03-05-04-01/62406).
Приемка сооружений газоснабжения в соответствии с п.92 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.
Спорный газопровод-ввод построен обществом и введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, является объектом недвижимого имущества - линейным сооружением, при этом назначением данного объекта является не только подключение к газоснабжению жилого дома по ул.Новая 19.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель общества пояснил, что к возведенному газопроводу-вводу могут быть подключены и иные объекты недвижимости, при наличии соответствующих заявок в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности общества, предусмотренных нормами Закона N 218-ФЗ: представленные документы соответствуют законодательству, в том числе и технический план сооружения от 05.07.2018, и в совокупности отражают необходимую для государственной регистрации информацию.
Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда РФ от 15.12.2016 N 310-КГ16-17068 по делу N А68-12078/2015, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 22.09.2017 по делу N А41-65794/16, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.01.2019 по делу N А53-8139/2018, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 N 15АП-7455/2017 по делу N А53-1463/2017.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 мая 2019 года по делу N А72-18753/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18753/2018
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области
Третье лицо: Агенство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Гольцова Ольга, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район", КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРДАКЛИНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрегиональное территориальное управление федерального агеснтва по управлению госимуществом в р.Татарстан и Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Трупп Александр Александрович, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области