город Воронеж |
|
08 августа 2019 г. |
Дело N А35-5490/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс": Сидорович В.О. - представитель по доверенности N 1/18 от 01.10.2018;
от Курской таможни: Козодаева Н.А. - представитель по доверенности N 05-47/82 от 19.04.2019, Давыдова О.Ю. - представитель по доверенности N 05-47/54 от 15.02.2019.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" на решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2019 по делу N А35-5490/2018 (судья Морозова М.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" (ИНН 2308109773, ОГРН 1052303689822) к Курской таможне (ОГРН 1024600942904, ИНН 4629026434) о признании недействительными решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; незаконными действий по доначислению налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, пеней; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" (далее - Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Курской таможне (далее -Таможня, таможенный орган) о признании: решений Курской таможни от 21.05.2018 N 101080000/210/210518/Т000027/001; N 101080000/210518/0000270 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; решения от 10.04.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; решения от 28.04.2018 о внесении изменений дополнений в сведения указанные в декларации на товары недействительными; действий по доначислению налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, пеней незаконными; об обязании Курской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Агропромышленный Кормовой Альянс (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.04.2019 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы административный орган указывает, что в связи с правовой неопределенностью по вопросу правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% в отношении кормовых добавок, ввозимых в Российскую Федерацию, даны соответствующие разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации (Письма от 22.10.2018 N 03-07-07/75662; от 23.10.2018 N 03-07-07/75881; от 29.10.2018 N 03-07-07/77566).
Заявитель жалобы также отмечает, что в перечне кодов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрен код 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)", а в перечне кодов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2 предусмотрен раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", в который включены премиксы, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые. На основании пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации. В связи с этим для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции (ОКП) или Товарную номенклатуру внещнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Учитывая изложенное, по мнению Общества, при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, классифицируемых под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90, поименованных в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, возможно применять пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Заявитель ссылается также на положения постановления Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487, которым устранена неопределенность в части отнесения спорного товара к облагаемым по ставке 10%. Полагает, что приведенный нормативный акт с учетом ст.5 НК РФ подлежит применению в отношении ввоза спорных товаров.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве таможенный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Агропромышленный Кормовой Альянс" в рамках контракта от 15.08.2011 N 150811, заключенного с ООО "ТЕКРО" (TEKRO SPOL. S.R.O, Чешская Республика), в период с апреля 2016 года по февраль 2018 года по декларациям на товары (далее - ДТ) ДТ NN 10108080/110416/0002957, 10108080/130916/0008153, 10108080/301116/0010760, 10108080/170117/0010593, 10108080/181217/0012824, 10108080/150118/0000187, 10108080/270218/0001574 осуществляло ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕЭАС) товаров, в том числе: - премикса витаминно-минерального ТКП-П Н для кур-несушек племенного стада (далее - премикс ТКП-П Н); - премикса витаминно-минерального ТКП-БР БРЗ для обогащения и балансирования рационов при производстве комбикормов и кормосмесей для бройлеров в возрасте от 38 до 45 дней (далее - премикс ТКП-БР БРЗ).
Декларирование указанных товаров осуществляло ООО ТК "РустаБрокер" (таможенный представитель) на основании договора N 0730/00-15- 10 от 11.09.2015 о предоставлении услуг таможенного представителя, заключенного с Обществом.
При декларировании ввезенные Обществом товары были классифицированы в товарной подсубпозиции 2309 90 310 0 ТН ВЭД ТС (ЕАЭС).
В отношении товаров "премикс ТКП-П Н" и "премикс ТКП-БР БРЗ" в графах 36 "Преференция" ДТ указан буквенный код "ЛП", что в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (приложение N 7 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) обозначает применение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог на добавленную стоимость) в размере 10% в отношении ввозимых в Российскую Федерацию продовольственных товаров, в графах 47 "Исчисление платежей" указаны сведения о налоге на добавленную стоимость по ставке 10%.
Товары "премикс ТКП-П Н" и "премикс ТКП-БР БРЗ", задекларированные по ДТ N N 10108080/110416/0002957, 10108080/130916/0008153, 10108080/301116/0010760, 10108080/170117/0010593, 10108080/181217/0012824, 10108080/150118/0000187, были выпущены Орловским таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
В отношении товаров "премикс ТКП-П Н" и "премикс ТКП-БР БРЗ", задекларированных по ДТ N 10108080/270218/0001574 и выпущенные Орловским таможенным постом под обеспечение уплаты таможенных платежей, на этапе таможенного контроля до выпуска товаров, в соответствии со статьей 389 ТК ЕАЭС, Орловским таможенным постом была назначена первичная идентификационная таможенная экспертиза.
По итогам анализа документов, представленных в ходе таможенного контроля до выпуска товаров, заключения таможенных экспертов ЭИО N 1 (г. Курск) ЭКС ЦЭКТУ от 07.03.2018 N 12403010/0006083 Орловским таможенным постом в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок внесения изменений в ДТ), было принято решение от 10.04.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10108080/270218/0001574, согласно которому ставка НДС, подлежащего уплате в отношении товара "премикс ТКП-БР БРЗ", была изменена с 10% на 18%.
Изменение ставки НДС повлекло за собой доначисление таможенных платежей по ДТ N 10108080/270218/0001574 в размере 193 756 руб. 24 коп. 26.04.2018 Орловским таможенным постом была заполнена корректировка декларации на товары N 10108080/270218/0001574, согласно которой в ДТ N 10108080/270218/0001574 были внесены соответствующие изменения, в том числе в части изменения ставки НДС и суммы таможенных платежей, подлежащей доначислению.
В соответствии с приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления" должностными лицами Курской таможни был составлен акт обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 28.04.2018 N 10108000/280418/0000335.
28.04.2018 Таможней принято решение о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов от N 10108000/280418/ЗДзО-93 в общей сумме 196 417 руб. 16 коп.: таможенных платежей в сумме 193 756 руб. 24 коп. и пеней в сумме 2 660 руб. 92 коп.
В адрес Общества было направлено письмо Курской таможни от 03.05.2018 N 18-29/7290 с информацией о принятом решении о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений в ДТ таможней было составлено решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 28.04.2018 N 10108000/280418/0000262 по ДТ N 10108080/270218/0001574, в части суммы подлежащих доначислению пеней по НДС. Указанное решение было направлено в адрес Общества письмом таможни от 04.05.2018 N 18-29/7412.
Кроме того, Курской таможней в отношении ООО "Агропромышленный Кормовой Альянс" была назначена внеплановая выездная таможенная проверка по вопросу соблюдения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в части применения ставки НДС в размере 10% по премиксам, задекларированным по ДТ N 10108080/110416/0002957, 10108080/130916/0008153, 10108080/301116/0010760, 10108080/170117/0010593, 10108080/181217/0012824, 10108080/150118/0000187, 10108080/270218/0001574.
По результатам проверки был составлен акт выездной таможенной проверки от 21.05.2018 N 10108000/210/210518/А000027, из выводов которого следует, что при таможенном декларировании товара "премикс ТКП-БР БРЗ" по ДТ N 10108080/110416/0002957, 10108080/130916/0008153, 10108080/170117/0010593, 10108080/181217/0012824, 10108080/150118/0000187 Обществом неправомерно применена ставка НДС в размере 10%, подлежит взысканию НДС по ставке 18% по предварительному расчету в общей сумме 430 401 руб. 56 коп.
21.05.2018. Курской таможней на основании пункта 3 статьи 326 ТК ЕАЭС было принято решение по результатам таможенной проверки N 10108000/210/210518/Т000027/001.
21.05.2018 также было принято решение от 21.05.2018 N 10108000/210/210518/0000270 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ NN 10108080/110416/0002957, 10108080/130916/0008153, 10108080/170117/0010593, 10108080/181217/0012824, 10108080/150118/0000187.
Доначисленные таможенные платежи в размере 430 329 руб. 36 коп. были уплачены Обществом по требованиям об уплате таможенных платежей от 19.06.2018 N 177-181.
Полагая решения Курской таможни от 21.05.2018 N 101080000/210/210518/Т000027/001; N 101080000/210518/0000270 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; решение от 10.04.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; решение от 28.04.2018 о внесении изменений дополнений в сведения указанные в декларации на товары недействительными; действия по доначислению налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, пеней незаконными, а свои права и законные интересы нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанными ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Евразийского экономического союза.
Проведение таможенного контроля определено статьей 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС (пунктом 1 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 2 статьи 310 ТК ЕАЭС).
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 4 статьи 310 ТК ЕАЭС).
Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов (пункт 5 статьи 310 ТК ЕАЭС).
В силу статьи 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании статьи 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относится, в частности, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Согласно статье 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе льготы по уплате налогов.
В силу пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ определен перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, в который включены, в том числе, зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.
В силу примечания 1 к указанному Перечню следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
В соответствии с примечанием к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Согласно пояснениям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 (рекомендация N 4) к ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
Наименование "Продукты, используемые для кормления животных" субпозиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС не является наименованием товара, а представляет собой группу товаров, включающую в себя широкий спектр товаров растительного, животного и иного происхождения.
Согласно Примечанию 1 к Группе 23 "Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных" единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС) в группу 23 включаются различные остатки и отходы растительного сырья, использованного в пищевой промышленности, а также некоторые продукты животного происхождения. Большая часть этих продуктов используется для кормления животных или в чистом виде, или в смеси с другими веществами, хотя некоторые из них пригодны для употребления в пишу. Некоторые продукты (например, винный отстой, винный камень, жмых) также используются и в промышленности.
Из Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной позиции 2309 90 в данную товарную позицию включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные:
(1) для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм);
(2) для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки);
(3) для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок.
В данную товарную позицию включаются продукты, используемые для кормления животных, полученные в результате переработки продуктов растительного или животного происхождения и обработанные до такой степени, что они потеряли основные свойства исходного материала, например, в случае продуктов, полученных из растительных материалов, характерное клеточное строение исходного растительного сырья стало неузнаваемым при рассмотрении под микроскопом.
К другим готовым продуктам, используемым для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок, описанных выше в пунктах (А) и (Б), относят готовые продукты, известные в торговле как "премиксы" представляют собой сложные смеси, состоящие из ряда веществ (иногда называемых добавками), состав и соотношение которых изменяются в зависимости от требований животноводства. Эти вещества подразделяются на три группы:
(1) Вещества, улучшающие пищеварение и обеспечивающие хорошую усвояемость кормов, а также сохраняющие здоровье животных: витамины или провитамины, аминокислоты, антибиотики, противококковые вещества, микроэлементы, эмульгаторы, вкусо-ароматические добавки и возбудители аппетита и т.д.
(2) Вещества, предназначенные для предохранения кормов от порчи (особенно жиросодержащих компонентов) до скармливания их животным, такие как стабилизаторы, антиокислители и т.д.
(3) Вещества, являющиеся носителями и состоящие из одного или более органических питательных веществ (маниок или соевая мука тонкого или грубого помола, мелкие крупки, дрожжи, различные отходы пищевой промышленности и т.д.) или неорганические вещества (например, магнезит, мел, каолин, соль, фосфаты).
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 874 "Зерно" - это плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей.
Разделом 2 ГОСТ Р 51848-2001 "Государственный стандарт Российской Федерации. Продукция комбикормовая. Термины и определения" установлены обязательные для применения термины и определения. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин:
"Комбикорм" - комбикормовая продукция, представляющая собой однородную, смесь различных кормовых средств, предназначенная для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения;
"Комбикормовая добавка" - природные и/или искусственные вещества или их смеси, вводимые в состав комбикормов, белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов в небольших количествах с целью улучшения их потребительских свойств и/или сохранения качества;
"Премикс" - комбикормовая добавка, представляющая собой однородную смесь микрокомпонентов и наполнителя, предназначенная, для обогащения комбикормов и белково(амидо)-витаминно-минеральных концентратов.
ГОСТом 23153-78 "Государственный стандарт Союза ССР. Кормопроизводство. Термины и определения" установлены термины и определения, обязательные для применения в народном хозяйстве, документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе. Приведенные определения можно при необходимости изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В соответствии с ГОСТом 23153-78 для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается. Так указанный стандарт содержит следующие термины:
"2. "Корма" - продукты сельскохозяйственного или промышленного производства, предназначенные для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии; при этом указанным ГОСТом предусмотрено всего два вида кормов -растительного и животного происхождения;
81. "Кормовая смесь" - набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными;
84. "Минеральная добавка корма" - кормовая добавка, содержащая минеральные вещества, используемая для сбалансирования рационов животных по минеральному составу.
85. "Небелковые азотистые вещества" - кормовая добавка, содержащая азот небелкового происхождения и применяемая в кормлении жвачных животных.
85а. "Специальные добавки" - микробиологические и синтетические добавки, обеспечивающие высокую усваиваемость кормов и сохранность здоровья.".
В силу пункта 3.2 Раздела 3 ГОСТ Р 54096-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" Общероссийский классификатор продукции; ОКП: систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
В соответствии с Приложением "А" указанного Национального стандарта "Зерновые отходы" - это отходы от механической очистки зерна.
Инструкциями Россельхознадзором от 31.12.2010 утвержден порядок применения премикса ТКП-П Н и премикса ТКП-БР БРЗ (далее - Инструкции).
В силу пункта 1 раздела I Инструкций премикс ТКП-П Н и премикс ТКПБР БРЗ являются кормовыми добавками для обогащения и балансирования рационов кур-несушек племенного стада и бройлеров в возрасте от 38 до 45 дней соответственно.
На основании пункта 2 раздела I Инструкций в состав премикса ТКП-П Н и премикса ТКП-БР БРЗ входят комплекс витаминов, микроэлементов, антиоксидант (бутилгидроокситолуол), наполнитель (известняк).
В разделе II Инструкций описаны биологические свойства указанных премиксов.
Согласно пункту 5 раздела II Инструкций витамины в комплексе с минеральными веществами положительно воздействуют на процессы, происходящие в организме (защитные функции, рост, регенерация кожного покрова и др.).
В силу пункта 6 раздела II Инструкций применение премиксов способствует обеспечению потребностей организма в витаминах и минеральных веществах, нормализации обмена веществ, обеспечению высокой продуктивности.
Согласно пункту 7 раздела III Инструкций премикс ТКП-П Н и премикс ТКП-БР БРЗ применяют для обогащения и балансирования рационов курнесушек племенного стада и бройлеров в возрасте от 38 до 45 дней соответственно.
В соответствии с пунктом 8 раздела III Инструкций премиксы вводят в комбикорм на комбикормовых заводах или в кормоцехах хозяйств, используя существующие технологии смешивания. Норма ввода составляет 0,5% по массе корма.
Исходя из вышеизложенного следует, что премикс ТКП-П Н и премикс ТКП-БР БРЗ невозможно без добавления в какой-либо корм употреблять в пищу животными. Назначением премикса ТКП-П Н и премикса ТКП-БР БРЗ является обогащение и балансирование рационов животных, но не обеспечения животных повседневным рационом, что отвечает содержанию понятия кормовой добавки, но не понятий комбикорма и кормовых смесей.
Как установлено судом первой инстанции, согласно заключению таможенных экспертов ЭИО N 1 (г. Курск) ЭКС ЦЭКТУ от 07.03.2018 N 12403010/0006083, товар с наименованием "Премикс ТКП-БР БРЗ" идентифицирован как витаминно-минеральный премикс, состоящий из микродобавок (биологически активных веществ) и наполнителя. Премикс вводится в комбикорм с использованием технологии смешивания, норма ввода составляет 0,5% по массе корма. Товар с наименованием "премикс ТКП-БР БРЗ" не может относиться к кормовым смесям, зерну, зерновым отходам; не является витаминной кормовой добавкой для обогащения премиксов, комбикормов для кормления сельскохозяйственных животных; не является готовым продуктом, используемым для кормления животных; не является готовым продуктом (кормом, в том числе вареным) комбикормовой промышленности, предназначенным для непосредственного кормления сельскохозяйственных животных, рыб, птиц, кошек, собак (согласно терминам и определениям данным экспертами в соответствии с нормативно-справочной литературой).
Таким образом, исходя из Инструкции Россельхознадзора, утверждающей порядок применения премикса ТКП-БР БРЗ, а также выводов экспертного заключения от 07.03.2018 N 12403010/0006083 следует, что товар "премикс ТКП-БР БРЗ" является кормовой добавкой, используемой для приготовления корма, и не является готовым продуктом (кормом, в том числе вареным) комбикормовой промышленности, предназначенным для непосредственного кормления животных.
Указанное означает, что "премикс ТКП-БР БРЗ" не может быть отнесен ни к одной из категорий товаров для субпозиции 2309 90, указанных в Перечне кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, а именно: - "продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" из раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы"; - "корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)" из раздела "Мясо и мясопродукты".
При этом, как было указано выше, в силу пункта 2 статьи 164 НК РФ в перечень товаров, облагаемых налоговой ставкой в размере 10%, включены только зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы.
Кормовые добавки прямо не поименованы в перечне продовольственных товаров, установленном пунктом 2 статьи 164 НК РФ. Последние также отсутствовали и в Перечне кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее - Перечень) на момент ввоза товара и вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Вместе с тем, как отмечено выше, по смыслу примечания 1 к Перечню в целях применения в отношении товара указанной налоговой ставки следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара. Таким образом, только в случае, если оба условия будут выполняться, в отношении такого товара может применяться ставка НДС в размере 10%. С учетом того, что требование о соответствии наименования товара наименованиям, в отношении которых предусмотрен льготный режим обложения НДС, в данном случае не выполняется, применение в отношении премикса ТКП-БР БРЗ ставки НДС в размере 10% неправомерно.
В силу вышеизложенного, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что указанный товара подлежит обложению по ставке НДС в размере 18%.
Согласно заключению таможенных экспертов ЭИО N 1 (г. Курск) ЭКС ЦЭКТУ от 07.03.2018 N 12403010/0006083 премикс ТКП-П Н не является зерном и зерновыми отходами. Однако, установить, что данный товар не относится к готовым продуктам, предназначенным для непосредственного скармливания животным, комбикормам и кормовым смесям по итогам проведенной экспертизы не представилось возможным, так как отобранный образец премикса не согласуется с составом, указанным в регистрационных документах.
В связи с изложенным, на момент проведения проверки таможенным органом, без проведения дополнительной экспертизы сделать вывод о том, что в отношении премикса ТКП-П Н Обществом неправомерно применена ставка НДС в размере 10% также оказалось невозможным.
Исходя из товаросопроводительных документов, представленных при декларировании товара "премикс ТКП-П Н" последний был реализован ООО "ТЕКРО" (ИНН 7728663180, КПП 771401001, адрес местонахождения: 125167, г. Москва, Нарышкинская аллея, д. 5, стр. 1, грузополучатель - ООО "Триэкстра" (ИНН 7723575490, КПП 772301001, Московская обл., Ногинский р-н, с. Балабаново).
Арбитражным судом установлено, что в рамках проведения выездной таможенной проверки в адрес Московской областной таможни Курской таможней был направлен запрос на предмет проведения таможенного осмотра помещений и территорий у ООО "Триэкстра", а в случае наличия товара на складе предприятия проведения таможенного досмотра, отбора проб и образцов и проведения экспертизы.
По информации Московской областной таможни (вх. N 7925 от 08.05.2018) проведение таможенного осмотра помещений и территорий явилось нецелесообразным ввиду отсутствия остатков товаров, полученных от ООО "Агропромышленный Кормовой Альянс" в связи с их использованием для производства белкового витаминно-минерального концентрата.
Учитывая изложенное, а также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 10.04.2018 N 309-КГ18-3403, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорный товар является кормовой добавкой, не относящейся к утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 Перечню товаров, облагаемых по налоговой ставке 10%, поскольку не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, и по своему составу является химическим продуктом, употребление которого животными невозможно без добавления в корм.
Отклоняя ссылки заявителя на письмо Федеральной таможенной службы от 10.08.2018 N 05-12/50115, суд первой инстанции верно учел, что указанное письмо не является нормативным правовым актом и может иметь только внутриведомственное значение. Более того указанное письмо не содержит позицию ФТС России по спорному вопросу, но идет речь о предложении Правительству РФ внести изменения в Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10%, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, с целью единообразного толкования нормативных правовых актов в сфере налогообложения.
В своем письме от 23.01.2019 N 01-11/03079, направленном в нижестоящие таможенные органы, ФТС России, в целях формирования единообразной правоприменительной практики по вопросу применения ставки НДС в отношении кормовых добавок, предлагает таможенным органам опираться на позицию Минфина России, изложенную в его письме от 29.12.2018 N 03-07-03/96635, в котором указано на необходимость применения в отношении ввозимых в РФ кормовых добавок ставки НДС в размере 18% (с 01.01.2019 - 20% в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
При этом Минфин РФ исходит из того, что основным критерием при разрешении вопроса о соответствии/несоответствии наименования товара наименованиям, указанным в Перечне, и, следовательно, возможности использования в отношении ввозимых на территорию РФ кормовых добавок той или иной ставки НДС является возможность/невозможность их отнесения к готовым кормам, используемым для кормления животных.
Суд первой инстанции также правильно отклонил доводы Общества со ссылкой на пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", согласно которому для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы товар соответствовал коду, указанному хотя бы в одном из двух источников - Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности или Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ТН ВЭД используется в целях налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены, в том числе Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД Союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что при разрешении вопроса о возможности применения пониженной налоговой ставки в отношении ввозимых на территорию РФ товаров одним из определяющих критериев является соответствие/несоответствие кода товара одному из кодов, указанных именно в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (но не Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, используемом при реализации товаров на территории РФ).
Согласно правовой позиции, отраженной в определении Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41- 88886/2017, утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей. Следовательно, в тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" отмечено, что Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на применение пониженной налоговой ставки, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ, в связи с чем для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКП или ТН ВЭД.
Однако, позиция изложена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 30.05.2014 N 33 применительно к вопросам, имевшим место в судебной практике по состоянию на момент принятия данного постановления - когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имели место отдельные противоречия в отнесении ввозимого товара к соответствующей группе товаров (отдельные несовпадения в наименовании, различия в описании одного и того же товара), порождавшие произвольность в налогообложении и неустранимые неясности в определении условий применения налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса.
Соответственно, приведенные в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснения не применимы, если такого рода противоречия отсутствуют, и установленный перечень кодов по ТН ВЭД (с учетом внесенных Правительством Российской Федерации изменений) в последующем стал охватывать более узкий перечень товаров в сравнении с перечнем кодов по ОКП".
Премикс ТКП-БР БРЗ, в силу вышеизложенных доводов, является кормовой добавкой, используемой для приготовления корма, и не является готовым продуктом (кормом, в том числе вареным) комбикормовой промышленности, предназначенным для непосредственного кормления животных. Кроме того, премикс ТКП-БР БРЗ не относится ни к зерну, ни к комбикорму, ни к кормовой смеси, ни к зерновым отходам.
При этом в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, равно как и в перечне продовольственных товаров, установленном пунктом 2 статьи 164 НК РФ, отсутствует наименование "премиксы" или "кормовые добавки".
Таким образом, требование о соответствии наименования товара наименованиям, в отношении которых предусмотрен льготный режим обложения НДС, в данном случае не выполняется, в связи с чем применение в отношении премикса ТКП-БР БРЗ ставки НДС в размере 10% неправомерно.
Ссылки Общества на необходимость применения к спорным правоотношениям положений постановления Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908" (далее - Постановление), которым в перечень товаров, подлежащих обложению НДС по ставке в размере 10%, включены кормовые добавки, не обоснованны в силу следующего.
Постановление было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10.12.2018.
В соответствии с пунктом 2 Постановления последнее вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
При этом, в соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Принимая во внимание то, что в постановлении имеется прямое указание на вступление в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, постановление считается вступившим в законную силу 01.04.2019 и подлежит применению к отношениям, возникшим при декларировании товаров после указанной даты. Учитывая, что спорные отношения возникли до даты вступления в законную силу постановления, указанный нормативный правовой акт не подлежит применению в данной ситуации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
По смыслу пункта 5 статьи 5 НК РФ положения, предусмотренные данной статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом постановлением Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908" не предусмотрено придание данному нормативному правовому акту обратной силы, в связи с чем, оно не может распространять свое действие на спорные правоотношения.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанцией соглашается с судом первой инстанции в том, что спорные товары, не подпадают под действие Перечня N 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемые налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.
На основании изложенного, оспариваемые решения таможенного органа от 21.05.2018 N 101080000/210/210518/Т000027/001; N 101080000/210518/0000270 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; от 10.04.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары; от 28.04.2018 о внесении изменений дополнений в сведения указанные в декларации на товары недействительными; действий по доначислению налога на добавленную стоимость, таможенных платежей, пеней соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы заявителей.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, исследованные в суде первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда области у апелляционной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит отнесению на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 12.04.2019 по делу N А35-5490/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленный Кормовой Альянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5490/2018
Истец: ООО Агропромышленный Кормовой Альянс
Ответчик: Курская таможня