г. Воронеж |
|
07 августа 2019 г. |
Дело N А36-2145/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2019 по делу N А36-2145/2019 (судья Левченко Ю.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (ИНН 4822001396, ОГРН 1074823008501) к Обществу с ограниченной ответственностью "Даймэкс" (ИНН 4825034512, ОГРН 1034800169821) о взыскании 2500 руб. финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за февраль 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области (далее - заявитель, пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Даймэкс" (далее - ООО "Даймэкс", Общество) о взыскании финансовых санкций.
Решением (резолютивная часть) Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2019 по делу N А36-2145/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области отменить.
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы пенсионный фонд ссылается на то, что Общество первоначально представило исходные сведения СЗВ-М за февраль 2018 года только 09.04.2018, то есть с нарушением установленного срока.
Указывает, что представленный Обществом протокол отчетности не может являться доказательством по делу.
В представленном суду отзыве Общество ссылается на то, что датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указывает, что Обществом были подготовлены и отправлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВМ за февраль 2018 года - 15.03.2018, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Липецкой области без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно акту N 58S18180003096 от 11.05.2018 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Управлением проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за февраль 2018 года.
Управлением по итогам рассмотрения акта проверки, а также других материалов проверки 28.06.2018 было принято решение N 058S19180004178 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 названного закона за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 2 500 руб.
На основании вышеуказанного решения пенсионным органом выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.08.2018 N 058S01180014717.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 2500 рублей.
Арбитражным судом Липецкой области выдан судебный приказ от 30.01.2019.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07.02.2019 по делу N А36-443/2019 судебный приказ, выданный Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже отменен, в связи с чем заявитель обратился в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 АПК РФ).
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) юридические лица для целей данного Федерального закона отнесены к категории страхователей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона об учете. К такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом с 01.01.2017 к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
В частности, в силу статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Статьей 109 Налогового кодекса установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения): отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
При этом при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Исходя из заявления страхователя и, что усматривается из материалов дела, исходная форма СЗВ-М за февраль 2018 года на 22 застрахованных лица была направлена страхователем в пенсионный фонд - 15.03.2018, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 7 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (вместе с "Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи") в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений отправитель отчета должен получить в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа Пенсионного фонда России.
В силу абзаца 10 этого же пункта распоряжения, в случае если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Как следует из представленного в материалы дела протокола проверки отчетности дата и время формирования: 2018-03-15 14:48:08, в протоколе указано "документ принят". Сведения об ошибках отсутствуют.
Ссылаясь на то, что Обществом был несвоевременно представлен отчет по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Управление Пенсионного фонда представило в материалы дела скриншоты, из которых усматривается, что исходные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года были представлены Обществом 09.04.2018 на 5 застрахованных лиц.
Протокол проверки, содержащий сведения о том, что Общество направило отчет несвоевременно, Пенсионным фондом представлен не был.
Иных доказательств, подтверждающих несвоевременность подачи Обществом исходной формы СЗВ-М за февраль 2018 в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что привлекая Общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт несвоевременного представления им сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения.
В данном случае Фонд ограничился указанием на представление страхователем исходных сведений с нарушением установленного законом срока.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. При этом каждому лицу, участвующему в деле, в том числе, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (согласно части 2 статьи 9 АПК РФ).
Учитывая, что факт нарушения Обществом срока представления рассматриваемых сведений, то есть факт совершения им деяния в виде непредставления в установленный сроки сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за февраль 2018 Управлением Пенсионного фонда не доказан достоверными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении заявленных требований.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд области правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Липецкой области от 26.04.2019 по делу N А36-2145/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2145/2019
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области
Ответчик: ООО "ДАЙМЭКС"