г. Москва |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А41-11290/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Гумашвили М.А.,
при участии в заседании:
от истца: Добрынский С.С., представитель по доверенности от 09.01.2019,
от ответчика: Абрамова О.И., представитель по доверенности от 08.07.2019,
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира на решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019, принятое судьей Кузьминой О.А., по делу N А41-11290/19 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира к АО "Интер РАО-Электрогенерация" об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрация городского округа Кашира Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира обратился в суд с исковым заявлением к АО "Интер РАО-Электрогенерация" со следующими требованиями: "Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора аренды земельного участка N 32 от 01.11.2017 г. и считать его заключенным, изложив приложение 1 в следующей редакции:
Приложение 1
к договору аренды N 32 от 01.11.2017
Расчет арендной платы за Земельный участок
1. Годовая арендная плата (Апл) за Земельный участок, определяется по формуле: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где: Аб - базовый размер арендной платы за 1 кв. м в год (руб.); Кд - коэффициент, учитывающий условия использования арендатором земельного участка или вид деятельности арендатора на земельном участке; Пкд - повышающий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка.
2. Расчет годовой арендной платы: Ап = 30,93 х 1,1 х 1 х 1,5 х 13400 = 683 862 руб. 30 коп.
Годовая арендная плата за земельный участок составляет 683 862 (шестьсот восемьдесят три тысячи восемьсот шестьдесят два) рубля 30 копеек, а сумма регулярного ежемесячного платежа (ноябрь и декабрь) в 2017 году составляет по 56 988 (пятьдесят шесть тысяч девятьсот восемьдесят восемь) рублей 53 копейки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области и Администрация городского округа Кашира Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 31.12.2014 между Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района и АО "Интер РАО-Электрогенерация" заключен договор аренды N 61/8-КАШ/009-0529-14 (т. 1, л.д. 87).
Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 50:37:0000000:101 площадью 11 000 кв.м, вид разрешенного использования: для организации хозяйственной деятельности.
Срок договора установлен на 11 месяцев (п. 2.1 договора).
На указанном участке располагался объект в собственности ответчика - железнодорожный путь "Железнодорожный перегон Каширская ГРЭС - станция Кашира" протяженностью 2010 м, инв. 061:110-0006, лит. 62Л, что подтверждается свидетельством от 28.11.2012 г. (т. 1, л.д. 86).
Поскольку границы указанного земельного участка не были установлены на местности и отсутствовали в государственном кадастре недвижимости, ответчиком была подготовлена и направлена в Администрацию городского округа Кашира схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения данной схемы органом местного самоуправления было издано Постановление Администрации городского округа Кашира от 02.06.2017 N 1803-па "О предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка АО "Интер РАО - Электрогенерация", утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 13 400 кв.м., расположенного: Московская область, городской округ Кашира, г. Кашира" (т. 1, л.д. 111).
В дальнейшем указанный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 50:37:0000000:8440.
22.08.2017 АО "Интер РАО-Электрогенерация" обратилось в адрес Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Кашира с письмом N КГ/301/1140 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:37:0000000:8440 (т. 1. л.д. 108).
В проекте договора аренды, подготовленном Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Кашира, арендная плата рассчитана на основании статьи 14 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (т. 1, л.д. 8).
Поскольку в письме N Кг/301/1666 от 11.12.2017 ответчик отказался подписывать договор на условиях истца, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. 1 ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно п. 5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее Минэкономразвития России), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации объектов электроэнергетики. Минэкономразвития России.
Во исполнение п. 5 Правил, утвержденных постановлением N 582, Минэкономразвития России издало приказ от 18 июня 2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ Минэкономразвития России N 347), которым утвердило ставку арендной платы в размере 1,6 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, предоставляемых для указанных целей.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:37:0000000:8440 используется АО "Интер РАО-Электрогенерация" исключительно для обслуживания объекта электроэнергетики - Каширской ГРЭС, осуществляющей деятельность по производству электрической и тепловой энергии, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что арендная плата за земельный участок, предоставленный для размещения объекта, указанного в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа Минэкономразвития России N 347 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, подлежит применению ставка арендной платы, установленная Приказом Минэкономразвития России N 347, а размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы.
Таким образом, в рассматриваемом случае размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:37:0000000:8440 должен составлять 1,6% от его кадастровой стоимости.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в иске является правильным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что между сторонами спора имеется действующий договор аренды земельного участка, на котором расположен железнодорожный путь ответчика "Железнодорожный перегон Каширская ГРЭС - станция Кашира", назначение: сооружение транспорта, протяженность 2 010 м., инв.N 061:110-0006, лит.62 Л, адрес объекта: Московская область, г. Кашира (свидетельство о регистрации права от 28.11.2012 50-АД N 580915).
Первоначально железнодорожный путь был размещен на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0000000:101, находящемся в государственной собственности.
До 31.12.2014 земельный участок, на котором размещен железнодорожный путь ответчика, был предоставлен ответчику на праве бессрочного (постоянного) пользования, что подтверждается свидетельством от 25.01.1993 N 133.
В порядке переоформления права постоянного (бессрочного пользования) на аренду между сторонами был заключен договор аренды от 31.12.2014 N 61/8-КАШ/009-0529-14 земельного участка с кадастровым номером 50:37:0000000:101 на следующих условиях: арендуемая площадь - 11 000 кв м., арендная плата в год - 2% от кадастровой стоимости (118 817,60 руб.) срок аренды - первоначально 11 месяцев, впоследствии - неопределенный (возобновлен, поскольку арендатор продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока действия договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя - ч.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ).
В период действия договора аренды, ввиду отсутствия сформированных границ арендуемого земельного участка, ответчик подготовил и направил истцу схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения данной схемы она была утверждена истцом, а у земельного участка изменился кадастровый номер и площадь (присвоен к.н. 50:37:0000000:8440).
Впоследствии ответчик обратился с заявлением от 22.08.2017 N КГ7301/1140 о предоставлении земельного участка в аренду с ценой аренды, установленной в соответствии со ставками, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещений тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов".
В свою очередь, истец рассмотрел заявление ответчика и предложил расторгнуть действующий договор аренды и заключить новый на общих условиях, с применением установленного базового размера арендной платы (Закон Московской области от 18.07.2017 N 125/2017-03), без учета размера ставки арендной платы, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18 06 2013 N 347.
Ответчик просил истца пересмотреть размер арендной платы и установить её на уровне 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка в год, а именно в размере 98 409,60 руб. в год.
В рамках настоящего спора истец для расчета размера арендной платы применяет формулу, содержащуюся в пункте 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Ответчик руководствуется положениями ст.39.7 Земельного кодекса РФ и Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещений тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347, принятым в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и вступившим в силу с 31.08.2013, утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В пункте 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В силу положений статьи 39.7 Земельного кодекса РФ с 1 марта 2015 года арендная плата за земельные участки, находящиеся в региональной, муниципальной собственности или относящиеся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены тепловые станции и обслуживающие из сооружения и объекты, не может быть выше ставок арендной платы, установленных в Приказе Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
На земельном участке с кадастровым номером 50:37:0000000:8440 расположен железнодорожный путь, используемый ответчиком для обслуживания Каширской ГРЭС (тепловой станции).
Таким образом, расчет арендной платы, произведенный истцом, противоречит законодательству и нарушает права ответчика, поскольку его применение влечет необоснованное увеличение размера арендной платы за пользование спорным земельным участком.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-11290/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11290/2019
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Кашира
Ответчик: АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области