г. Тула |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А09-13174/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от ответчика - межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области - Бутурлиной Е.В. (доверенность от 09.01.2019 N 03-44/2), Грохотовой Н.В. (доверенность от 09.01.2018 N 03-44/5, в отсутствие заявителя -Холоповой Елены Вячеславовны, третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Реал", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Холоповой Елены Вячеславовны на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2019 по делу N А09-13174/2018 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Холопова Елена Вячеславовна (г. Брянск, ОГРНИП 316325600082592, ИНН 320207392806) (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1103254777779, ИНН 3250777772) (далее по тексту - ответчик, налоговый орган, инспекция) от 11.10.2018 N 7493А об отказе в государственной регистрации, а также об аннулировании записи регистрации от 11.10.2018 за государственным номером 2183256450892 о недостоверности сведений о Холоповой Е.В. по форме N Р34001.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Реал" (г. Брянск, ОГРН 1023201293213, ИНН 3235002509).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Холопова Елена Вячеславовна просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области, опровергая доводы жалобы, просит в ее удовлетворении отказать.
Общество с ограниченной ответственностью "Реал" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) в качестве юридического лица зарегистрировано ООО "Реал" с 05.09.1996, ОГРН 1023201293213.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в настоящее время директором общества является Шапова А.А.; участниками являются: Земляных Валерий Владимирович, доля которого в уставном капитале равна 80 %, номинальная стоимость в рублях 20 000 рублей, Холопова Е.В., доля которой в уставном капитале равна 20 %, номинальная стоимость в рублях 5 000 рублей.
Холопова Е.В. является участником общества за счет дополнительного вклада в уставной капитал общества, о чем в инспекцию директором общества - Шаповой А.А было представлено заявление по форме N Р13001 и внесена запись в ЕГРЮЛ 21.09.2018 за ГРН 2183256438946.
Холопова Е.В. 04.10.2018 представила от ООО "Реал" для государственной регистрации заявления по форме N Р13001 и N Р14001, а также документы в связи с изменением сведений о составе участников и о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Согласно представленным документам ООО "Реал" заявлено об изменении сведений о составе участников в связи с отказом второго участника - Земляных В.В. от доли в уставном капитале, в результате которого единственным участником общества становилась Холопова Е.В. путем перераспределения в свою пользу доли Земляных В.В. и о замене директора общества на Холопову Е.В.
Основанием для смены директора послужил протокол от 03.10.2018 об избрании Холоповой Е.В. директором ООО "Реал".
Одновременно 04.10.2018 Холопова Е.В. представила в налоговый орган подписанное заявление по форме N Р38001 о возражениях физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ.
Кроме того, указанной датой заявителем в инспекцию представлено заявление физического лица по форме N Р34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, в частности, об учредителе (участнике).
С учетом данных обстоятельств налоговый орган 11.10.2018 принял решение об отказе в государственной регистрации N 7493А изменений согласно указанным выше заявлениям.
Не согласившись с указанным решением инспекции, Холопова Е.В. обратилась с апелляционной жалобой в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решением управления от 11.12.2018 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции от 11.10.2018 об отказе в государственной регистрации N 7493А не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Холоповой Е.В., она обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
В ЕГРЮЛ содержатся, в числе прочих, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункты "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представляемых при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1 и 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в регистрирующий орган 04.10.2018 Холоповой Е.В. для внесения изменений в сведения о юридическом лице - ООО "Реал", содержащихся в ЕГРЮЛ, было представлено заявление по форме N Р14001, в котором заявлено о прекращении участия в ООО "Реал" Земляных В.В., о перераспределении доли уставного капитала ООО "Реал" оставшемуся единственному учредителю - Холоповой Е.В., а также заявлено о прекращении полномочий директора Шаповой А.А. и о возложении полномочий директора общества на Холопову Е.В., а также заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Вместе с тем, в материалы дела представлены: заявление Холоповой Е.В. от 04.10.2018 по форме N 34001 о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ и по форме N Р38001 как возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Кроме того, с указанными документами налоговому органу представлено заявление Холоповой Е.В., в котором последняя сообщает, что стать руководителем ООО "Реал" она согласилась по просьбе Земляных В.В., а также о том, что представила в налоговый орган заведомо ложные сведения ввиду отсутствия цели на управление юридическим лицом и намерения осуществлять финансово-хозяйственную деятельность ООО "Реал".
Указанные выше заявления и объяснения подписаны собственноручно Холоповой Е.В., что не отрицалось последней.
Заявлений о фальсификации доказательств от Холоповой Е.В. не поступало.
Кроме того, на странице "002" возражения по форме N Р38001 Холопова Е.В. собственноручно указала, что не имела цели управления ООО "Реал", проставив дату, подпись, расшифровку подписи.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно заключил, что доводы заявителя относительно недоказанности факта подачи и подписания спорных заявлений в налоговый орган являются несостоятельными как противоречащие фактическим обстоятельствам.
Пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление по форме N Р38001 может быть отозвано путем представления в регистрирующий орган заявления в связи с отзывом возражения.
Однако, как обоснованно констатировано судом первой инстанции, Холопова Е.В. не воспользовалась предоставленным ей законом правом на отзыв возражения. Иное ею в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" утверждена форма N 34001 "Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приказа основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является, в числе прочего, наличие в регистрирующем органе письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением подтверждающих документов.
В пункте 5 приведены обстоятельства, при наличии которых мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, не проводятся, в том числе, в случае если регистрирующим органом получено заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть заявление по форме N 34001.
В силу пункта 12 Оснований для получения объяснений в соответствии с подпунктом "б" пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что регистрирующий орган наделен полномочиями по получению информации от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки, в том числе от учредителей, в отношении которых вносятся изменения в ЕГРЮЛ.
Получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ, согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при представлении Холоповой Е.В. заявления по форме N Р14001 должностными лицами инспекции в соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ от Холоповой Е.В. были получены объяснения по факту внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, которые изложены Холоповой Е.В. в заявлении от 04.10.2018.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что у инспекции имелись достаточные правовые основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации от 11.10.2018 N 7493А.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что в отношении Холоповой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении N 336 по факту представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о нём как должностном лице ООО "Реал".
Указанный протокол N 336, заявление Холоповой Е.В., а также заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р14001 и другие исследуемые материалы инспекцией были направлены в мировой суд, по результатам рассмотрения которого мировым судьей судебного участка N 12 Советского судебного района г. Брянска вынесено постановление о дисквалификации Холоповой Е.В. на срок три года.
Указанное постановление вступило в законную силу 05.03.2019.
Довод Холоповой Е.В. об отсутствии ее подписи в расписках о получении налоговым органом документов на регистрацию, что, как она полагает, свидетельствует о непредставлении документов в инспекцию, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, так как законодательством о регистрации не предусмотрена обязанность проставления подписи заявителя на расписке в представлении документов.
По справедливому суждению суда, вопреки позиции заявителя, указанные расписки представлены в материалы дела, содержат оттиски печатей налогового органа и подписи его должностных лиц, а потому не могут рассматриваться как ненадлежащие доказательства по делу.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, факт представления соответствующих документов на регистрацию подтверждается подписанными заявителем собственноручно заявлениями с печатями налогового органа и подписями должностных лиц.
Поскольку Холопова Е.В. не представила суду убедительных доводов и доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о нарушении налоговым органом закона при вынесении оспариваемого решения, а также ее прав и законных интересов, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела во взаимосвязи с вышеприведенными нормативными положениями и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 10.04.2019 по делу N А09-13174/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Холоповой Елены Вячеславовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-13174/2018
Истец: ИП Холопова Е.В., Холопова Елена Вячеславовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Брянской области
Третье лицо: ООО "Реал", ООО "Реал"