13 августа 2019 г. |
Дело N А83-18090/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием представителя от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) - Антоненко Я.И. по доверенности от 09.01.2019 N 02, в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "Агропростор Плюс", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2019 года по делу N А83-18090/2018 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропростор Плюс" об оспаривании решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропростор Плюс" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании частично недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от 17.09.2018 N 091S19180015233, N 091S19180015231, N 091S19180015229, N 091S19180015228, N 091S19180015225, N 091S19180015262, снизив размер штрафа по каждому решению до 500 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2019 года заявление удовлетворено. Суд признал недействительными оспариваемые решения пенсионного фонда, в части размера наложенного штрафа в сумме свыше 500 руб., распределил расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что решение фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования является законным и обоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель пенсионного фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
До начала судебного заседания от общества поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которых против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, а также заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении общества проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которых составлены соответствующие акты о выявлении правонарушения от 20.08.2018 N 091S18180013580 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за июнь 2017 года (предоставлен - 11.07.2017) не указаны данные в отношении 12 застрахованных лиц, отраженные в сведениях СЗВ-Стаж за 2017 год (предоставлен - 01.03.2018); N 091S18180013581 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за июль 2017 года (предоставлен - 08.08.2017) не указаны данные в отношении 14 застрахованных лиц, отраженные в сведениях СЗВ-Стаж за 2017 год (предоставлен - 01.03.2018); N 091S18180013583 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за август 2017 года (предоставлен - 10.09.2017) не указаны данные в отношении 12 застрахованных лиц, отраженные в сведениях СЗВ-Стаж за 2017 год (предоставлен - 01.03.2018); N 091S18180013584 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за сентябрь 2017 года (предоставлен - 16.10.2017) не указаны данные в отношении 50 застрахованных лиц, отраженные в сведениях СЗВ-Стаж за 2017 год (предоставлен - 01.03.2018); N 091S18180013587 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за октябрь 2017 года (предоставлен - 15.11.2017) не указаны данные в отношении 36 застрахованных лиц, отраженные в сведениях СЗВ-Стаж за 2017 год (предоставлен - 01.03.2018); от 12.09.2018 N 091S18180015736 - в отчете СЗВ-М форма отчета "исход" за октябрь 2016 года (предоставлен - 07.11.2016), СЗВ-М форма отчета "исход" за ноябрь 2016 года предоставлен - 12.12.2016), СЗВ-М форма отчета "исход" за декабрь 2016 года предоставлен - 16.01.2017), не указаны данные в отношении 19 застрахованных лиц, отраженные в сведениях РСВ - 1 за 4 квартал 2016 года (предоставлен - 20.02.2017).
На основании указанных актов пенсионным фондом приняты решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.09.2018 N 091S19180015233 о применении финансовых санкций в размере 6000,00 рублей; N 091S19180015231 о применении финансовых санкций в размере 7000,00 рублей; N 091S19180015229 о применении финансовых санкций в размере 9500,00 рублей; N 091S19180015228 о применении финансовых санкций в размере 25000,00 рублей; N 091S19180015225 о применении финансовых санкций в размере 18000,00 рублей; от 10.10.2018 N 091S19180015262 о применении финансовых санкций в размере 9500,00 рублей.
Не согласившись с указанными решениями в части размера назначенного штрафа, общество обратилось в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного фонда имелись правовые основания для привлечения общества к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Вместе с тем, пенсионным фондом при определении размера финансовых санкций не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершенное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции с учетом следующего.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон N 27-ФЗ.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Закона N 27-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
На основании статьи 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В ходе проведенных проверок при сопоставлении отчетов по форме СЗВ-М (исх.) за спорные периоды и СЗВ-СТАЖ за 2017 год, пенсионным фондом были выявлены расхождения в представленных страхователем сведениях в связи с непредставлением в исходных формах сведений по физическим лицам, предоставлявшим услуги обществу по гражданско-правовым договорам в июне-октябре 2017 года.
Из материалов дела следует и судом установлено, что сведения по форме СЗВ-М (исх) за спорные периоды, в отношении физических лиц, предоставивших услуги ООО "Агропростор Плюс" по гражданско-правовым договорам в июне-октябре 2017 года, были представлены обществом в Управление с нарушением установленного срока.
Процедура привлечения к ответственности органом соблюдена, расчет суммы финансовых санкций правильный, что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, вывод суда о правомерном привлечении общества к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ является правильным.
Судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно учел смягчающие ответственность обстоятельства и снизил размер штрафа.
Правомочия суда применительно к признанию того или иного обстоятельства смягчающим ответственность нарушителя и определению конкретных пределов снижения финансовых санкций по конкретному делу, в том числе, по спору о взыскании органом Пенсионного фонда РФ финансовых санкций, были установлены положениями ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, в силу чего, применим при привлечении страхователей к ответственности, в том числе, установленной Законом N27-ФЗ.
Действующая до 1 января 2015 года статья 44 названного Закона N 212-ФЗ предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер.
С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ указанная статья Закона N 212-ФЗ утратила силу, а его статья 39 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки" подверглась изменениям, по смыслу которых, в соответствии с действующей редакцией руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (пункт 4 части 6 статьи 39). Выявлять же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и учитывать их при назначении наказания руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов не должен, в связи с чем и суд, по буквальному смыслу названных законоположений, при проверке законности и обоснованности решения о привлечении к ответственности также не может учесть такие обстоятельства и снизить размер назначенного наказания.
Соответствующие изменения внесены положениями подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ. Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федерального закона N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны 5 не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В указанном Постановлении отмечено, что принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
С учетом вышеизложенного, полномочия суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.
Принимая во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность общества, а именно: признание факта правонарушения и вины в его совершении; совершение правонарушения впервые; частичное представление сведений в установленный законом срок; фактическое представление спорных сведений; отсутствие негативных последствий для бюджета; отсутствие умысла в совершении правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу, что примененный к страхователю санкции по оспариваемым решениям явно несоразмерны допущенному им нарушению срока представления сведений о застрахованных лицах, и посчитал возможным снизить размер штрафа по каждому из оспариваемых решений до 500 рублей.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае на значительность размера штрафа повлияло большое количество работников, а не тяжесть совершенного проступка.
Также суд первой инстанции, исходя из анализа норм статьи 110 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, обоснованно взыскал с пенсионного фонда в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 мая 2019 года по делу N А83-18090/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18090/2018
Истец: ООО "АГРОПРОСТОР ПЛЮС"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЖАНКОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЖАНКОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ