15 августа 2019 г. |
Дело N А84-1290/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" - Панибог В.А.;
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - Московкиной А.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 мая 2019 года по делу N А84-1290/2019 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" (299011, Севастополь, ул. Одесская, д. 27-Б, оф. 1)
к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (299011, Севастополь, ул. Ленина, 2)
об оспаривании решения,
установил:
20.03.2019 государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и скверы" (ОГРН 1169204061443 - л.д. 17, далее - ГБУС "Парки и скверы") подало в Арбитражный суд города Севастополя заявление о признании незаконным выданного 22.02.2019 Департаментом городского хозяйства города Севастополя (ОГРН 1149204009932, далее - Департамент городского хозяйства) предписания N 0857 об удалении отходов с территории пляжа "Учкуевка" г. Севастополя и об организации работы по контролю за санитарным состоянием этого пляжа (л.д. 4-6).
Требования обоснованы тем, что за заявителем не осуществлена государственная регистрация прав оперативного управления на пляж "Учкуевка", финансирование на облуживание этого пляжа не предоставлено, обслуживающий персонал не сформирован, установленный для устранения нарушения правил благоустройства срок приходился на выходные нерабочие для заявителя дни.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленного требования по тем мотивам, что заявитель, являясь ответственным лицом за содержание пляжа "Учкуевка", допустил нарушение Правил благоустройства в городе Севастополе; Департамент городского хозяйства в пределах своих полномочий выдал предписание об устранении заявителем обнаруженного нарушения (л.д 48-51).
ГБУС "Парки и скверы" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что на момент осуществления обследования в ЕГРН не внесены сведения о праве оперативного управления заявителя на пляж "Учкуевка", заявитель не имел необходимых условий (персонала и муниципального финансирования) для организации работы по контролю за санитарным состоянием этого пляжа "Учкуевка" (л.д. 58-59).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании 01.08.2019 представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Департамента городского хозяйства с апелляционной жалобой не согласился, так как заявитель на момент обнаружения нарушения являлся лицом, которое обязано организовать работу по контролю за санитарным состоянием этого пляжа "Учкуевка", оспариваемым предписанием на заявителя возложена обязанность удалить мусор с этого пляжа.
В судебном заседании с 01.08.2019 до 08.08.2019 объявлен перерыв.
03.07.2019 и 02.08.2019 информация судебном заседании (в том числе о перерыве в судебном заседании) размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 57, 71).
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
22.02.2019 главным специалистом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Иванкиным К.И. на основании акта обследования от 22.02.2019 (л.д. 40-42) в адрес заявителя выдано предписание N 0857 об устранении нарушений в сфере благоустройства, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 25.02.2019 удалить отходы с территории пляжа (водоросли, мусор бытовой, опавшую листву) и организовать работу по контролю за санитарным состоянием этого пляжа "Учкуевка" согласно Постановления Правительства Севастополя N 38-ПП от 04.02.2019 (л.д. 9).
Из названного акта обследования следует, что в ходе мониторинга установлен факт нарушения правил благоустройства - не организована работа по контролю за санитарным состоянием этого пляжа "Учкуевка", сбор и вывоз мусора с пляжа не организован, уборка пляжа осуществляется менее трех раз в неделю. Приложенное к акту фото подтверждает наличие на пляже водорослей, мусора бытового и опавшей листвы (л.д. 40-42).
Актом обследования от 26.02.2019 подтвержден факт неисполнения предписания в установленный срок - до 25.02.2019 (л.д. 43-45).
27.02.2019 заявитель сообщил Департаменту городского хозяйства об исполнении предписания (л.д. 16).
Из представленных письменных доказательств следует, что заявитель создан по Постановлению Правительства Севастополя N 984-ПП от 20.10.2016 для осуществления основной деятельности - обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти города Севастополя в сфере благоустройства парков, скверов, зеленных зон территорий общего пользования города Севастополя.
Согласно пункта 5 названного Постановления и раздела 8 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Севастополя от 24.08.2017 N 620-ПП заявителю подлежал передаче пляж "Учкуевка".
На 22.02.2019 (дата обследования и выдачи предписания) пляж "Учкуевка" площадью 9.52 га отнесен к пляжам в городе Севастополе, ответственным за содержание которого является заявитель, что следует из Приложений N 1 N 2 к Постановлению Правительства Севастополя от 04.02.2019 N 38-ПП (л.д. 28-30).
В соответствии с частью 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Из пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.06.2019) под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
На основании пункта 5 статьи 26 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС (ред. от 27.09.2017) "О Правительстве Севастополя" Постановлением от 03.11.2017 N 844-ПП Правительства Севастополя урегулированы вопросы благоустройства города Севастополя - утверждены Правила благоустройства территории города Севастополя (далее Правила благоустройства Севастополя), которые обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями любых организационно-правовых форм и форм собственности, иностранными гражданами, лицами без гражданства и направлены на создание благоприятной для жизнедеятельности человека окружающей среды, сохранность и охрану окружающей природной среды, обеспечение санитарного и эпидемического благополучия населения.
Как следует из пункта 2.1, подпункта 2.2.1 ("г") и подпункта 2.3.4 ("а) Правил благоустройства Севастополя субъекты в сфере благоустройства (в том числе предприятия и учреждения, отвечающие за мероприятия по благоустройству) обязаны содержать в надлежащем состоянии территории, предоставленные им в установленном законом порядке, в том числе объекты в сфере благоустройства - пляжи.
Согласно пунктов 16.1, 16.3 Правил благоустройства Севастополя мероприятия по содержанию пляжа включают в себя (в том числе) уборку пляжей, к которой предъявляются требования (в том числе):
- своевременная уборка от мусора территории пляжа и благоустройство пляжа;
- организация работы по контролю за санитарным состоянием пляжа;
- сбор и вывоз мусора, образованного на территории пляжа.
В соответствии с подпунктом 16.3.4 Правил благоустройства Севастополя зимняя уборка пляжей должна отвечать требованиям:
1) уборка пляжей от отходов осуществляется не менее трех раз в неделю;
2) вывоз мусора с мест сбора твердых коммунальных отходов осуществляется по мере накопления, но не реже чем один раз в трое суток.
Как установлено, заявитель является субъектом в сфере благоустройства - учреждением в силу муниципального акта, отвечающим за мероприятия по благоустройству на территории пляжа "Учкуевка", но своих обязанностей по своевременной уборке в зимнее время и организации работы по контролю за санитарным состоянием пляжа не исполнил, в результате чего Департаментом городского хозяйства установлено наличие бытового мусора, опавшей листы и водорослей на территории пляжа "Учкуевка".
Ошибочным является мнение заявителя о том, что до осуществления государственной регистрации права оперативного управления на пляж "Учкуевка" заявитель не является субъектом в сфере благоустройства, так как правоотношения по оперативному управлению имуществом это вещные права на недвижимые вещи, а обязанность по проведению мероприятий по содержанию пляжа является отношениями, основанными на властном подчинении одной стороны другой, к которым гражданское законодательство не применяется, а потому факт отсутствия государственной регистрации права оперативного управления не имеет значения для разрешения вопроса об исполнении заявителем обязанности, возникшей в силу муниципального акта.
Приведенные заявителем причины, по которым им не выполнены названные обязанности (отсутствие штатного расписания и персонала), не являются уважительными, так как такие действия заявитель был обязан совершить и имел возможность их совершить.
Факт отсутствия финансирование на уборку пляжа не подтвержден никакими доказательствами.
Установленный предписанием срок для устранения нарушения не является чрезмерно коротким; такой срок определен с учетом установленных Правилами благоустройства Севастополя сроков для уборки в зимнее время пляжей и необходимостью обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения.
При этом, доводы заявителя о том, что большая часть срока приходится на нерабочие дни судом апелляционной инстанции во внимание не принимает, так как согласно приведенным выше требованиям уборка пляжа должна проводиться вне зависимости от выходных дней.
Учитывая изложенное, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судебный акт принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела. Иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 мая 2019 года по делу N А84-1290/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и скверы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1290/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение города Севастополя
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя