город Ростов-на-Дону |
|
15 августа 2019 г. |
дело N А53-41097/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Ширшовой К.А. по доверенности от 01.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 по делу N А53-41097/2018 (судья Золотарева О.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Акопян Марэт Суреновны (ИНН 610109580962 ОГРНИП 308610131800014)
к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
и о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Акопян Марэт Суреновна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о признании незаконным распоряжения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.
Определением суда от 02.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ворошиловского района города Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 признано незаконным распоряжение департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 27.11.2018 N 5011 об отказе индивидуальному предпринимателю Акопян Марэт Суреновне в переводе жилого помещения в нежилое. Суд обязал департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения в соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обратился с апелляционной жалобой, просил отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 и разрешить вопрос по существу, а именно, отказать в удовлетворении заявленных требований ИП Акопян М.С. в полном объеме. В обоснование жалобы департамент указал, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, вынесенным без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
От Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное занятостью представителя в иных судебных процессах.
В судебном заседании представитель предпринимателя апелляционную жалобу не признал, против отложения судебного заседания возразил.
Протокольным определением суда от 08.08.2019 в удовлетворении ходатайства департамента об отложении судебного разбирательства отказано.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Акопян М.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 50,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, д. 16, кв. 75, с кадастровым номером 61:44:0010503:3186.
ИП Акопян М.С. обратилась в ДАИГ с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое.
ДАИГ в уведомлении от 04.09.2018 N 3709 отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением предусмотренных ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации требований законодательства о градостроительной деятельности.
После дополнительного запроса предпринимателя департамент в письме от 01.10.2018 N 59-34-2/29941 разъяснил, что переводимое помещение не отвечает следующим требованиям:
-не обеспечен минимум один вход, доступный для ММГН, с поверхности земли, согласно п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 -01-2001" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от 16.12.2014);
-отсутствуют тактильные предупреждающие указатели на участках пола на путях движения МГН на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами, в нарушение требований п. 5.2.3 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 -01-2001" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от16.12.2014);
-в переводимом помещении не обеспечены меры противопожарной защиты согласно СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
-отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в здании, предусмотренные ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 -ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173).
-отсутствует аварийное освещение, предусмотренное требованиями п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменениям N 1)", утвержденный приказом Госстандарта от 16 апреля 2014 года N 474.
-на входной двери отсутствует символ, указывающий на ее доступность МГН, в нарушение требований п. 5.1.6 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014).
-на входной светопрозрачной двери отсутствует яркая контрастная маркировка в нарушение п. 5.1.5 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 -01-2001" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от 16.12.2014);
-у дверей санитарно-бытовых помещений на высоте 1,35 м отсутствуют специальные знаки, в нарушение требований п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014).
-доступ в переводимое помещение осуществляется, в том числе посредством использования помещения, обеспечивающего доступ к жилым помещениям (через лестничную клетку), в нарушение требований п. 7.2.15 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-012003 "Здания жилые многоквартирные"" (обязателен к исполнению в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014).
Также указано, что заявителем не предоставлен проект переустройства и перепланировки помещения.
Заявитель обратился в проектную организацию ООО НПЛ "Экология" для подготовки проекта перепланировки и переустройства жилого помещения в нежилое, с учетом разъяснений департамента.
Предприниматель повторно обратился в ДАИГ с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое, приложив проект ООО НПЛ "Экология".
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 27.11.2018 N 5011 предпринимателю отказано в переводе жилого помещения в нежилое в связи с невыполнением требований части 1 ст. 22 ЖК РФ.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1). Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к 5 переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких - либо лиц (ч. 2). Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (ч. 3).
В силу ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
заявление о переводе помещения;
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно ч. 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. 2 настоящей статьи.
Статей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в ч. 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6).
В соответствии с ч. 8 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в ч. 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном ч. 5 настоящей статьи документе
Завершение указанных в ч. 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
непредставления определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с ч. 2 ст.23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
представления документов в ненадлежащий орган;
несоблюдения предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Перечень оснований для отказа перевода помещения из жилого в нежилое является исчерпывающим.
В силу ч. 2 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (ч. 3 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, распоряжение департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 27.11.2018 N 5011 об отказе индивидуальному предпринимателю Акопян Марэт Суреновны в переводе жилого помещения в нежилое не соответствует ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ департамента не обоснован. Формальное указание при отказе в решении на ст. 24, 22 ЖК РФ нельзя признать мотивированным.
Ссылка ДАИГ на административный регламент N АР-026-94, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 11.09.2017 N 863, правомерно признана судом первой инстанции необоснованной. Указанный регламент устанавливает, что результатом административной процедуры является решение и уведомление о переводе либо решение уведомление об отказе в переводе. При этом решение и уведомление должны содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. Нормы ЖК РФ и административный регламент не обязывают заявителя обращаться за разъяснением отказа. Напротив, решение уполномоченного органа должно содержать основания отказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Поскольку при рассмотрении спора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, суд не может подменять уполномоченный орган в решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилое помещение или об отказе в переводе по основаниям и обстоятельствам, которые не были указаны в оспариваемом решении, суд полагает, что в рассматриваемом случае суд не может обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя именно путем принятия решения о переводе спорного жилого дома в нежилое здание.
В данном случае в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязал департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону принять решение в соответствии со ст.24 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2019 по делу N А53-41097/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41097/2018
Истец: Акопян Марэт Суреновна, ИП АКОПЯН М.С.
Ответчик: Департамент архитектуры и градостраительства города Ростова-на-Дону, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
Третье лицо: Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону