г. Самара |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А55-8007/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" - Кирилиной М.В. (доверенность от 09.01.2019),
представителя Администрации городского округа Тольятти - Германовой С.Н. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 года по делу N А55-8007/2019 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1136320007163, ИНН 6321309480), г. Тольятти, Самарская область,
к Администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,
об отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 1 Жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК N1 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания Администрации г.о. Тольятти (далее - ответчик, административный орган, Администрация) N 607-р/2 от 19.02.2019 (л.д. 3-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2019 по делу N А55-8007/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 122-124).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить (л.д. 128-132).
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Администрации отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрацией г.о. Тольятти в отношении ООО "УК N 1 ЖКХ" 19.02.2019 вынесено предписание N 607-р/2 09.08.2018 об устранении нарушений (л.д.14).
Указанное предписание заявитель посчитал незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предписание N 607-р/2 от 19.02.2019 нарушает права и законные интересы ООО "УК N 1 ЖКХ" в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами, возлагая на последнего дополнительные обязанности, в виде выполнения работ, не предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами РФ ("Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
17.02.2019 в адрес ООО "УК N 1 ЖКХ" поступили уведомления из "Центра гражданской защиты городского округа Тольятти", согласно которым на 18.02.2019 по г. Тольятти и Ставропольскому району ожидалось усиление северо-западного ветра, порывы 20 м/с, с сохранением вечером, метель, с видимостью менее 1000 м. с сохранением вечером.
18.02.2019 в связи со сложившимися неблагоприятными погодными явлениями (усиление ветра до 20 м/с, осадки в виде снега), Главным управлением МЧС России в Самарской области объявлен оранжевый уровень опасности".
19.02.2019 при проведении Администрацией г.о. Тольятти выездной инспекционной проверки, после сильного снегопада и метели, выявлена несвоевременная уборка придомовой территории от наледи и снега местами, а именно:
1. на отмостке со стороны ул. Ворошилова между подъездами N 13 и N 14,
2. на контейнерных площадок данного дома;
3. не обеспечение сохранности кустарников при складировании снега (2 места около подъезда N 14), что явилось нарушением п. 3.6.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - "Правил N 170"), п. 10, 11 "Правил содержания общего имущества многоквартирного дома" утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту: "Правила 491"), ч. 3 п. 24 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - "Перечень...").
В соответствии с п. 3.6.8 "Правил N 170" уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности; вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории Очистка придомовой территории от снега и наледи была произведена в первые сутки после снегопада.
Понятие тротуар и пешеходная дорожка содержатся в ГОСТ Р 52765-2007 (утв. "Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст) "Дороги автомобильные oбщегo пользования. Элементы обустройства. Классификация".
Согласно п. 3.14. указанного ГОСТ, тротуар - это имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
В соответствии с п. 3.15. данного ГОСТ, пешеходная дорожка - это размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги.
Отмостка здания относится к части фундамента здания и для движения пешеходов не предназначена, ее функция это защита фундамента дома от негативного воздействия влаги. Если провести аналогию с тротуаром, то отмостку можно отмести к первому классу, в зависимости от интенсивности движения (п. 3.6.6. "Правил N 170").
В соответствии с разделом N 4 "Правил N 170", содержание и ремонт отмостки относится к техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций.
В п. 3.6.14 "Правил N 170" периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижение и подметание снега) составляет 3 суток.
На момент проведения проверки отмостка была очищена от снега и наледи по периметру дома, в установленный "Правилами N 170" период времени.
Не очищены от снега и наледи только мягкие покрытия (газоны), которые начинаются сразу после стены дома, т.к. отмостка проходит строго по периметру дома, без выступов.
С 01.01.2019 вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок осуществляется региональным оператором ООО "Экостройресурс".
В соответствии с п. 4 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На момент проведения проверки - 19.02.2019 контейнерные площадки были заполнены твердыми коммунальными отходами, поскольку региональный оператор не осуществил своевременный сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома N 26 по ул. Ворошилова, что в последствие воспрепятствовало управляющей организации своевременно произвести очистку контейнерной площадки и снега.
20.02.2019 твердые коммунальные отходы были расфасованы в мешки и управляющей организацией были проведены работы по очистке контейнерной площадки от снега.
По мнению заявителя в данном случае не усматривается вины управляющей организации в несвоевременной уборке контейнерной площадки.
В соответствии с п. 3.6.17 "Правил N 170", сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда.
В п. 3.6.20 "Правил N 170" снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Заявитель указывал, что на момент проведения проверки снег складировался на допустимой территории (газоне), насаждения не были повреждены, снег на насаждениях был свежевыпавший и без реагентов.
Заявитель считает, что в данном случае управляющей организацией были выполнены все мероприятия по надлежащему содержанию придомовой территории дома N 26 по ул. Ворошилова и в сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя, исходя из следующего.
На основании распоряжения первого заместителя главы городского округа Тольятти от 01.02.2019 N 607-р/2 муниципальным жилищным инспектором проведена внеплановая выездная проверка ООО "УК N 1 ЖКХ" по обращению гражданина, проживающего по адресу; г. Тольятти, ул. Ворошилова, д. 26, на предмет зимнего содержания козырьков и придомовой территории многоквартирного дома.
По результатам контрольных мероприятий, оформленных актом проверки N 607-р/2 от 19.02.2019, выявлены следующие нарушения управляющей компанией обязательных требований:
- несвоевременная уборка мест придомовой территории многоквартирного дома N 26 по ул. Ворошилова от снега и наледи местами, а именно: отмостка со стороны ул. Ворошилова и между подъездами N 13 и N 14; контейнерных площадках данного МКД.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В силу пункта 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что следует из пункта 42 Правил N 491.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
ООО "УК N 1 ЖКХ", как управляющая организация, принявшая на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению указанными многоквартирными домами и получающая от жителей домов денежные средства за содержание и ремонт, является лицом, ответственным за обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества.
В рассматриваемом случае в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований п. 3.6.8 Правил N 170.
Факт нарушения обществом требований п. 3.6.8 Правил N 170 подтверждается актом проверки, доказательств принятия обществом мер, направленных на поддержание в надлежащем состоянии, заявителем не представлено. Следовательно, оспариваемое предписание N 607-р/2 от 19.02.2019, обязывающее общество устранить указанные нарушения является законным и обоснованным.
Оспариваемое предписание не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств управляющей организации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору управления.
На основании вышеизложенного, проверка в отношении общества проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оспариваемое предписание выдано Управлением муниципального жилищного контроля департамента городского хозяйства администрации городского округа Тольятти в рамках предоставленных ему полномочий, по форме и содержанию соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что предписание Администрации г.о. Тольятти N 607-р/2 от 19.02.2019 является законным и обоснованным. Доказательств несоответствия оспариваемого предписания требованиям закона и нарушения прав заявителя, обществом не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод общества, что на момент проведения проверки снег складировался на допустимой территории (газоне), насаждения не были повреждены, снег на насаждениях был свежевыпавший и без реагентов.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что региональный оператор не осуществил своевременный сбор и транспортировку твердых коммунальных отходов от многоквартирного дома N 26 по ул. Ворошилова, что в последствие воспрепятствовало управляющей организации своевременно произвести очистку контейнерной площадки и снега, отклоняется, так как не освобождает управляющую компанию от обязанности по соблюдению требований по содержанию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома в порядке и сроки, установленные законодательством.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Возвратить ООО "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1136320007163, ИНН 6321309480), г. Тольятти, Самарская область, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04.07.2019 N2038 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2019 года по делу N А55-8007/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8007/2019
Истец: ООО "Управляющая компания N 1 жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти