г. Москва |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А41-619/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Гумашвили М.А.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Монтажное управление N 21 "Спецстальконструкция": конкурсный управляющий Якимов В.В., на основании решения Арбитражного суда Московской области от 13.09.2012. по делу N А41-15463/12,
от Администрации городского округа Королев: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Министерства жилищной политики Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Монтажное управление N 21 "Спецстальконструкция" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2019, принятое судьей Новиковой Е.М. по делу N А41-619/19 по иску Закрытого акционерного общества "Монтажное управление N21 "Спецстальконструкция" к Администрации городского округа Королев о признании права собственности на реконструированное здание, третье лицо - Министерство жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Монтажное управление N 21 "Спецстальконструкция" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением (с учетом удовлетворенного судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайства об уточнении заявленных требований) к Администрации городского округа Королев со следующими требованиями:
- признать право собственности за ЗАО "МУ N 21 "Спецстальконструкция" на реконструированное здание, лит. Б, Б1, Б2, б, с кадастровым номером 50:45:0010102:105, по адресу: Московская область, г. Королев, мкр. Болшево, ул. Московская, д. 3, общей площадью 3 852,9 кв.м.;
- признать право собственности за ЗАО "МУ N 21 "Спецстальконструкция" на реконструированное здание, лит. Е с кадастровым номером 50:45:0010102:38 в реконструированном состоянии, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010102:2 по адресу: Московская область, г. Королев, мкр. Болшево, ул. Московская, д. 3, общей площадью 422,9 кв.м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить исковое заявление.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании конкурсный управляющий ЗАО "Монтажное управление N 21 "Спецстальконструкция" Якимов В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации городского округа Королев, Министерства жилищной политики Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотека арбитражных дел.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 13.09.2012 по делу N А41-15463/2012 Закрытое акционерное общество "Монтажное управление N 21 "Спецстальконструкция" признано несостоятельным (банкротом).
Исковые требования мотивированы тем, что собственником земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010102:2 ЗАО "МУ N 21 "Спецстальконструкция" были выполнены работы по реконструкции нежилых зданий: нежилое здание по адресу: Московская область, г. Королев, мкр. Болшево, ул. Московская, д. 3, с кадастровым номером 50:45:0010102:105, 1968 года постройки, увеличилось за счет возведения пристройки лит. Б1 (по техническому паспорту БТИ), имеющий отдельный вход-выход в помещения пристройки; возведен 3-й этаж здания лит. Б2, площадью 370,7 кв.м; вход в здание осуществлен через пом. 10 (по плану БТИ), дополнительно оборудован подъем с 1 по 3-й этаж по средствам пом. N N 66, 65, 64 (по плану БТИ); переоборудованы помещения санузлов под NN 11, 12, 14 (1-го этажа) и NN 30, 35 (2-го этажа); выполнены строительные работы по взведению перегородок, в результате которых образовались помещения NN 21-24; организован дополнительный вход в здания через пом. 19 здания (по плану БТИ).
Общая площадь 3-х этажного здания изменилась с 3 204,6 кв.м до 3 852,9 кв.м.
Нежилое здание по адресу: Московская область, г. Королев, мкр. Болшево, ул. Московская, д. 3, с кадастровым номером 50:45:0010102:38, 1990 года постройки, увеличилось за счет возведения внутренней перегородки пом. N N 1, 2; возведено помещение N 6 между частями здания пом. 5 и 7; реконструирована часть здания пом. NN 7, 8, 10, возведена антресоль пом. N 9.
Общая площадь 1 этажного здания (с подвалом) увеличилась с 286,3 кв.м до 422,9 кв.м.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что без получения разрешения на реконструкцию была произведена реконструкция зданий, в результате чего площадь зданий увеличилась.
Истец 20.03.2019 обратился в Министерство жилищной политики Московской области с заявлениями о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решениями Министерства жилищной политики Московской области от 20.03.2019 N Р001-3118898303-22457802, N 001-3118898303-22456945 истцу отказано в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Основанием для отказа послужило не предоставление необходимых документов, отсутствие реквизитов разрешения на строительство, отсутствие корректной доверенности с полномочиями на подачу заявления о предоставлении соответствующей государственной услуги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности на реконструированные здания с кадастровым номером 50:45:0010102:105 и 50:45:0010102:38 на основании ст.222 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с решением суда первой инстанции об отказе в иске.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Оно не вправе распоряжаться постройкой продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В абзаце первом п. 25 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (Пленум ВС РФ и ВАС РФ) разъясняется, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
По смыслу п. 3 ст. 222 ГК РФ в предмет доказывания по требованию, заявленному по данному основанию (п. 3 ст. 222 ГК РФ), легализация самовольной постройки в судебном порядке носит исключительный характер.
При этом указанный способ защиты права (признание права собственности на самовольную постройку) может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный (реконструированный) объект в порядке, установленным нормативными актами, регулирующими отношения по градостроительной деятельности и по использованию земель.
Иначе при удовлетворении требований на основании пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет место легализация самовольного строения в упрощенном порядке, применение которой ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Соответственно, конструкция вышеуказанных норм предоставляет только добросовестному лицу исключительный способ защиты права путём признания права собственности на самовольную постройку, возможность судебного признания права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, предполагает исключительность такой возможности, поскольку по общему правилу данной нормы ГК РФ право собственности на самовольную постройку не возникает.
Исходя из ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Для получения соответствующего разрешения на строительство (реконструкцию) объекта необходимо представить перечень документов, установленных ст. 51 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо представить перечень документов, установленных ч.3 ст. 55 ГрК РФ.
При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, редставителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч. 7 указанной выше нормы права отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Между тем, из материалов дела следует, что во время, после завершения строительства (реконструкции) спорного объекта истец за получением разрешения на внесение изменений в разрешительную документацию, в том числе в разрешение на строительство, в установленном порядке (с соблюдением требований ст. 51 ГрК РФ и ч. 7 ст. 52 ГрК РФ и представления необходимых документов), за получением разрешения на ввод в эксплуатацию (соблюдением требований ч.3 ст. 55 ГрК РФ и представления необходимых документов) не обращался.
Формальное обращение к третьему лицу за разрешением на ввод спорных объектов уже после окончания проведения работ по строительству, после подачи настоящего иска в суд не свидетельствует о добросовестности истца, как застройщика, поскольку последующее обращение истца за таким разрешением не является надлежащим подтверждением принятия требуемых по закону мер к легальному осуществлению строительства.
Таким образом, истец не представил доказательств того, что общество по причине, не зависящей от него, было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью и отношения по использованию земель.
Для установления обстоятельств соответствия или несоответствия спорного имущества строительным нормам и правилам, противопожарным нормам, определения наличия или отсутствия нарушения прав и интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан истцом представлено техническое заключение ГУП МО "МО БТИ" N 07-3864/11-18 в отношении нежилого здания с кадастровым номером 50:45:0010102:38.
В результате обследования нежилого здания экспертом выявлены изменения, которые согласно п. 14. ст. 1 Градостроительного кодекса попадают под понятие реконструкция объекта капитального строительства, а именно: увеличен объем и площадь здания.
Документов, подтверждающих получение разрешения, заказчиком не представлено.
Согласно данных по установлению местоположения зданий на земельном участке, выполненное ГУП МО "МОБТИ" Королевским филиалом объект исследования с кадастровым номером 50:45:0010102:38 полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:45:0010102:2.
По результатам обследования, нежилое здание соответствует основным градостроительным, строительным и иным нормам и правилам с сохраненным функциональным назначением - нежилое здание (склады).
Состояние конструкций оценивается как работоспособное - категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается.
Требуется проведение работ по ремонту кровельного покрытия, восстановление гидроизоляции с усилением кирпичной кладки в районе образовавшихся трещин, работы по восстановлению системы водоотведения, восстановление антикоррозийной защиты металлических элементов.
В связи с тем, что эксперт не располагает данными о проводимых исследованиях на предмет выявления изменения свойств грунтов и определения их фактической несущей способности рекомендуется производить мониторинг технического состояния реконструированного объекта.
Также представлено заключение ГУП МО "МО БТИ" N 07-3864/11-18 в отношении нежилого здания с инв. N 088:068-4585.
По результатам обследования нежилое здание соответствует основным градостроительным, строительным и иным нормам и правилам с сохраненным функциональным назначением -нежилое здание (производственный корпус с бытовыми помещениями).
Состояние конструкций оценивается как ограниченно-работоспособное - категория технического состояния, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.
Требуется проведение работ по ремонту кровельного покрытия, с усилением кирпичной кладки в районе образовавшихся трещин, работы по восстановлению системы водоотведения, восстановление антикоррозийной защиты металлических элементов.
В связи с тем, что эксперт не располагает данными о проводимых исследованиях на предмет выявления изменения свойств грунтов и определения их фактической несущей способности рекомендуется производить мониторинг технического состояния реконструированного объекта.
В п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу.
Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со ст. 89 АПК РФ.
В заключениях специалиста, оцененных судом по правилам ст. 71 АПК РФ, отсутствует содержание исследования по вопросам, фактически экспертиза проведена посредством осмотра с выборочным фиксированием на цифровую камеру с помощью фотоаппарата, рулетки и лазерного измерителя, из представленных заключений не усматривается, как получены и на чем основываются сделанные выводы, отсутствует подробное описание технологии экспертного исследования, дающее возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не может принять указанные заключения в качестве бесспорного доказательства возведения объектов с соблюдением строительных, противопожарных, экологических норм и правил (СНИП), соблюдения санитарно-гигиеническим требованиям, а также доказательства того, что сохранение спорных объектов не создает угрозу жизни, здоровья граждан.
При этом в отсутствие разрешительной документации на спорный объект, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие компетентными органами соблюдение необходимых норм и правил при возведении спорного объекта, что является необходимым при разрешении требований о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При этом, арбитражный апелляционный суд отмечает, что с ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы истец в суде первой инстанции не обращался.
При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств, необходимых для возникновения у ситца права на реконструированные объекты недвижимости, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, сводящиеся к несогласию с выводами суда первой инстанции, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что во время и после завершения строительства (реконструкции) спорных объектов истец за получением разрешения на внесение изменений в разрешительную документацию, в том числе в разрешение на строительство, в установленном порядке, а также за получением разрешения на ввод в эксплуатацию не обращался, что подтверждается Письмом Администрации городского округа Королев от 12.04.2018 N 73001-01-23-О (т.1, л.д. 9) и Письмом Министерства строительного комплекса Московской области от13.04.2018 N 2021-5774134 (т.1, л.д. 11-12).
В судебном заседании представителем истца заявлено ходатайство о назначении по настоящему делу строительно-технической экспертизы.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства, поскольку ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы в суде первой инстанции истцом не заявлялось, доказательства, подтверждающие объективную невозможность обращения с таким ходатайством в суде первой инстанции, истец не представил.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2019 по делу N А41-619/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-619/2019
Истец: ЗАО "МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N21 "СПЕЦСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ