г. Пермь |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А50П-185/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Туров Н.М., паспорт, приказ N 49-к от 20.06.2017;
от заинтересованного лица: Варанкин М.В., служебное удостоверение, доверенность N 104 от 25.12.2018,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
ГУ МЧС России по Пермскому краю в лице 23 Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю,
на решение постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре
от 31 мая 2019 года по делу N А50П-185/2019,
вынесенное судьей Даниловым А.А.,
по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" (ОГРН 1025902152385, ИНН 5949400724)
к 23 Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю
о признании частично недействительным предписания,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" (далее - заявитель, учреждение) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N 106/1/1 от 14 декабря 2018 года 23 Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган) в части требования об устранении выявленных нарушений в срок до 15 июля 2019 года.
Решением постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре от 31.05.2019 заявление удовлетворено, признано недействительным предписание N 106/1/1 от 14.12.2018 в части установления срока для устранения выявленных нарушений до 15.07.2019.
Не согласившись с судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что при вынесении предписания, установлении сроков по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" административным органом учитывался характер выявленных нарушений, их потенциальная опасность для жизни и здоровья детей, имущественное и финансовое положение учреждения, организационные и технические условия, влияющие на их устранение; арбитражным судом первой инстанции не дана правовая оценка тому факту, что нарушения требований пожарной безопасности, предложенные к устранению в оспариваемом предписании, при возникновении пожара создадут общественную опасность, реальную угрозу для жизни и здоровья детей обучающихся и проживающих в зданиях учреждения; судом не принято во внимание, что предписание вынесено в соответствии с частью 12 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подп. "з" пункта 17 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктами 90, 91 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заявителя ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника 23 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю М.В. Варанкина от 15 октября 2018 года N 106 проведена плановая проверка в отношении МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат".
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки от 14.12.2018 N 106.
По результатам проверки выдано предписание от 14.12.2018 N 106/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок устранения нарушений установлен до 15.07.2019.
Полагая, что при определении сроков выполнения указанного предписания административным органом не учтено бюджетное законодательство РФ, в том числе порядок формирования местного бюджета, чем нарушены права и законные интересы учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным в части требования об устранении выявленных нарушений в срок до 15.07.2019.
Удовлетворяя заявление и признавая предписание недействительным в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что требование предписания об устранении выявленных нарушений в срок до 15.07.2019 фактически является неисполнимыми, поскольку должностным лицом контролирующего органа не были учтены установленные законодательством процедуры выделения и освоения бюджетных средств.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
На основании статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В силу подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
В силу ст. 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной статьей.
Предписание вынесено уполномоченным органом в рамках плановой проверки, проведенной с соблюдением требований Федерального закона N 294-ФЗ, грубых нарушений, которые могли бы повлечь недействительность результатов проверки, судом не установлено, заявителем не приведено.
Наличие указанных в оспариваемом предписании нарушений требований пожарной безопасности на объектах МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" (здания школы, столовой, интерната) подтверждаются актом проверки от 14.12.2018 и не оспариваются заявителем.
Предписание N 106/1/1 оспорено обществом в части установления органом пожарного надзора срока устранения требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, находит выводы суда первой инстанции о незаконности предписания в части установления срока для устранения выявленных нарушений не соответствующими фактическим обстоятельствам и нормам материального права, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пп. "е" п. 17 Положения N 290 должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований пожарной безопасности, соответствие указанных мер тяжести данных нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов организаций и граждан.
Согласно положениям п. 91 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент), сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
Из материалов дела следует, что предписание направлено на устранение МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии разработанной и утвержденной в соответствии с правилами противопожарного режима в Российской Федерации инструкции о мерах пожарной безопасности для зданий школы, столовой и интерната (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), в отсутствии декларации пожарной безопасности на здания школы и интерната (Федеральный закон N 123-ФЗ), в отсутствии на здание школы исполнительской документации на систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), в несоответствии высоты и ширины эвакуационных выходов в зданиях школы, столовой и интерната, ширины марша лестниц требованиям СНиП 21-01-97*, высоты ограждений лестниц зданий требованиям СП 118.13330.2012*, расстояния от наружных поверхностей кирпичных дымовых труб до стропил и обрешеток кровли из горючих материалов требованиям СП 7.13130.2013, а также несоответствии установленных в зданиях школы, столовой и интерната дверей требованиям Федеральный закон N 123-ФЗ, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и СНиП 21-01-97*.
МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" является учреждением образования с круглосуточным пребыванием детей, осуществляет свою деятельность в деревянных зданиях школы, столовой и интерната, которые в соответствии с классификацией зданий по степеням огнестойкости относятся к самой низкой степени огнестойкости - пятой (ст. ст. 30, 87 Федерального закона N 123-ФЗ).
Таким образом, учитывая характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, при возникновении пожара в зданиях учреждения существует реальная угроза для жизни и здоровья обучающихся в школе и проживающихся в интернате детей.
Вместе с тем, указанные в предписании нарушения в части несоответствия путей эвакуации и эвакуационных выходов, были выявлены еще в июне 2018 года в результате надзорно-профилактических мероприятий в рамках приемки образовательных учреждений к новому 2018-2019 учебному году и информация об их устранении была направлена заявителю (л.д. 72).
При таких обстоятельствах, установление учреждению срока устранения нарушений требований пожарной безопасности до 15.07.2019, составляющего 7 месяцев с момента выдачи предписания, указывает на то, что должностным лицом органа государственного пожарного надзора были приняты во внимание характер выявленных нарушений, их потенциальная опасность для жизни и здоровья детей, имущественное и финансовое положение учреждения, организационные и технические условия, влияющие на их устранение в соответствии с требованиями п. 91 Административного регламента и Положения N 290.
Основания для установления более длительного срока исполнения предписания у заинтересованного лица отсутствовали. С требованием установить иной срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности с предоставлением обоснования данного требования, а также доказательств невозможности исполнения предписания в установленный срок, учреждение в орган пожарного надзора не обращалось.
Доказательств нарушения прав и законных интересов предписанием в оспариваемой части заявителем не представлено.
Доводы заявителя о неисполнимости предписания в установленный срок вследствие особенностей организационно-правовой формы и финансирования учреждения, поскольку для устранения выявленных нарушений необходимо выполнить реконструкцию зданий школы, для чего требуется выделение денежных средств из местного бюджета, подлежат отклонению.
Обязанность соблюдения противопожарных норм и правил возлагается действующим законодательством на субъектов хозяйственной деятельности вне зависимости от указанных обстоятельств. Отсутствие возможности финансирования предусмотренных предписанием противопожарных мероприятий за счет средств от иных источников дохода заявителя (возможность получения которых предусмотрена Уставом учреждения) материалами дела не подтверждена.
При этом для устранения таких нарушений требований пожарной безопасности как разработка и утверждение инструкции о мерах пожарной безопасности для зданий школы, столовой и интерната; составление декларации пожарной безопасности на здание школы, интерната; обеспечение здание школы исполнительской документацией на систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; а также необходимость выполнение дверей противопожарных 2-го типа и исполнения предписания в данной части не требуется значительных временных и финансовых затрат. Доказательств недостаточности установленного срока для устранения указанных нарушений заявителем также не приведено.
Кроме того, обращение МБОУ "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" за выделением денежных средств в 2019 году указывает на несвоевременность принимаемых заявителем мер по обеспечению пожарной безопасности.
Ссылки заявителя на то, что для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо не менее 340 дней, поскольку выполнение реконструкции здания школы требует совершение совокупности действий по размещению заказов на поставку работ и услуг, заключение муниципального контракта в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку положения настоящего Федерального закона не лишают возможности совершение указанных действий в более короткие сроки.
Вместе с тем, вопросы реально существовавшей возможности исполнения предписания в течение предоставленного срока, наличие или отсутствие источников финансирования мер по обеспечению пожарной безопасности подлежат исследованию административным органом в случае привлечения субъекта к соответствующей административной ответственности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности и обоснованности предписания в оспариваемой части, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его в соответствующей части недействительным.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Сивинская общеобразовательная школа-интернат" судом должно быть отказано.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба заинтересованного лица подлежит удовлетворению, решение суда отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение постоянного судебного присутствия Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре от 31 мая 2019 года по делу N А50П-185/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в городе Кудымкаре.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-185/2019
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сивинская общеобразовательная школа-интернат"
Ответчик: ГУ 23 отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Сивинскому и Карагайскому районам УНПР МЧС России по Пермскому краю
Третье лицо: Администрация Сивинского муниципального района Пермского края, Управление образования администрации Сивинского муниципального района Пермского края