г. Вологда |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А66-16328/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 апреля 2019 года по делу N А66-16328/2018,
установил:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали ордена Ленина "Москва-Санкт-Петербург" Федерального дорожного агентства" (адрес: 173007, Великий Новгород, улица Троицкая, дом 5; ОГРН 1026940509364, ИНН 6905005038, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150), Федеральному агентству лесного хозяйства (адрес: 113184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, далее - Теруправление) о признании реестровой ошибки, в координатах характерных точек границ земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации с кадастровым номером 69:10:0000021:1766, площадью 9474 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение и исправлении реестровой ошибки путем уточнения координат характерных точек границ земельного участка, с кадастровым номером 69:10:0000021:1766 в соответствии с каталогами координат, представленными кадастровыми инженерами ООО "Геосервис" (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, общество с ограниченной ответственностью "Тверская лесохозяйственная компания", Министерство лесного хозяйства Тверской области.
Решением суда от 26 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Теруправление с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000021:1766 предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Тверская лесохозяйственная компания" на праве аренды. Доказательства согласования границ земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766 отсутствуют. Объект недвижимости - автомобильная дорога М-10 "Россия" на кадастровый учет не поставлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-10 "Россия" находится в оперативном управлении Учреждения.
Согласно выписке из единого реестра недвижимости от 25.07.2018 год завершения строительства сооружения дорожного хозяйства М-10 "Россия" 1946 (том листы дела 15-25).
Указанная дорога расположена на земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000021:1491, принадлежащем истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766 является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 10.11.2014 запись регистрации номер 69-69-10/003/2014-615 (том 1 лист дела 107).
В силу постановления Российской Федерации от 07.10.2017 N 1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (том 1, лист 89) последнее осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
В ходе проведения кадастровых работ в отношении данного участка были ошибочно установлены его границы, что подтверждается ситуационным планом и заключением кадастрового инженера.
В результате кадастровых работ в отношении участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1491, было установлено, что границы указанного земельного участка пересекаются с границами смежного земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766, в связи с чем, проведение кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1491 было приостановлено.
Ссылаясь на ошибочное определение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные требования законными обоснованными в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, исковое требование об установлении местоположения границ земельного участка свидетельствует о наличии спора о праве.
Такой иск реализует собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Независимо от правовой квалификации заявленных требований (иск об исправлении кадастровой ошибки, иск об установлении границ земельных участков) решение суда должно содержать точные координаты характерных точек уточняемых границ смежных земельных участков.
Правоотношения, связанные с государственным кадастровым учетом земельных участков, регулируются с 01.01.2017 нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), до указанной даты действовал Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", ранее Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 4, 5 Закона N 221-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.
На основании части 8 статьи 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Одним из необходимых документов для кадастрового учета в соответствии с подпунктом 7 части 2 статьи 14, статьей 21 Закона N 218-ФЗ является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Заявляя требования по настоящему делу, Учреждение фактически исходило из наличия ошибки в координатах характеристик точек границ земельного участка, находящегося в собственности ответчика с кадастровым номером 69:10:0000021:1766, площадью 9474 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Заволжское сельское поселение и необходимости ее исправления путем уточнения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номер 69:10:0000021:1766 в соответствии с каталогами координат, представленными кадастровыми инженерами ООО "Геосервис".
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае собственником земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766, поставленного на учет в 25.09.2014 (том 1 листы дела 26-35), является Российская Федерация, полномочия собственника осуществляет Теруправление.
Спорный земельный участок находится в границах полосы отвода автомобильной дороги, которая построена и введена в эксплуатацию в 1946 году.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что формирование границ полосы отвода автомобильной дороги произошло гораздо ранее, чем постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000021:1766.
Соответственно, вывод суда о наличии в сведениях государственного кадастра недвижимости реестровой ошибки в отношении местоположения границ указанного земельного участка, является верным.
Несогласие Теруправления с выводами, изложенными в заключении кадастрового инженера, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку одно лишь несогласие с результатами данного заключения не является основанием для вывода о недостоверности выводов кадастрового инженера, принятых во внимание судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных правовых норм судебная коллегия считает, что исковые требования Учреждения правомерно удовлетворены судом.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26 апреля 2019 года по делу N А66-16328/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16328/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Тверской области, ООО "Тверская лесохозяйственная копания", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала "ФКП Росреестра" по Тверской области