г. Владимир |
|
14 августа 2019 г. |
Дело N А11-17329/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (ОГРН 1163328068200, ИНН 3329088445) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2019 по делу N А11-17329/2018,
принятое судьей Степановой Р.К.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 26.06.2018 N 688-01-02.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" - Шляпина М.К. по доверенности от 17.07.2019 N 28 сроком действия 1 год, Гордеева О.Ю. по доверенности от 01.07.2019 N 26 сроком действия 3 года.
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция) от 22.06.2018 N 1080-01-02 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (далее - Общество) обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальные услуги жителям дома N 46 А по ул. Дзержинского г. Меленки.
В ходе проверки установлено, что при начислении платы за отопление собственникам помещений дома ресурсоснабжающей организацией площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными газовыми котлами, не учитывались, что является нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 26.06.2018 N 688-01-02 и выдано предписание от 26.06.2018 N 688-01-02, которым на Общество в срок до 15.08.2018 возложена обязанность принять меры по устранению нарушений, указанных в акте от 26.06.2018 N 688-01-02, а именно: привести начисление платы за отопление собственникам помещений указанного дома, имеющих как централизованное отопление, так и оборудованных газовыми котлами, с февраля 2017 года в соответствие с действующим законодательством.
Не согласившись с предписанием от 26.06.2018 N 688-01-02, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что у Общества отсутствовали законные основания для выставления платы за тепловую энергию собственникам квартир 42 и 63 в связи с отключением их от центральной системы отопления.
По мнению Общества, до 01.01.2019 законные основания для проведения начислений за потребленную тепловую энергию жителям квартир, оборудованных индивидуальной системой отопления, отсутствовали.
Общество считает, что у него отсутствует возможность исполнения предписания.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение N 493).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
Пунктом 10 Положения N 493 установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 -12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Согласно пункту 11 Положения N 493 предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, пунктом 3.1 которого установлено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицам, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей действующим законодательством.
Судом по материалам дела установлено, что многоквартирный дом N 46А по ул. Дзержинского г. Меленки имеет центральную систему теплоснабжения - схема теплоснабжения не изменялась.
В указанном доме расположено 66 квартир, из которых 2 квартиры (квартира 42, квартира 63) переведены на индивидуальное отопление, остальные 64 квартиры имеют централизованное теплоснабжение.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что начисление платы за отопление собственникам квартир, переведенных на индивидуальное отопление, Обществом не производится. Начисление платы собственникам жилых помещений, подключенных к централизованной системе отопления, производится без учета площадей квартир, оборудованных газовыми котлами.
Между тем данный порядок начисления платы за отопление противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 N 354 (далее - Правила N354), установлен единый порядок расчета размера платы за отопление для собственников всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (с применением соответствующих расчетных формул), вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, конструктивных особенностей такого дома и положения помещения в таком доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 40 Правил N 354 порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которым плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды, согласуется с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели - обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае многоквартирного дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).
Тот факт, что некоторые жилые помещения многоквартирного дома переведены на индивидуальную (поквартирную) систему автономного отопления, не может являться основанием для изменения существующего порядка определения размера платы граждан за отопление, поскольку иное не установлено законом.
Отключение отдельных помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, в том числе осуществленного по согласованию с органами местного самоуправления, не освобождает собственников указанных квартир от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом. В противном случае освобождение указанных собственников от оплаты коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, перекладывает бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на иных собственников жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.
Позиция Инспекции о нарушении Обществом порядка начисления платы за отопление является законной и обоснованной.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие в Правилах N 354 методики (формулы), позволяющей определить размер этой платы, не свидетельствует о неисполнимости выданного Инспекцией предписания, поскольку Общество вправе использовать различные математические модели расчета, формулы которых содержатся в Правилах N354 применительно к рассматриваемым правоотношениям.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2019 по делу N А11-17329/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.