16 августа 2019 г. |
дело N А84-431/2019 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.04.2019 по делу N А84-431/2019 (судья - Морозова Н.А.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Севэнергосбыт" (ОГРН 1169204054139, ИНН 9201515119; 299014, город Севастополь, улица Рыбаков, дом 7)
к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (ОГРН 1159204008083, ИНН 9203536259; 299002, город Севастополь, улица Михайловская, дом 13А)
о взыскании задолженности и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севэнергосбыт" (далее - ООО "Севэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - ГУПС "УК "Север") с иском о взыскании задолженности за потреблённую электроэнергию в размере 803085,32 руб., пени, рассчитанной за просрочку исполнения обязательств, в размере 10889,91 руб. и далее начисленной с 22.01.2019 до момента фактической оплаты задолженности.
Определением от 07.02.2019 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01.04.2019, принятым путем подписания резолютивной части, с ГУПС "УК "Север" в пользу ООО "Севэнергосбыт" взысканы: задолженность по электроэнергии по договору от 10.01.2017 N 3113517 за период с 01.10.2018 по 30.11.2018 в размере 803085,32 руб., пеня за просрочку исполнения обязательств в октябре, ноябре 2018 года за общий период с 16.11.2018 по 21.01.2019 в размере 10889,91 руб. Начисление и взыскание пени за просрочку исполнения расчетных обязательств за октябрь (438953,54 руб.), за ноябрь 2018 года (в размере 364131,78 руб.) в дальнейшем решено производить с 22.01.2019 по день фактической оплаты долга, исходя из расчёта одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
По заявлению ГУПС "УК "Север" судом первой инстанции 15.04.2019 было составлено мотивированное решение суда.
Не согласившись с указанным решением суда, ГУПС "УК "Север" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по многоквартирным жилым домам, находящимся в реестре лицензии предприятия, заключены договоры управления с собственниками по форме, утвержденной решениями собственников помещений и размещенной на официальном портале "Реформа ЖКХ" на официальном сайте ГУПС "УК "Север", в которой не предусмотрена оплата расходов на общедомовые нужды (далее - ОДН), следовательно, ООО "Севэнергосбыт" не вправе в одностороннем порядке изменять условия этих договоров согласно статье 310 ГК РФ. ООО "Севэнергосбыт" необоснованно включило в расчет задолженности расходы на ОДН на все многоквартирные дома (МКД), как находящиеся в управлении ГУПС "УК "Север", так и не находящиеся. Расчет ОДН также является необоснованным и недостоверным, т.к. в него включены площади подвалов и чердаков, которые не освещаются и включение данных площадей в расчет ОДН не соответствует общему порядку расчета ОДН по формуле 15 для расчета ОДН, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Для включения ОДН в состав платы за содержание жилья - отсутствуют соответствующие решения собственников помещений многоквартирных домов. Ответчик осуществлял закупку на электроэнергию на хозяйственные нужды и на стоимость электроэнергии лифтов согласно нормам Федерального закона N 223-ФЗ в декабре 2016 года; стоимость ОДН в состав закупки не входила. В отношении суммы пени не согласны в полном объеме, ввиду задолженности населения перед ответчиком, что подтверждается данными ГУПС "ЕИРЦ". Порядок расчета пени противоречит части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также применяемый для расчета Федеральный закон N 170-ФЗ не может быть применим к ответчику, т.к. истцом не доказано, что все дома, в отношении которых производится расчет пени, находится в управлении истца.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству.
ООО "Севэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв мотивирован тем, что в договоре энергоснабжения от 10.01.2017 N 31135317, подписанным сторонами не содержится условие об уплате управляющей компанией полученного энергоресурса по мере поступления средств от населения. Управляющие организации в силу статей 161, 162 ЖК РФ, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению. Кроме того, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ООО "Севэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и ГУПС "УК "Север" (Исполнитель) 10.01.2017 заключен договор энергоснабжения N 3113517 (л.д. 9-12).
Гарантирующий поставщик обязан осуществлять поставку электрической энергии (мощности) в количестве (объеме), позволяющем исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги электроснабжения потребителям, отвечающей параметрам качества, установленным настоящим договором н нормативными актами РФ, до границы балансовой принадлежности в пределах мощности, установленной документами о технологическом присоединении (пункт 2.1.1 договора).
Гарантирующий поставщик имеет право требовать от Исполнителя оплаты фактического объема коммунального ресурса, принятого потребителями, в соответствии с условиями настоящего Договора (пункт 2.2.1 Договора).
Исполнитель обязан соблюдать установленные договором условия и сроки оплаты (пункт 2.3.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3.8 Договора исполнитель обязан проводить 1 раз в месяц, квартал с гарантирующим поставщиком сверку расчетов по Договору.
Согласно пункту 2.3.9 Договора исполнитель обязан предоставлять гарантирующему поставщику до 12.00 часов 26-го числа текущего месяца показания расчетных приборов учета, снятые по состоянию с 23-го по 25-е число текущего месяца.
В соответствии с пунктом 2.3.17 Договора на исполнителя возложена обязанность в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса гарантирующего поставщика предоставлять сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 3.1 Договора стороны согласовали, что количество (объем) электрической энергии, принятое исполнителем, определяется на основании данных, полученных с помощью расчетного прибора учета (приложение 1) как разница показаний расчетного прибора учета на конец и начало расчетного периода, умноженная на коэффициент учета при наличии в схемах учета измерительных трансформаторов.
Согласно пункту 3.2 Договора при установке расчетных приборов учета не на границе балансовой принадлежности сетей, количество отпущенной электроэнергии корректируется на величину потерь электроэнергии, возникших в сети на участке от места установки этих приборов до границы балансовой принадлежности электрических сетей (Приложение N 5).
Исполнитель коммунальных услуг (ответчик) не представил доказательства, что при заключении Договора предлагал гарантирующему поставщику оформить Приложение N 5 для тех многоквартирных домов, находящихся на его обслуживании, в которых учет электроэнергии ведется не от внешней стены дома.
В соответствии с пунктом 3.3 Договора количество (объем) электрической энергии, принятое исполнителем в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки электроэнергии собственникам и пользователям нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам энергоснабжения, заключенным ими непосредственно с гарантирующим поставщиком.
Пунктом 4.1 Договора установлено, что расчетным периодом для осуществления расчетов принимается 1 календарный месяц.
Пунктами 4.2 и 4.3 Договора согласован порядок расчета платы за электрическую энергию по тарифам, установленным уполномоченным органом власти.
В пункте 4.4 Договора оговорено, что окончательный расчет за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В приложении 1 к Договору содержится перечень точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию и мощность.
Пунктом 7.1 предусмотрено, что договор действует с 01.01.2017, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электроэнергии, а в случае его заключения до завершения процедур технологического присоединения энергопринимающих устройств, - с даты подписания сетевой организацией и исполнителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств, и считается заключенным на неопределенный срок.
ООО "Севэнергосбыт" в октябре и ноябре 2018 года осуществляло энергоснабжение многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ГУПС "УК "Север" и указанных в качестве точек поставки электроэнергии в приложении N 1 к Договору.
ГУПС "УК "Север" передавало по указанным в Договоре точкам поставки гарантирующему поставщику показания приборов учета, что подтверждается подписаннвми ГУПС "УК "Север" расчетными ведомостями за период с 01.10.2018 по 31.10.2018 (л.д. 20-24), за период 01.11.2018 по 30.11.2018 (л.д.26-35); актами приема-передачи от 31.10.2018 N 94118 (л.д. 25), от 30.11.2018 N 114020 (л.д. 36); счетами на оплату от 31.10.2018 N 322813 (л.д. 18), от 30.11.2018 N 350923 (л.д. 19), которые согласно реестру регистрации выдачи расчетных документов за октябрь 2018 года получены ГУПС "УК "Север" 19.11.2019 (л.д. 37) и за ноябрь 2018 года получены ГУПС "УК "Север" 07.12.2019 (л.д. 38).
ООО "Севэнергосбыт" обратилось к ГУПС "УК "Север" с претензиями:
- от 26.11.2018 N 9696 об оплате задолженности за октябрь 2018 года в сумме 438953,54 руб., претензия получена адресатом 06.12.2018, но не исполнена (л.д.39);
- от 21.12.2018 N 110013 об оплате задолженности за ноябрь 2018 года в сумме 364131,78 руб., претензия получена адресатом 29.12.2018, но не исполнена (л.д.40).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Севэнергосбыт" в арбитражный суд к ГУПС "УК "Север" с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Судом отклоняется довод апеллянта и о том, что в договорах управления с собственниками в многоквартирных жилых домах (далее - МКД), заключенных по форме, утвержденной решениями собственников помещений и размещенной на официальном портале "Реформа ЖКХ" на официальном сайте ГУПС "УК "Север", не предусмотрена оплата общедомовых нужд, следовательно, ООО "Севэнергосбыт" согласно статье 310 ГК РФ не вправе в одностороннем порядке изменять условия этих договоров.
Поскольку ООО "Севэнергосбыт" не является стороной договоров, заключенных ГУПС "УК "Север" с собственниками помещений в МКД, оно не изменяет в одностороннем порядке условия этих договоров.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и статьями 155 и 161 ЖК РФ Управляющая компания во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации.
В силу пункта 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как установлено частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной пунктом 44 Правил N 354 обязанности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Содержание Договора (пункты 1.1., 1.2.) свидетельствует не о собственном потреблении электрической энергии ответчиком, а о предоставлении коммунальной услуги жителям многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение (содержание и ремонт) и коммунальные услуги (части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
Пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2016 N 301-ЭС16-805, обязанность управляющих компаний как исполнителей коммунальных услуг оплачивать ресурсоснабжающей организации потребленную жилым домом электрическую энергию (в том числе на общедомовые нужды), вне зависимости от наличия между ними надлежащим образом оформленного договора энергоснабжения является законодательно установленной.
Таким образом, в силу своего статуса, управляющая организация обязана приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на ОДН, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При наличии управляющей организации, оплата коммунального ресурса использованного на содержание общего имущества дома непосредственно ресурсоснабжающей организации не допустима (соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 07.09.2017 N 303-ЭС17-11614 по делу N А73-7368/2016).
Довод апеллянта о том, что часть домов, по которым начислена плата за поставленную электрическую энергию в октябре и ноябре 2018 года, не находится в его управлении, что освобождает его от обязанности оплачивать электроэнергию по ОДН в данных домах, отклоняется судом, поскольку уполномоченным лицом ответчика без замечаний и оговорок в ноябре и декабре 2018 года подписаны расчетные ведомости, в которых фиксируются переданные самим ответчиком (как исполнителем коммунальных услуг) показания общедомовых приборов учета; в ведомостях зафиксированы суммы оплаты за отпущенную электроэнергию по всем точкам поставки за октябрь 2018 года в размере 438953,54 руб. и за ноябрь 2018 года в размере 364131,78 руб.
Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определен пунктами 44, 48 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец поставил, а ответчик потребил в октябре 2018 года электрическую энергию в объеме 121103 кВт/ч и в ноябре 2018 года - 100683 кВт/ч.
Задолженность по оплате потребленной электроэнергии ответчика за период с 01.10.2018 по 31.10.2018 составила в размере 438953,54 руб., а за период с 01.11.2018 по 30.11.2018 - в размере 364131,78 руб. и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Не основан на нормативном регулировании также довод апеллянта о необходимости при расчете стоимости потребленной электроэнергии по нормативу исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей подвалов и чердаков, как противоречащей формуле 15 Правил N 354, учитывая следующее.
В соответствии с пунктом 2. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Так, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Однако в соответствии с пояснениями к формуле 15 Приложения 2 Правил N 354 при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам, то есть исключая площадь чердаков и подвалов.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" разъясняет, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу ООО "Севэнергосбыт" задолженность по Договору за октябрь, ноябрь 2018 года в сумме 803085,32 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции обоснованно при расчете неустойки применил указанную норму, как специальную норму, а не часть 14 статьи 155 ЖК РФ. Соответствующий правовой подход по применению абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, а не части 14 статьи 155 ЖК РФ изложен в определении Верховного Суда РФ от 20.08.2018 N 303-ЭС18-11590 по делу N А51-19034/2017.
Учитывая период просрочки оплаты основной суммы задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании пени за просрочку обязательств за октябрь, ноябрь 2018 года в размере 10889,91 руб., в дальнейшем решил производить исчисление пени с 22.01.2019 по день фактической оплаты долга, исходя из расчёта одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ к обстоятельствам, освобождающим от ответственности, не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника (например, задолженность населения), отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе ГУПС "УК "Север" отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 АПК РФ, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 01.04.2019 по делу N А84-431/2019 оставить без изменения; апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-431/2019
Истец: ООО "Севэнергосбыт"
Ответчик: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕР