14 августа 2019 г. |
Дело N А43-20387/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ОГРН 1025203724171, ИНН 5200000102) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2019 по делу N А43-20387/2019,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" о признании частично недействительным постановления Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 25.04.2019 N 19-4870/3110-1,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Мириад Рус".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
По результатам рассмотрения обращения общества с ограниченной ответственностью "Мириад Рус" (далее - ООО "Мириад Рус") - акционера публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - Общество, ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород") Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе (далее - Управление, административный орган) установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации в списках аффилированных лиц Общества, составленных по состоянию на 30.09.2018, и раскрытых на странице в сети Интернет 02.10.2018, отсутствуют сведения об аффилированных лицах Общества - обществе с ограниченной ответственностью "Технологический центр "Бажен" и обществе с ограниченной ответственностью "Ант-Цифровые Сервисы".
Обществу 31.01.2019 выдано предписание о необходимости устранения нарушений законодательства Российской Федерации N С59-7-2-7/1402.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления 14.03.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N ТУ-22-ЮЛ-19-4870/1020-1.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 25.04.2019 вынесено постановление N 19-4870/3110-1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 740 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления от 25.04.2019 N 19-4870/3110-1 в части установления административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Мириад Рус".
Решением от 06.06.2019 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что назначенное Обществу наказание является чрезмерным. Общество на дату составления рассматриваемого списка аффилированных лиц не имело сведений, которые могли бы свидетельствовать о возможности и необходимости включения общества с ограниченной ответственностью "Технологический центр "Бажен" и общества с ограниченной ответственностью "Ант-Цифровые сервисы" в список аффилированных лиц Общества по состоянию на 30.09.2018.
Общество утверждает, что в деле отсутствуют доказательства причинения вреда его акционерам.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
ООО "Мириад Рус" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия эмитента ценных бумаг, выражающиеся в раскрытии недостоверной информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон о акционерных обществах) публичное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.
Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России (часть 2 статьи 92 Закона об акционерных обществах).
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 Закона об акционерных обществах акционерное общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Публичное общество обязано раскрывать, в том числе, иные сведения, определяемые Банком России (пункт 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах).
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Банком России утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 N 454-П (далее -Положение N 454-П), регулирующее состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом.
В соответствии с пунктом 69.2 Положения N 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать, в том числе, сведения об аффилированных лицах публичного акционерного общества.
Требования к раскрытию информации об аффилированных лицах акционерного общества установлены в главе 73 Положения N 454-П.
Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц (пункт 73.1 Положения N 454-П).
Согласно пунктам 73.3, 73.4 Положения N 454-П акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, в срок не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу (пункт 73.2 Положения N 454-П).
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон N 948-1) под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
- член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены Советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;
3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;
4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);
6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 -7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку;
9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в списке аффилированных лиц ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", составленном по состоянию на 30.09.2018 и размещенном на странице в сети Интернет 02.10.2018 отсутствуют сведения об аффилированных лицах Общества: обществе с ограниченной ответственностью "Технологический Центр "Бажен" (ИНН 8601066868) и обществе с ограниченной ответственностью "Ант-Цифровые Сервисы" (ИНН 7802676011).
Между тем, при рассмотрении Управлением представленных публичным акционерным обществом "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") документов, в том числе схем взаимосвязи лиц, входящих в группу лиц ПАО "Газпром", административный орган правильно установил, что общества с ограниченной ответственностью "Технологический Центр "Бажен" и "Ант - Цифровые Сервисы" входят в группу лиц ПАО "Газпром" с момента создания на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции и на основании статьи 4 Закона о конкуренции являются его аффилированными лицами.
Так, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" и акционерное общество "Газпром газораспределение" признаются группой лиц на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Акционерное общество "Газпром газораспределение" и акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" признаются группой лиц на основании пункта 6 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз", акционерное общество "Газпром газораспределение" и акционерное общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" являются группой лиц, каждое из которых по указанному в пунктах 1 -7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции входит в группу с одним и тем же лицом. Следовательно, Общество и общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" являются группой лиц на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" и публичное акционерное общество "Газпром" (ИНН 7736050003) составляют группу лиц на основании пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, последнее и публичное акционерное общество "Газпром нефть" (ИНН 5504036333) составляют группу лиц на основании пунктов 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, публичное акционерное общество "Газпром" и публичное акционерное общество "Газпром нефть" принадлежат к той же группе лиц, к которой принадлежат акционерное общество "Газпром газораспределение", общетсов с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" и Общество в силу пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
В свою очередь, публичное акционерное общество "Газпром нефть" и общество с ограниченной ответственностью "Технологический Центр "Бажен" признаются группой лиц по пунктам 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Следовательно, указанные организации принадлежат к той же группе лиц, к которой относится Общество на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" и общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест РГК" (ИНН 7751001106) составляют группу лиц на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, последнее и общество с ограниченной ответственностью "НД инвест" признаются группой лиц по тому же признаку.
Следовательно, общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест РГК" и общество с ограниченной ответственностью "НД инвест" (ИНН 7729483856) принадлежат к той же группе лиц, к которой принадлежат общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз", акционерное общество "Газпром газораспределение", публичное акционерное общество "Газпром" и Общество в силу пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
В свою очередь, общество с ограниченной ответственностью "НД инвест" и общество с ограниченной ответственностью "Ант - Цифровые Сервисы" признаются группой лиц по пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, все вышеперечисленные организации принадлежат к той же группе лиц, к которой относится АО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" на основании пункта 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, в связи с чем общества с ограниченной ответственностью "Технологический Центр "Важен" и "Ант-Цифровые Сервисы" по отношению к АО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" признаются аффилированными лицами на основании части 4 Закона N 948-1.
При этом датой наступления оснований, по которым указанные организации являются аффилированными лицами Общества, следует считать 06.07.2018 и 17.09.2018 соответственно (даты их создания).
Названные лица подлежат отражению в списках аффилированных лиц Общества, начиная со списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на 30.09.2018, по основанию отнесения к той же группе лиц, к которой принадлежит Общество.
Позиция Общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является несостоятельной и судом первой инстанции обоснованно отклонена.
В силу пункта 1 статьи 1 и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере распространения информации.
Совокупное толкование указанных выше норм права позволяет прийти к выводу, что список аффилированных лиц публичного акционерного общества, подлежащий обязательному раскрытию, должен содержать достоверные и полные сведения об аффилированных лицах на отчетную дату.
Поскольку действующим законодательством обязанность по ведению учета аффилированных лиц и по раскрытию списка аффилированных лиц возложена на эмитента, именно эмитент с целью обеспечения раскрытия полной и достоверной информации обязан предпринимать соответствующие меры по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала и нести ответственность за указание в тексте данного документа неполных и (или) недостоверных сведений. При этом законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на использование публичной информации, размещенной в общедоступных информационных ресурсах.
В рассматриваемом случае Общество полагает, что предприняло максимальное количество мер для установления своих аффилированных лиц.
Между тем Обществом направлен только 1 запрос в ПАО "ГАЗПРОМ" в 2017 году, на который до настоящего времени Обществом не получен ответ.
Ссылка Общества на направление в ПАО "Газпром" запроса от 21.08.2018 N 0711-0114/503 несостоятельна в силу следующего.
В указанном запросе ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" просило представить сведения об актуальной группе лиц ПАО "Газпром" по состоянию на 30.06.2018 и основаниях включения в группу лиц ПАО "Газпром" организации "Отель Бельвю Похорье".
При этом получение данных сведений не могло бы предотвратить ошибок при раскрытии списка аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2018, поскольку общество с ограниченной ответственностью "АНТ-Цифровые Сервисы" создано 17.09.2018, а общество с ограниченной ответственностью "Технологический центр "Бажен" - 06.07.2018.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 6, л.д. 2-4).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в пределах санкции, предусмотренной в части 2 статьи 15.19 КоАП РФ. Смягчающих ответственность Общества обстоятельств судом по материалам дела не установлено, соответствующих доказательств материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, о чем свидетельствует неоднократное привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ по аналогичным основаниям.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2019 по делу N А43-20387/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20387/2019
Истец: ПАО " Газпром газорспределение Нижний Новгород"
Ответчик: ЦБ в лице Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ
Третье лицо: ООО "Мириад Рус"