16 августа 2019 г. |
Дело N А83-18890/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей: Евдокимова И.В., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Олиферук Т.Н.,
при участии в судебном заседании:
от компании "Гравис Энтерпрайзис корп" - Майдиков Игорь Степанович, представитель по доверенности б/н от 06.12.2018, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 по делу N А83-18890/2018 (судья Чумаченко С.А.)
по иску Гравис Энтерпрайзис корп. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
"Гравис Энтерпрайзис корп." (далее - истец, компания) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с иском (согласно уточнений) к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - ответчик, департамент), согласно которому просил суд урегулировать разногласия между ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, возникшие при заключении договора аренды от 26.09.2018 земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98-а кадастровый номер 90:25:010117:98. изложив спорные пункты договора в испрашиваемой редакции.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 исковые требования удовлетворены. Судом урегулированы разногласия между ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, возникшие при заключении договора аренды от 26.09.2018 земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98-а кадастровый номер 90:25:010117:98. изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
"Пункт 1.2. Вид разрешённого использования земельного участка - "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1). Категория земель: земли населённых пунктов.
Пункт 1.3. На Участке находится отдельное индивидуально определённое недвижимое имущество: здание корпуса кадастровый номер 90:25:010117:68, и здание склада кадастровый номер 90:25:010117:67 принадлежащие Арендатору, на праве собственности.
Пункт 2.1 Договор заключен сроком до 28.08.2055 и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Абзац 1 пункта 3.2. Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания Договора и составляет 318 837,06 рублей (Триста восемнадцать тысяч восемьсот тридцать семь рублей 6 копеек) и может в дальнейшем изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в случае:
Приложение N 1 "Расчёт размера годовой арендной платы"
Базовые показатели расчёта:
Местоположение земельного участка: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98 а. Кадастровый номер земельного участка: 90:25:010117:98; вид разрешённого использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1); общая площадь земельного участка, кв.м: 5100, нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка (Нц), в руб.: 5 313 951,08 арендная ставка (А). %: 6, уровень инфляции, установленный федеральным законом Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период,(Ki): (2016 г.- 1,058; 2017 г.- 1,032; 2018 г. - 1,04).
Размер арендной платы: Нц х А = 5313951,08 х 6% = 318 837,06 рублей в год
В приложении N 2 "Атка приема-передачи земельного участка" - исключить слова "Гостиничное обслуживание" (код 4.7)."
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать полностью.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что оспариваемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Так, департамент указывает, что вид разрешенного использования земельного участка в спорном договоре невозможно изменить без внесения изменений в постановление Администрации города Ялта Республика Крым от 3 ноября 2016 года N 4207-п.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель истца просил судебную коллегию решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.07.2009 между Компания ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. и Ялтинским городским советом заключен и зарегистрирован в установленном порядке договор аренды земельного участка, общей площадью 0,51 га (кадастровый N 0111900000:01:017:0048) расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, ул. Кирова, дом N 98а.
Согласно договору в аренду был передан земельный участок площадью 0,5100 га, в том числе по угодьям: 0,5100 га - "застроенные земли", в том числе "земли для отдыха и иные открытые земли", в том числе "земли рекреационного назначения" (графы 34,55,57,80 формы 6-зем.)
На земельном участке расположены строения и сооружения.
Согласно п.2.3 Договора, нормативно-денежная оценка земельного участка, согласно выписке из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка, составляет 7961382,17 грн.
Договор аренды был заключен сроком на 46 лет (п. 3.1 договора).
Согласно п.4.1. Арендная плата устанавливается Арендодателем в сумме 71655,00 гривен в год и вносится Арендатором ежемесячно, в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет. При постановке на кадастровый учёт в соответствии с законодательством Российской Федерации, земельному участку был присвоен кадастровый номер 90:25:010117:98.
25.03.2016 Компания ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым переоформить существующий Договор аренды земельного участка.
По итогам рассмотрения заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым подготовило проект договора аренды от 26.09.2018 земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98-а, который был получен истцом 27 сентября 2018.
Указанный проект договора аренды земельного участка был возвращен Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с протоколом разногласий.
Письмом N 03-15/6808 от 31.10.2018 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым отклонил представленный протокол разногласий.
Поскольку спор не был урегулирован в досудебном порядке, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 исковые требования удовлетворены. Судом урегулированы разногласия между ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, возникшие при заключении договора аренды от 26.09.2018 земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98-а кадастровый номер 90:25:010117:98. изложив спорные пункты договора в следующей редакции:
"Пункт 1.2. Вид разрешённого использования земельного участка - "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1). Категория земель: земли населённых пунктов.
Пункт 1.3. На Участке находится отдельное индивидуально определённое недвижимое имущество: здание корпуса кадастровый номер 90:25:010117:68, и здание склада кадастровый номер 90:25:010117:67 принадлежащие Арендатору, на праве собственности.
Пункт 2.1 Договор заключен сроком до 28.08.2055 и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Абзац 1 пункта 3.2. Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания Договора и составляет 318 837,06 рублей (Триста восемнадцать тысяч восемьсот тридцать семь рублей 6 копеек) и может в дальнейшем изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в случае:
Приложение N 1 "Расчёт размера годовой арендной платы"
Базовые показатели расчёта:
Местоположение земельного участка: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98 а. Кадастровый номер земельного участка: 90:25:010117:98; вид разрешённого использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1); общая площадь земельного участка, кв.м: 5100, нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка (Нц), в руб.: 5 313 951,08 арендная ставка (А). %: 6, уровень инфляции, установленный федеральным законом Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период,(Ki): (2016 г.- 1,058; 2017 г.- 1,032; 2018 г. - 1,04).
Размер арендной платы: Нц х А = 5313951,08 х 6% = 318 837,06 рублей в год
В приложении N 2 "Атка приема-передачи земельного участка" - исключить слова "Гостиничное обслуживание" (код 4.7)."
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Земельный участок, с кадастровым номером 90:25:010117:98, являющийся объектом аренды Договора, находится в государственной собственности Республики Крым.
Статьей 2 Закона Республики Крым от 30.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.
Согласно п. 6 ст. 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Согласно Закона Республики Крым N 15-ЗРК от 05.06.2014 "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" принято Государственным Советом Республики Крым 04.06.2014 муниципальное образование город Ялта наделен статусом городской округ Ялта.
С момента принятия Устава, то есть после 19.11.2014 Ялтинский городской совет утратил, а Администрация города приобрела полномочия по управлению и распоряжению земельными участками муниципальной собственности, проведению земельного контроля.
Во исполнение требований Устава города, Ялтинским городским советом 29.11.2014 принято решение N 131 "Об учреждении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты". Данным решением утверждено Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым. Решением Ялтинского городского Совета N 11 от 17 сентября 2015 года Положение утверждено в новой редакции.
Согласно положения в задачи и обязанности Департамента вменено: подготовка материалов по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории муниципального образования городской округ Ялта (п. 2.2 Положения); обращение в судебные органы в случае нарушения законодательства в части распоряжения и использования муниципальной собственности, участие в судах в качестве истца и ответчика (п. 4.9 Положения); обеспечение деятельности по вопросам оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городского округа города Ялта Республики Крым (п. 2.4); администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов, в том числе от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности городского округа Ялта Республики Крым. Организация в установленном законодательством порядке обеспечения электронного документооборота по администрированию неналоговых доходов (п.2.5); осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа Ялта, проводит проверки их использования, при выявлении нарушений принимает меры по их устранению в соответствии с действующим законодательством (п. 3.5).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты является надлежащим ответчиком в данном деле.я
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 36-ФЗ.
21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ). Согласно частям 1 и 2 статьи 23 закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Из содержания статьи 9 N 6-ФКЗ следует, что к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений (определение ВС РФ от 05.12.2014 N 308-ЭС14-1405).
При этом в указанном случае надлежит учитывать, что нормы ФКЗ не имеют обратного действия; правоотношения, возникшие до 18.03.2014, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства (определение ВС РФ от 27.10.2014 N 308-ЭС14- 1939).
Принимая во внимание, что возникновение арендных отношений между сторонами при заключении договора аренды земли от 30.07.2009 имели место на территории Республики Крым до ее присоединения к Российской Федерации на основании Закона N 6-ФКЗ, давая правовую квалификацию обстоятельствам спора, материалам дела и доводам сторон, относительно правоотношений в части заключения договора аренды земли от 30.07.2009, судебной коллегией применяются нормы материального права Украины, действующие по состоянию на момент возникновения указанных правоотношений, с момента присоединения Республики Крым к Российской Федерации на основании Закона N 6-ФКЗ, относительно урегулирования разногласий по договору аренды земельного участка, суд полагает необходимым применить нормы действующего законодательства Российской Федерации.
Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Как следует из материалов дела, предметом спора по данному делу является устранение разногласий, возникших между Компания ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП. и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым при перезаключении договора аренды на земельный участок общей площадью 0,51 га (кадастровый N 0111900000:01:017:0048) расположенного по адресу: Республика Крым, город Ялта, ул. Кирова, дом N 98а.
В соответствии с пунктом 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК, в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, уполномоченный орган обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Изложенный выше пункт Закона N 38-ЗРК содержит прямое обязательство органов государственной власти и органов местного самоуправления на заключение договоров аренды в случае обращения с заявлением лиц, с которыми, в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, были заключены соответствующие договора аренды земли, и срок действия которых не истек на момент обращения.
Пунктом 15 статьи 3 Закона N 38-ЗРК (с изменениями) предусмотрено, что лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 января 2018 года.
Данная процедура была соблюдена.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствием с положениями статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Положения Закона N 38-ЗРК, Постановления Совета министров Республики Крым N 450 от 12.11.2014 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" и других нормативно-правовых актов обязывают стороны по ранее заключенным договорам на право застройки земельного участка и аренды земельного участка перезаключить их, а соответственно являются и основанием для заключения договора аренды.
При этом, в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом был изменен первоначальный расчет и указана новая редакция пунктов, которую суд принял к рассмотрению, поскольку при рассмотрении данной категории дел не может быть правовой неопределенности и судебный орган в решении должен указать редакции всех спорных пунктов договора.
При этом у сторон имеются разногласия относительно редакции пункта 1.2 проекта договора аренды земельного участка касательно вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 5.1., 5.2. действующего на сегодняшний день договора аренды земельного участка, заключенного 30.07.2009 года, Ялтинский городской совет передал Истцу земельный участок (согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - УКЦИЗ): "рекреационного назначения", код - 1.17, расположенный по адресу: Автономная республика Крым, город Ялта, улица Кирова, дом N 98а (кадастровый N 0111900000:01:017:0048). Площадь участка 0,51 га, в том числе по угодьям 0,51 га - "застроенные земли", в том числе "земли для отдыха и иные открытые земли", в том числе "земли рекреационного назначения". Земельный участок предоставлен в аренду для реконструкции и обслуживания непригодного к дальнейшей эксплуатации здания бывшего корпуса и сооружений в рекреационный комплекс. Целевое назначение земельного участка - рекреационного назначения.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЭРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - "Закон N 38-ЭРК") определено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации. В частности подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 определено, что земли рекреационного назначения в границах населенных пунктов признаются землями населенных пунктов.
Пунктом 2 статьи 5 Закона N 38-ЭРК установлено, что особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Статьей 7 Закона N 38-ЭРК установлено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
В соответствии со статьями 5, 7 Закона N Э8-ЗРК, Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков (Приложение 1) и Таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (Приложение 2).
Согласно Таблицы, в переделах границ населенных пунктов, "земли для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения" должны соответствовать разрешённому виду использования "туристическое обслуживание", код 5.2.1. Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. N 540. Иного вида соответствия кроме "Туристического обслуживания" названной Таблицей не предусмотрено.
Виды функционального использования земельных участков |
Виды разрешенного использования земельных участков |
Код |
Категория зем.участка |
для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхтклубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов) |
Туристическое обслуживание - размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них; размещение детских лагерей |
5.2.1. |
Земли населенных пунктов |
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вид разрешенного использования "Туристическое обслуживание", код 5.2.1. соответствует ранее установленному виду "земли рекреационного назначения" определённому в ранее заключённом действующем договоре аренды и не изменялся.
03.12.2018 Ялтинским городским Советом принят Генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, который опубликован на официально портале муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно Генеральному плану города земельный участок Истца отнесен к "многофункциональной общественно-деловой зоне".
Да Статьей 35 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлены перечень градостроительных зон. Пунктами 4-6 статьи 35 Градостроительного Кодекса установлено, что в состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно- исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Вышесказанное также подтверждается Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, проект которых размещен на официально портале муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно графическим материалам проекта ПЗЗ, в частности Карте градостроительного зонирования - земельный участок Истца отнесен к "территориальной зоне многофункциональной застройки ТЗ-05".
В соответствии со статьей 19 текстовой части проекта ПЗЗ (страница 64) территориальная зона многофункциональной застройки ТЗ-05 выделена для обеспечения правовых условий формирования территории с размещением объектов капитального строительства в целях обеспечения для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением, жизнедеятельности граждан.
Пунктом 1.1. статьи 19 проекта ПЗЗ (страница 64) определены основные виды разрешённого использования зоны ТЗ-05, в которые входит в том числе и "туристическое обслуживание", код 5.2.1. (п.26 таблицы, страница 71 проекта ПЗЗ).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения Градостроительного Кодекса, Генеральный план и проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым разрешают в общественно-деловых зонах строительство объектов, с разрешенным видом использования земельного участка "туристическое обслуживание".
Доводы администрации в апелляционной жалобе относительно невозможности установления вида разрешенного использования земельного участка "туристическое обслуживание" не подтверждаются надлежащими доказательствами по делу и нормативно-правовым регулированием спорных правоотношений действующим законодательством, а по своему содержанию сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции.
Также истец не согласился с предложенной администрацией редакцией пункта 1.3 проекта договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в частности:
- здания корпуса площадью 379,7 м.кв., лит.А
- склада площадью 12 м.кв., лит.Б
- сооружения
Право собственности возникло у Истца на основании договора купли-продажи от 15.06.2009, нотариально удостоверенного частным нотариусом Ялтинского городского округа Кузнецовой О. В. Договор зарегистрирован в установленном на тот период законодательством Украины порядке о чем свидетельствует Вытяг о регистрации права собственности на недвижимое имущество, выданный Коммунальным предприятием Ялтинского городского совета "Бюро технической инвентаризации" за N 23032529 от 16.06.2009.
Описание объектов недвижимости с указанием их наименований и литер приведено в п.1 вышеуказанного договора купли-продажи, копия которого предоставлялась Ответчику при подаче заявления о переоформлении права аренды земельного участка (от 25.03.2016 за N 3/2016).
Здание корпуса и склада были поставлены на кадастровый учет согласно требованиям законодательства РФ, о чем были выданы кадастровые паспорта с присвоением кадастрового номера объекта недвижимости и указанием вида недвижимого имущества.
13.07.2018 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение об оформлении права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, согласно требованиям законодательства Российской Федерации, о чем были выданы соответствующие выписки из Единого государственного реестра недвижимости (копии прилагаются). Указанные документы также были предоставлены Ответчику, однако Ответчик не принял их во внимание, о чем уведомил в письме от 31.10.2018 за N 03-15/6808.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрация обладала достоверной информацией о наличии на земельном участке не только здания корпуса, но и склада, в связи с чем обязан был указать его в пункте 1.3 проекта договора аренды земельного участка.
При этом, утверждение администрации в апелляционной жалобе относительно непригодности к эксплуатации объектов капитального строительства на спорном земельном участке не влияет на разрешении данного спора и не подтверждается надлежащими доказательствами по делу.
Истец также не согласился с редакцией пункта 2.1 проекта договора аренды земельного участка касательно срока аренды земельного участка
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 38-ЭРК от 31.07.2014 определено, что право аренды земельного участка возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации. В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЭРК стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 01.01.2018 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды (пункт 14 статьи 3 Закона N Э8-ЗРК).
Изложенный выше пункт Закона N 38-ЭРК содержит прямое обязательство органов государственной власти и органов местного самоуправления на заключение договоров аренды в случае обращения с заявлением лиц, с которыми, в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, были заключены соответствующие договора аренды земли, и срок действия которых не истек на момент обращения.
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N Э8-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявления о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки регламентирован Постановлением Совета министров республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым".
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Истец подал соответствующее заявление в Департамент имущественных и земельных отношений города администрации города Ялта 31 марта 2016 года, о чем свидетельствует отметка о принятии заявление канцелярий Департамента. К заявлению прилагались все необходимые документы предусмотренные Порядком.
В своем заявлении Истец просил предоставить земельный участок в порядке переоформления прав по ранее заключенному договору аренды на срок 39 лет (до момента окончания срока действия имеющегося договора аренды земельного участка), с целевым назначением - "рекреация", для строительства и обслуживания рекреационного комплекса. Также в своем заявлением Истец указывал, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости и сооружения, принадлежащие Истцу на праве собственности.
Частью 17 пункта 8 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 49 лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.
Кроме того, пунктом 14 Порядка прямо предусмотрено, что сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута).
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции относительно того, что в указанном случае, установив в направленном Истцу проекте договора аренды земельного участка срок договора 10 лет, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым нарушил нормы действующего законодательства.
Истец также не согласился с редакцией пункта 3.2 проекта договора аренды земельного участка касательно определения размера арендной платы
Решением 39-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22.12.2016 N 17 утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3.2 этого Положения годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от нормативной цены земельного участка и зависит от вида разрешенного использования земельного участка.
Классификатор видов разрешенного использования земельного участка утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Согласно классификатору каждому определенному виду разрешенного использования присвоен код (числовое обозначение).
На вид разрешенного использования: "туристическое обслуживание" предусматривает размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них - и ему присвоен код 5.2.1
Пунктом 2.3 этого Положения предусмотрено, что нормативная цена земельного участка определяется на основании среднего показателя нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым, по формуле:
НЦзу = НЦ х П, где:
НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях;
НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложением 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" в рублях;
П - площадь земельного участка, в квадратных метрах.
Кроме того, Положением предусмотрено, что нормативная цена земельного участка, ежегодно увеличивается на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Приложением 1 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 (с учетом изменений внесенных Постановлениями Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 N 685 и от 22.07.2016 N 343) утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым.
Для вида разрешенного использования 5.2.1 ("туристическое обслуживание") нормативная цена составляет 917,59 рублей за 1 метр квадратный земельного участка.
Общая площадь арендуемого земельного участка, согласно данным кадастрового учета, составляет 5100 метров квадратных.
Ежегодный уровень инфляции, установленный федеральными законами о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период составляет:
1,058 - уровень инфляции согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год"
1,032 - уровень инфляции согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
1,04 - уровень инфляции согласно статье 1 ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормативная цена земельного участка, с учетом индексов инфляции составит:
НЦзу = 917,59 х 5100 х 1,058 х 1,032 х 1,04 = 5 313 951,08 рублей
Согласно подпункту г) пункта 3.2 вышеуказанного Положения ставка арендой платы для вида разрешенного использования 5.2.1. ("туристическое обслуживание") составляет 6%.
Таким образом, годовой размер арендной платы составит: 5 313 951,08 х 0,06 = 318 837,06 рублей.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в статье 173 закрепил положение, согласно которому по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Таким образом, разрешая преддоговорной спор, суд должен установить гражданские права и обязанности, облеченные в форму условий договора, которыми стороны будут руководствоваться в своих дальнейших отношениях.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в порядке статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым стороны не пришли к согласию, в том числе условие о размере арендной платы, определяются в судебном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правомерным определение редакции: "Пункта 1.2. Вид разрешённого использования земельного участка - "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1). Категория земель: земли населённых пунктов;
Пункта 1.3. На Участке находится отдельное индивидуально определённое недвижимое имущество: здание корпуса кадастровый номер 90:25:010117:68, и здание склада кадастровый номер 90:25:010117:67 принадлежащие Арендатору, на праве собственности;
Пункта 2.1 Договор заключен сроком до 28.08.2055 и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
Абзаца 1 пункта 3.2. Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания Договора и составляет 318 837,06 рублей (Триста восемнадцать тысяч восемьсот тридцать семь рублей 6 копеек) и может в дальнейшем изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в случае:
Приложение N 1 "Расчёт размера годовой арендной платы"
Базовые показатели расчёта:
Местоположение земельного участка: Республика Крым, г. Ялта, ул. Кирова, дом 98 а. Кадастровый номер земельного участка: 90:25:010117:98; вид разрешённого использования земельного участка: "Туристическое обслуживание" (код 5.2.1); общая площадь земельного участка, кв.м: 5100, нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка (Нц), в руб.: 5 313 951,08 арендная ставка (А). %: 6, уровень инфляции, установленный федеральным законом Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период,(Ki): (2016 г.- 1,058; 2017 г.- 1,032; 2018 г. - 1,04).
Размер арендной платы: Нц х А = 5313951,08 х 6% = 318 837,06 рублей в год
В приложении N 2 "Атка приема-передачи земельного участка" - исключить слова "Гостиничное обслуживание" (код 4.7)".
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований в заявленном размере.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта, в связи с чем отклоняются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы коллегия судей приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 по делу N А83-18890/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 31.05.2019 по делу N А83-18890/2018 оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрация города Ялты Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Колупаева Ю.В. |
Судьи |
Евдокимов И.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18890/2018
Истец: КОМПАНИЯ "ГРАВИС ЭНТЕРПРАЙЗИС КОРП."
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ