г. Киров |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А28-18042/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя ответчика - Кудрявцева А.К., по доверенности от 01.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - акционерного общества "Кировские коммунальные системы", ИНН 4345230965 ОГРН 1084345012454
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2019 по делу N А28-18042/2018, принятое судом в составе судьи Покрышкиной Ю.Е.
по иску индивидуального предпринимателя Ожегова Алексея Валерьевича (ИНН 434500875248 ОГРН 307434525400038)
к акционерному обществу "Кировские коммунальные системы" (ИНН 4345230965 ОГРН 1084345012454)
о взыскании задолженности,
установил:
индивидуальный предприниматель Ожегов Алексей Валерьевич (далее - Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (далее - Общество, ответчик, заявитель) 244 737 руб. 31 коп. неосновательного обогащения в виде необоснованно начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с февраля по август 2018 года (далее - спорный период) по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 11.07.2012 N 41-0586 (далее - Договор).
Исковые требования Предпринимателя основаны на статьях 309, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644),.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что у истца имеется техническая возможность отбора проб сточных вод со столовой, без смешения с другими пользователями административного здания по адресу Менделеева 21. Данная возможность реализована истцом, начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится при сбросе абонентом сточных вод с превышением соответствующих значений, выявляемым по результатам исследований отобранных проб сточных вод. Предусматривая возможность начисления платы за негативное воздействие в отношении ряда абонентов без проведения отбора проб сточных вод и их исследования (пункт 123(4) Правил N 644), законодатель не установил запрет начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по результатам исследования проб сточных вод, отобранных в контрольных канализационных колодцах в установленном порядке. В случае сброса, в том числе при указании абонентом в декларации сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без учета налога на добавленную стоимость в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по соответствующей формуле, приведенной в пункте 123 Правил N 644. Данное обстоятельство имеет место в рассматриваемом случае. Сторонами подписаны акт сдачи-приемки оказанных услуг на общую сумму 334 368 руб. 34 коп. без замечаний. Претензия направлена после подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг, что не может служить основанием для признания сделки недействительной, оснований для взыскания неосновательного обогащения не имеется.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.06.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.06.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец является собственником производственного помещения, назначение: общественное питание, площадью 626,7 кв.м. в здании торгового центра, расположенного по адресу: Кировская область, г. Киров, ул. Менделеева, д. 21 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 05.07.2012 N 43-43-01/425/2012-446).
11.07.2012 Общество (организация ВКХ) и Предприниматель (абонент) заключили Договор, по условиям которого организация ВКХ, в том числе, обязуется принимать от абонента отводимые сточные воды (объект канализационных водовыпусков расположен по адресу: ул. Менделеева, 21).
В соответствии с пунктом 1.4 Договора прием сточных вод от абонента в канализационную сеть организации ВКХ осуществляется на основании технических условий организации ВКХ на присоединение.
Информация о канализационных выпусках определена в приложении N 3 к Договору, границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в приложении N 4 к Договору.
Согласно пункту 3.1.16 Договора абонент обязан своевременно и в полном размере производить организации ВКХ оплату за полученную воду, отведенные сточные воды, сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
За спорный период ответчик произвел истцу начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по Договору и выставил для оплаты акты от 26.06.2018 N БЕ-1731, от 24.07.2018 N БЕ-2730, от 30.07.2018 N БЕ-2852, от 24.07.2018 N БЕ-2731, от 09.08.2018 N БЕ-3076, от 04.09.2018 N БЕ-3423 на общую сумму 334 368 руб. 34 коп. (с НДС).
Расчет платы произведен на основании пункта 119 Правил N 644.
Истец указанные акты оплатил в полном объеме, что подтверждается платежными документами и сторонами не оспаривается.
22.10.2018 истец направил ответчику требование о возврате необоснованно начисленной и оплаченной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период.
Требование оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законом установлено, что для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности трех условий, а именно: если имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя; приобретение или сбережение имущества приобретено за счет другого лица; отсутствуют правовые основания для получения имущества.
При отсутствии таких доказательств иск о взыскании неосновательного обогащения удовлетворению не подлежит.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644.
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктами "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 установлены следующие обязанности абонента: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
В пункте 118 Правил N 644 установлено: в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Аналогичная обязанность абонента предусмотрена в пункте 10 статьи 7 Закона о водоотведении.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил N 644).
У сторон возникли разногласия по порядку расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Истец считает, что расчет платы за спорный период должен производиться в порядке, предусмотренном пунктом 123(4) Правил N 644.
Ответчик полагает, что наличие у абонента технической возможности осуществить отбор сточных вод без учета сточных вод иных абонентов исключает возможность применения порядка, установленного пунктом 123(4) Правил N 644, вне зависимости от вида производственной деятельности абонента.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К х Т х Qпр1, где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр); Qпр1 - объем сточных вод, сброшенных абонентом, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Для осуществления расчетов по приведенной в данном пункте правил формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям:
- осуществлять хотя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности;
- объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 кубических метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом повышающего коэффициента для абонентов, осуществляющих профессиональные виды деятельности, перечисленные в пункте 123(4) Правил N 644, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что на спорном объекте находится предприятие общественного питания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (назначение помещения: общественное питание), договором коммерческой концессии от 12.07.2017 N 003/17, договорами аренды помещения от 01.01.2018, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении истца (дополнительные виды деятельности: деятельность предприятий общественного питания).
Представленными документами (приложение N 1 к Договору (лимит/объем водоотведения), акты сдачи-приемки услуг по Договору) подтверждается, что объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объекта абонента, относящегося к предприятиям общественного питания, составляет суммарно менее 30 куб.метров в сутки.
Пунктом 123(4) Правил N 644 предусмотрен упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для абонентов с незначительным объемом сбрасываемых в централизованную канализационную систему сточных вод и чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в отводимых в централизованную систему водах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующие на систему канализационных сетей.
Однако, если организация ВКХ произвела отбор сточных вод вышеуказанных абонентов с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами N 644 и Правилами N 525 (в случае наличия технической возможности отбора проб), то размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, указанной в пункте 123 Правил N 644.
Таким образом, при одновременном наличии указанных выше условий (факторов): наличия технической возможности отбора проб сточных вод абонента; осуществления отбора в отдельном контрольном канализационном колодце (на отдельном канализационном выпуске) абонента, к которому отсутствует подключение иных абонентов; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м/сутки; абонент относится к предприятиям с определенным в пункте 123(4) Правил N 644 видом деятельности, расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется в соответствии с пунктом 123 Правил N 644.
Учитывая, что ответчик не представил доказательств отбора проб в целях контроля качества отводимых истцом сточных вод в спорный период, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованно произведен истцом на основании пункта 123(4) Правил N 644.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для его отмены изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.05.2019 по делу N А28-18042/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Кировские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-18042/2018
Истец: ИП Ожегов Алексей Валерьевич
Ответчик: АО "Кировские коммунальные системы"