г. Пермь |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А60-6508/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, товарищества собственников жилья "Регион",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 мая 2019 года по делу N А60-6508/2019,
вынесенное судьей С.Е. Калашником,
по заявлению товарищества собственников жилья "Регион" (ИНН 6671278742, ОГРН 1096671000865)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания,
установил:
Товарищество собственников жилья "Регион" (далее - заявитель, ТСЖ "Регион") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.12.2018 N 29-05-17-290.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В жалобе заявитель приводит доводы о незаконности оспариваемого предписания, неправомерном возложении на товарищество обязанностей, не предусмотренных действующим жилищным законодательством.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношении товарищества "Регион" на основании приказа от 08.11.2018 проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдение обязательных требований к порядку избрания членов правления и председателя правления товарищества собственников недвижимости; соблюдение обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
По результатам проведения проверки выявлены нарушения:
1. Отсутствует на соответствующий год утвержденная в установленном порядке смета доходов и расходов товарищества "Регион", включающая в себя установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, работы и услуги, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также дополнительные услуги (при их наличии);
2. Отсутствует утвержденный в установленном порядке органами управления товарищества "Регион" размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, на основе утвержденной в установленном порядке и отвечающей установленным требованиям сметы доходов и расходов товарищества, применяется размера платы за содержание жилого помещения в много-квартирном доме, расположенном по адресу: ул. Академика Бардина, д. 40, корп. 1 в размере 21,85 руб./кв. м. не утвержденный в указанном порядке;
3. Члены правления и председатель правления товарищества "Регион" не выбраны в установленном законом порядке.
Результаты проверки оформлены актом от 14.12.2018 N 29-05-16-197, выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 14.12.2018 N 29-05-17-290, в соответствии с которым на товарищество "Регион" возложена обязанность в срок до 25.02.2019:
1. Инициировать и провести общее собрание членов товарищества "Регион" по вопросу выбора членов правления. Избрать председателя товарищества "Регион";
2. Утвердить в установленном законом и уставом товарищества порядке смету доходов и расходов товарищества "Регион" на соответствующий год, включающей в себя перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения, с учетом технических особенностей дома, а также дополнительных услуг (при их наличии).
3. Утвердить размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год, включающей в себя минимальной перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения, с учетом технических особенностей домов, а также дополнительных услуг (при их наличии).
Письмом департамента N 29-01-82/7406 от 22.02.2019 срок исполнения предписания продлен до 25.04.2019.
Полагая, что предписание в части пунктов 2, 3 является незаконным и нарушает права и законные интересы ТСЖ "Регион", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным в указанной части.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил совокупность оснований для признания предписания недействительным в оспариваемой части и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным, в том числе, на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области (п. 1, подп. 1 п. 9 Положения).
Исходя из приведенных норм, следует, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит, в том числе плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание.
Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от способа управления многоквартирным домом; один из таких способов - управление товариществом собственников жилья, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время его же решением (пункт 4 части 2 статьи 44, части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, управлением многоквартирным домом N 40 корпус 1 по ул. Академика Бардина в г. Екатеринбург осуществляет товарищество собственников жилья "Регион".
Согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товариществу собственников жилья предоставлено право определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
В силу части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии с п. 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение смет доходов и расходов товарищества на год отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества.
Правила N 491 закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья путем внесения обязательных платежей и взносов (пункт 28); размер же обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33); при этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 35).
Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Такой вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.11.2010 по делу N 4910/10, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.01.2019 по делу N 308-ЭС18-14220.
Из материалов дела следует, что разделом 8 Устава ТСЖ "Регион" предусмотрено, что товарищество вправе определять смету доходов и расходов на год (финансовый план), в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные Уставом цели. В пункте 8.1.3 Устава ТСЖ определено, что товарищество вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с пунктами 13.1, 13.7 Устава ТСЖ высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества; на годовом общем собрании членов товарищества рассматривается, в том числе, вопрос об утверждении смет доходов и расходов товарищества на год, установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества
Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм и положений Устава ТСЖ свидетельствует о том, что утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, определение размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размера платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, является обязанностью товарищества, которая, как установлено департаментом при проведении проверки, товариществом "Регион" не исполнена.
Доказательств принятия решения общего собрания членов товарищества "Регион" по вопросам утверждения размера платы за содержание жилого помещения на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов товарищества "Регион" на 2018 год и утверждения сметы доходов и расходов на соответствующий год материалы дела не содержат, что является нарушением требований части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 33 Правил N 491.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном применении заявителем при расчете размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме ставки 21,85 руб./кв.м, утвержденной Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.06.2017 N 1091.
Доводы заявителя жалобы об обратном со ссылкой на пункт 7.8 Устава ТСЖ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права (положений пункта 1 статьи 137, пункта 2 статьи 145 и пункта 8 статьи 156 ЖК РФ, п. 33 Правил N 491 в совокупности) и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
С учетом установленных обстоятельств, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предписание в оспариваемой части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку законно возлагает на товарищество обязанность по устранению допущенных нарушений обязательных требований действующего жилищного законодательства, оснований для признания предписания недействительным в части пунктов 2, 3 не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
При вынесении Семнадцатым арбитражным апелляционным судом резолютивной части постановления по настоящему делу и изготовлении машинописного текста резолютивной части в виде отдельного судебного акта допущена опечатка, выразившаяся в неверном указании даты и номера дела обжалуемого решения, а именно ошибочно указано "от 14 июня 2019 года по делу N А50-15274/2019", тогда как следовало писать "от 16 мая 2019 года по делу N А60-6508/2019".
Настоящим постановлением суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исправляет указанную опечатку.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2019 года по делу N А60-6508/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Регион" (ИНН 6671278742, ОГРН 1096671000865) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 453 от 09.07.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6508/2019
Истец: ТСЖ "РЕГИОН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ