г. Самара |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А72-1274/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представитель Киреев Семен Владимирович (доверенность от 24.10.2017)
от Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "УК "Новое время" - представитель не явился, извещено,
от Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2019 года по делу N А72-1274/2019 (судья Чудинова В.А.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Красногорский район Московской области
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (ОГРН 1197325000014, ИНН 7325163755), г. Ульяновск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- общества с ограниченной ответственностью "УК "Новое время",
- Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал",
о признании недействительным предписания N Л-158 от 28.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании недействительным предписания N Л-158 от 28.12.2018.
Определением суда от 31.01.2019 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК "Новое время".
Определением суда от 30.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворит в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ПАО "Т Плюс" указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не установлено нарушений прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений и других лиц со стороны ПАО "Т Плюс". Судом не дана оценка доводам заявителя об обязательности исполнения решения общего собрания. Действующее законодательство предусматривает возможность поставки коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации по прямым договорам при предоставлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения.
Представитель ПАО "Т Плюс" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании распоряжения N 00229/Л-158 от 17.12.2018 в период с 26.12.2018 по 28.12.2018 в отношении ПАО "Т Плюс" проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки соблюдения требований жилищного законодательства в части порядка расчета и внесения платы по строке "ГВС: подогрев" платежного документа собственника кв. N 67 дома N 4 по улице Матросова города Ульяновска за период с августа 2018 года по ноябрь 2018 года.
По результатам проверки 28.12.2018 министерством вынесено оспариваемое предписание N Л-158 об устранении ПАО "Т Плюс" выявленных нарушений, срок исполнения до 01.02.2019.
06.02.2019 министерство по заявлению ПАО "Т Плюс" продлило срок исполнения предписания от 28.12.2018 N Л-158 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области по рассмотрению заявления ПАО "Т Плюс" по существу.
Оспариваемым предписанием обществу указано на нарушение положений части 4 статьи 154, статьи 157.2, части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, пунктов 38, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Министерством установлено и в предписании указано, что управление многоквартирным домом N 4 по ул. Матросова г. Ульяновска осуществляет ООО "УК "Новое время" на основании заключенного договора управления от 01.11.2017 N 1.
В ноябре 2017 года (20.11.2017) в многоквартирном доме N 4 по ул. Матросова в г. Ульяновске проведён капитальный ремонт системы горячего водоснабжения и отопления.
С указанного периода в многоквартирном доме N 4 отсутствует центральное горячее водоснабжение. В подвальном помещении многоквартирного дома N 4 установлен теплообменник для приготовления горячего водоснабжения. По информации ООО "УК "Новое время" указанное оборудование входит в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 4 от 27.10.2017 N 1 собственники приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.
На основании указанного протокола в соответствии с частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ ПАО "Т Плюс" производит начисление платы за теплоснабжение, горячее водоснабжение.
Договор на поставку тепловой энергии в целях производства горячего водоснабжения (подогрева) между ООО "УК "Новое время" и ПАО "Т Плюс" не заключался.
Вместе с тем, согласно платежным документам собственника кв. N 67 дома N 4 за период с августа 2018 года по ноябрь 2018 год ПАО "Т Плюс" производит начисление и сбор платы за "ГВС: подогрев", "ГВС: тепловая энергия".
Данные обстоятельство общество не оспаривает.
Министерство, руководствуясь частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, частью 4 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 54 Правил от 06.05.2011 N 354, Законом N 416-ФЗ, Законом N 190-ФЗ, в предписании указало, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что не соответствует предмету договоров, поименованных в статье 13 Закона N 416-ФЗ, и статье 15.1 Закона N 190-ФЗ.
Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии, теплоносителя в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
На основании указанного Министерство пришло к выводу, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Поскольку многоквартирный дом N 4 не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения и приготовление указанной коммунальной услуги осуществляется с помощью теплообменника, то исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению при способе управления, управляющая организация, является ООО "УК "Новое время" (управляющая компания), а не ПАО "Т Плюс".
Кроме того, выставление ПАО "Т Плюс" к оплате строки "ГВС: подогрев", "ГВС: тепловая энергия" в качестве коммунальной услуги платежных документов собственника кв. N 67 дома N 4 за период с августа 2018 года по ноябрь 2018 года, противоречит требованиям жилищного законодательства.
ПАО "Т Плюс", оспаривая предписание и выводы министерства, указывает, что ПАО "Т Плюс" в соответствии с решением собственников помещений дома о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями производит прямые расчеты с гражданами при оказании потребителям (гражданам) коммунальной услуги "тепловая энергия", что не противоречит действующему законодательству и допустимо, в том числе, при нецентрализованной системе горячего водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
27.10.2017 собственники приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.
Однако 20.11.2017 в многоквартирном доме N 4 по ул. Матросова в г. Ульяновске выполнен капитальный ремонт системы горячего водоснабжения и отопления, в результате чего в доме имеется нецентрализованная система горячего водоснабжения, то есть многоквартирный жилой дом не подключен к централизованной системе горячего водоснабжения.
В пункте 7 статьи 2 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование.
Пунктом 54 Правил N 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Таким образом, законом прямо определено, что при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, которая установлена в многоквартирных домах, приготовление горячей воды осуществляется абонентом (управляющей компанией) самостоятельно.
Многоквартирный дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом (далее -ИТП), который в силу положений статьи 290 Гражданского кодекса РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, а также пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме N 491 является общедомовым имуществом.
Как установлено пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" индивидуальный тепловой пункт отнесен законом к нецентрализованным системам горячего водоснабжения. При этом данной нормой права определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения -сооружения и устройства, в том числе ИТП, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
В ИТП поступают ресурсы - тепловая энергия, поставляемая заявителем, и холодная вода, поставляемая УМУП "Ульяновскводоканал".
Используя указанные энергоресурсы, ХВС и тепловую энергию, управляющая компания самостоятельно приготавливает горячую воду, подогревая закупленную холодную воду до необходимых температурных параметров, для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг - организация любой формы собственности, организационно-правовой формы (индивидуальный предприниматель), в обязанности которой в соответствии с законодательством РФ, договором и/или распорядительным актом входит предоставление потребителям жилищно-коммунальных услуг.
Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, в данной ситуации общество ПАО "Т Плюс" не является исполнителем коммунальной услуги ГВС (поскольку общество не занимается приготовлением ГВС), а также не может являться исполнителем коммунальной услуги "тепловая энергия", поскольку сама по себе тепловая энергия не подается конечным потребителям в квартиры граждан.
Управляющая компания получаемую от общества тепловую энергию посредством ИТП самостоятельно использует для приготовления коммунальной услуги - горячее водоснабжение, которая и поставляется (предоставляется) управляющей компанией конечным потребителям, гражданам.
В указанной ситуации ПАО "Т Плюс" является поставщиком (ресурсоснабжающей организацией) управляющей компании коммунального ресурса - тепловая энергия, а значит, не является исполнителем жилищно-коммунальной услуги.
Потребитель тепловой энергии приобретает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения, оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом (пункты 1, 9 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Кроме того, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Такие коммунальные услуги, как "ГВС тепловая энергия", "ГВС подогрев", жилищным законодательством не предусмотрены.
Ссылка заявителя на письмо Минстроя России от 04.02.2019 N 3080-ОО/06 (в ответ на запрос заявителя) является несостоятельной, поскольку не является нормативным правовым актом, обязательным к применению, и кроме того, ранее Минстрой России в своем письме от 07.05.2018 N 20237-ОГ/04 высказывало иную правовую позицию.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным судом не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Коммунальный ресурс тепловая энергия, теплоноситель может подаваться в многоквартирный дом только в виде горячей воды в открытых системах горячего водоснабжения (п.2 Правил N 354). Однако дом N 4 имеет закрытую систему ГВС и коммунальную услугу горячего водоснабжения производит самостоятельно, что заявителем не оспаривается.
Таким образом, при закрытой системе горячего водоснабжения и самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также при наличии решения собственников помещений о переходе на прямые договоры до проведения реконструкции системы, плата за коммунальное услуги "ГВС тепловая энергия", "ГВС подогрев", которые жилищным законодательством не предусмотрен, не может выставляться потребителю.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 мая 2019 года по делу N А72-1274/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1274/2019
Истец: ПАО "Т ПЛЮС", ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Ульяновский"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛИЦЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики, жилищно-комунального комплекса и городской среды Ульяновской области
Третье лицо: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", ООО "УК Новое время", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НОВОЕ ВРЕМЯ", УМУП "Ульяновскводоканал"