г. Пермь |
|
16 августа 2019 г. |
Дело N А50-37956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д. И.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГАЛЕС": Кокшарова Е.А., паспорт, доверенность от 28.11.2018;
от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: Тищенко И.М., паспорт, доверенность от 12.04.2018;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ГАЛЕС",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 мая 2019 года
по делу N А50-37956/2018,
принятое судьей Елизаровой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАЛЕС" (ИНН 8107010670, ОГРН 1048102238293)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о признании незаконным решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГАЛЕС" (далее - ООО "ГАЛЕС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 01.11.2018 N СЭД-30-01-25.4.-7956 в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером: 81:06:0000000:1955, вид использования - заготовка древесины, общей площадью 5756,0 га на новый срок без проведения торгов, обязании устранить допущенные нарушения прав общества путем заключения договора аренды лесного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд необоснованно указал, что подписание дополнительных соглашений не может быть признано переоформлением договора в целях его приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Заявитель указал, что дополнительное соглашение N 1 было заключено с целью соблюдения требования законодательства о том, что на момент переоформления договора аренды срок ранее заключенного договора должен составлять не менее 10 лет. Исходя из условий дополнительного соглашения N 1 от 12.08.2010 к договору от 30.12.2008 N 239 оно было заключено именно в порядке переоформления ранее заключенного договора на основании решение соответствующей комиссии. Также заявитель не согласен с отклонением судом его довода о заключении дополнительного соглашения N 3 на основании решения суда.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором данная сторона просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда ФГУ "Кудымкарский лесхоз им Н.И.Кузнецова" от 01.11.2006, ООО "ГАЛЕС" является победителем лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда площадью 5756 га сроком на 5 лет.
15.11.2006 между ФГУ "Кудымкарский лесхоз имени Н.И.Кузнецова", Агентством лесного хозяйства по Пермской области и ООО "ГАЛЕС" заключен договор на аренду участка лесного фонда для заготовки древесины сроком на 5 лет.
16.10.2008 Агентством по природопользованию Пермского края принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка на основании ст.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", срок аренды - 5 лет.
30.12.2008 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ООО "ГАЛЕС" (арендатор) заключен договор N 239 аренды лесного участка, по условиям которого, в аренду передан лесной участок площадью 5756 га, местоположение: Пермский край, Кудымкарский муниципальный район, ГКУ "Кудымкарское лесничество", Верх-Иньвенское участковое лесничество, N кварталов 37, 38, 41-43, 49-61, 64-72, 83, 89 (п.п.1, 2 договора).
Земельный участок предоставлен для заготовки древесины (п.4 договора). Срок действия договора определен с 30.12.2008 по 15.11.2011(п.29 договора).
12.08.2010 между сторонами подписано соглашение N 1, согласно которому, стороны изменили срок действия договора аренды с 30.12.2008 по 29.12.2018.
Также между сторонами подписаны соглашение N 2 от 26.05.2017 и соглашение N 3 от 30.01.2018 к договору. Государственная регистрация договора и дополнительных соглашений к нему произведена в установленном порядке.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05 июля 2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29 декабря 2007 N121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края. В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 22.06.2012 N41 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Министерство природных ресурсов Пермского края и Министерство лесного хозяйства Пермского края преобразованы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
02.10.2018 ООО "ГАЛЕС" в порядке п.4 ст.74 ЛК РФ обратилось в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с заявлением о заключении на 49 лет нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
01.11.2018 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края принято решение об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, в связи с тем, что ранее лесной участок предоставлен в аренду по результатам лесного конкурса сроком действия 5 лет, что не соответствует условию заключения договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 74 ЛК РФ.
Полагая, что решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого отказа и отсутствия у уполномоченного органа оснований для заключения с ООО "ГАЛЕС" договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 АПК РФ.
По правилам главы 24 АПК РФ рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 25 ЛК РФ установлен перечень видов использования лесов, среди которых: заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 12); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13); переработка древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14).
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 25 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Материалами дела подтверждается, что лесной участок был предоставлен в аренду по договору от 15.11.2006 по результатам торгов на срок 5 лет, последующий договор аренды от 30.12.2008 был заключен в порядке переоформления договора в силу требований о приведении в соответствие с ЛК РФ (ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
На основании пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" действующие договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 01.01.2009.
В период до 01.07.2015 часть 5 статьи 72 ЛК РФ содержала правило о том, что арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Между тем, пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе требовать заключения договора аренды лесного участка на новый срок в порядке части 5 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного сфера действия нормы части 5 статьи 72 ЛК РФ ограничена условиями пункта 5 части 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ. Указанная норма подлежала применению лишь к тем договорам аренды, которые изначально до их переоформления были заключены на срок более десяти лет.
В этой связи по истечении срока действия договора аренды лесного участка от 30.12.2008 заключение сторонами нового договора аренды было возможно только по результатам проведения торгов, в связи с чем отказ министерства от заключения с заявителем договора аренды является правомерным.
Изложенный вывод подтверждается разъяснениями пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно которым в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 30-30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 ЛК РФ), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.10.2018 N 302-ЭС18-16102 по делу N А19-13300/2017.
Факт продления договоров дополнительными соглашениями, а также фактического пользования лесным участком более 10 лет при вышеуказанных обстоятельствах определяющего значения не имеет.
Выводы, сделанные судом при рассмотрении дела N А50П-767/2017 о внесении изменении в договор аренды в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, связанные с констатацией указанного сторонами в ранее заключенном дополнительном соглашении N 1 срока действия договора, не влияют на оценку законности оспариваемого заявителем в рамках данного дела решения уполномоченного органа. В рамках дела N А50П-767/2017 вопрос о законности продления сроков договора аренды применительно к обстоятельствам данного дела не разрешался.
В этой связи обоснованным признается вывод суда первой инстанции о правомерности обжалуемого заявителем отказа министерства в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
Перезаключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов противоречит требованию о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной статьей 74 ЛК РФ, призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании приведенных выше положения ЛК РФ, Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в связи с чем отклонены судом апелляционной инстанции как не влекущие удовлетворение жалобы заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 мая 2019 года по делу N А50-37956/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
В. Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-37956/2018
Истец: ООО "ГАЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8248/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8248/19
16.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9498/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-37956/18